Психотерапия не дает гарантий. Тогда зачем ей заниматься?

Ни один психолог не может вам дать 100% гарантий, что вам поможет. Тогда о каком эффекте психотерапии может идти речь? За что, собственно, платить деньги?

Если рассуждать о 100% гарантий, то в сфере здоровья вам в целом никто их дать не может в большинстве случаев. Я молчу про сферу психиатрии и психологической помощи.

Риски есть всегда. Даже в лечении по протоколу. Как есть риск на операции, что что-то может пойти не так. Так и есть риски в лечении у психолога или психиатра.

Если мы с вами откроем исследования различных психотерапий и фармакотерапий, то не увидим нигде 100% результата. Что вот КПТ помогает в 100% случаях или антидепрессанты 100% излечат ваше тревожное расстройство.

Но есть вероятность. Эффективность лечение определяется не 100% помощью всем испытуемым. Она определяется статистически. Какие-то лекарства с большей вероятностью помогают, какие-то с меньшей.

Если брать ту же фармакотерапию. У нас есть несколько линий лечения. На первой линии находятся всегда самый эффективные, доказанные препараты. В терапии тревожных расстройств это СИОЗС.

Всем ли пациентам помогает СИОЗС? Большинству да, но есть индивидуальные особенности. Кому-то больше подойдут СИОЗСН. Кому-то трициклические антидепрессанты. А кому-то мог дженерик не подойти, а на оригинале станет лучше.

С психотерапией тоже самое. Во-первых, не подходить может сам подход. Кому-то прекрасно помогает КПТ, кому-то ЛОРПт, кому-то психоаналитическая психотерапия, кому-то гештальт, кому-то транкзактный анализ и т.д.

Во-вторых, не малую роль играет и личность самого терапевта. Согласно исследованиям, самым главным фактором успешности терапии является не подход, а терапевтические отношения. Поэтому важно выбирать себе психолога, чья личность вам нравится и с кем вам приятно работать.

То есть подход в терапии в целом может вам подходить, но эффекта не будет, потому что конкретно с этим терапевта отношения не получились.

Еще одна причина, по которой терапия может не помогать – биопсихосоциальная модель. Любое расстройство следствие совокупности факторов. Не только психологических и социальных, но, в том числе и врожденных. Иногда одной терапии бывает недостаточно и важна комплексная работа. Наилучший эффект достигается при совмещении фармакотерапии и психотерапии.

Также если мы откроем клинические рекомендации, то там четко описаны противопоказания к психотерапии.

Одним из таких противопоказания является отсутствие мотивации к изменениям. Вы можете годами ходить к психологу, но, если вы не заинтересованы в изменениях, все будет тщетно.

Такое часто бывает с паническими атаками. Идти в дискомфорт требует огромной мотивации, далеко не у всех она есть. Некоторым людям гораздо проще оставаться там, где они находятся, чем идти в неопределенность.

Кто бы что не говорил о вторичной выгоде, тем не менее в клинически рекомендациях о ней также сказано. Вторичная выгода может действительно препятствовать выздоровлению.

Но раз есть только «но» почему терапия может не помочь, зачем тогда ей заниматься? Все дело в рисках. Врачи, когда назначают лечение, смотрят возможные риски и действуют исходя наибольшей пользы.

Есть ли риски от приема антидепрессантов, да есть, могут быть побочки. Превышает ли опасность побочек опасность бездействия? Нет, не превышает. Если ничего не делать, будет хуже.

С психотерапией тоже самое. Если не корректировать тревожное расстройство, оно никуда не денется, более того будет закрепляться и усугубляться. Рефлексы будут становиться настолько крепкими, что в некоторых случаях даже фарм.терапия будет бессильна.

Также есть исследования, что без психотерапии риск рецидивов очень сильно возрастает.

Гарантий результата в большинстве случаев вам никто дать не может. Но есть вероятностный подход. Какие-то действия будут иметь наилучший из всех возможных результатов (необязательно положительный), какие-то действия результата вам дать никакого не смогут.

Психотерапия – не гарант того, что вам станет лучше, но прекрасная надежда на то, что это возможно.