4

Проверь себя - насколько хорошо ты знаешь белые вина мира!

Некоторое время назад в комментариях в одной из соцсетей я сказал следующую фразу: "Для того, чтобы квалифицированно судить о том или ином вине очень важно в достаточной степени накопить дегустационный опыт, по крайней мере нужно попробовать вина всех главных базовых стилей!".

И получил вполне резонный вопрос: "А как вам кажется, каков должен быть самый минимальный дегустационный опыт для того чтобы человек мог сказать, что он попробовал все основные стили белых вин?"

Как показала дальнейшая дискуссия над полным списком можно спорить почти бесконечно, обсуждая какой из стилей является основным и даже основополагающим, а какой можно без большого ущерба для своего кругозора спокойно пропустить. Я взялся выделить такой основной набор стилей и назвать их типичных представителей, которые, как мне кажется, формируют "минимальный дегустационный опыт".

Я выделил ровно дюжину стилей - удивительно получилось это число, 12, такое исторически важное с одной стороны и такое несовременное с другой. Двенадцать основных стилей. Каких?

Стиль 1: предельно "нейтральные" белые вина

Я бы ещё назвал этот стиль "никакие белые вина". "Никакие", конечно же, не в плане качества производства, не в плане технологических или иных огрехов, а в плане нейтральности и даже непритязательности ароматики и вкуса. Это те вина, о которых когда дегустируешь их, мучительно думаешь "что бы такое написать в дегустационной заметке кроме вино-как-вино?". Потому что, вроде бы, и какие-то ягодки есть, но не очень понятно какие, и какие-то цветочки есть, но не очень понятно сколько, и в целом какой-то аромат есть, но какой-то не очень хорошо выразимый в словах. Вино есть, а впечатления нет.

Какие вина я отношу к этой категории: недорогие испанские вина из сортов Виура и Айрен, большую часть "супермаркетных" вин из сорта Пино Гриджио, особенно североитальянских, значительную часть вин зон Орвието, Соаве, Эст-эст-эст, Фраскатти, многие белые вина французского Лангедока. Я знаю, у многих из вас найдется "исключение" для каждого из этих названий, но эти исключения пока скорее подтверждают правило, чем опровергают его.

Стиль 2: молодые субтильные вина с высокой "хрустящей" кислотностью

Cделанные без использования выдержки на осадке, без использования дубовых бочек или каких-то иных других прикрас эти вина поступают в продажу начиная с марта-апреля года следующего за годом урожая и отличаются чистым фруктовым вкусом и ароматом, легким, сладковатым, не очень сложным. К этим вином мы можем отнести луарские и южноафриканские вина из сорта Шенен Блан, можем вспомнить о португальских винах из региона Vinhos Verdes, молодых немецких и австрийских рислингах Пфальца, Мозеля, Вахау и других областей. Это тонкие и деликатные, не слишком ароматные вина, довольно легкие в теле, с невысоким алкоголем и заметной кислотностью.

Стиль 3: "сливочные" вина с выдержкой на дрожжевом осадке

Если вина предыдущего стиля чуть-чуть усилить, оставив после брожения готовое вино в контакте с дрожжевым осадком на несколько месяцев, то мы получим по-прежнему достаточно лёгкие вина, но главная нота ароматов сдвинется с легкой фруктовости на сливочные и сдобные ноты. Сливки, масло, багет в первом плане и легкая фруктовость во втором - таков портрет вин западной Луары, таких как Мюскаде (Muscadet sur lie) или Пикпуля де Пине из южной части Франции, из региона Лангедок-Руссильон. В эту же категорию попадают и более качественные и более дорогие образцы тех вин, которые перечислены в первом пункте. Как их отличить? Увы, только по этикетке никак. Только по техническому паспорту вина на сайте производителя. А кому сейчас легко?

Стиль 4: умеренно плотные "минеральные" вина

Если мы чуть-чуть усилим нажим и сделаем акцент на концентрацию и полноту ароматов, то мы окажемся в классе достаточно строгих и уже довольно плотных выразительных вин, с выраженным фруктовым ароматом и зачастую с набором оттенков, которые принято называть "минеральными" - нотами дробленого камня, мела, каменной пыли и тому подобных. Этот стиль лучше всего представляют вина региона Шабли, самой северной части Бургундии, сделанные без использования дубовых бочек. Также сюда относятся вина из прохладных регионов Нового Света - это Шардоне из чилийских долин Касабланка, Сан Антонио и Лейда, из австралийского штата Виктория или Западной Австралии, австрийский Грюнер Вельтлинер, пьемонтский Арнеис.

Стиль 5: сочные "фруктовые" вина

Дальше мы переходим уже к винам характерного выразительного фруктового стиля и полной структуры, которые делаются из сортов винограда с богатой ароматикой. К этой категории относятся Совиньон Блан из тёплого климата, например с Северного острова Новой Зеландии или чилийской долины Кольчагуа, тот же самый сорт из пригородов Сан Франциско - долины Ливермор или северной Италии. Кроме Совиньон Блана к этому стилю относится вина из сорта Вердехо из испанской Руэды, сорт Верментино с итальянской Сардинии или Тосканы, вина Луганы с берегов озера Гарда, французские Вионье из Долины Роны, а также Кортезе (Гави) из итальянского Пьемонта.

Стиль 6: выразительный "овощной" стиль

Но Cовиньон Блан имеет, как многие знают, не одно лицо - иногда в холодном климате он может проявлять очень яркие овощные тона, ноты зеленого болгарского перца, лечо, фасоли, зеленого горошка. Броские, исключительно интенсивные. Таков, зачастую, Совиньон Блан из долины Мальборо и Кентерберри с Южного острова Новой Зеландии, самые высокогорные Совиньоны из итальянского Трентино - Альто-Адидже, самые "холодные" вина этого сорта из Австрии, а также из туманной и очень прохладный долины Касабланка из Чили.

Стиль 7: маслянистые "ванильные" бочковые вина

А теперь сфокусируемся на плотности и мощи вкуса и аромата, для чего прибегнем к выдержке вина в дубовых бочках, желательно новых. Мы получим очень полные, сладковатые в аромате, ванильные, пряные, слегка карамельные и весьма плотные вина. Для знакомства с этим стилем подойдут Шардоне из аргентинской Мендосы, ставшие нарицательными Шардоне из долин Сонома и Напа Северного побережья Калифорнии, мощные Шардоне Аделаидских холмов и долины Иден из Южной Австралии, Шардоне из зоны Хокс Бэй в Новой Зеландии. Кроме того сюда же относятся многие вина из этого сорта сделанные в итальянском Пьемонте, чилийской долине Кольчагуа и, в более тонком и изящном исполнении - конечно же во французской Бургундии (в которой все не столь однозначно и вариантов стилистики может быть множество).

Стиль 8: предельно "парфюмированные" белые вина

Но даже сильно "дубовый" Шардоне - это еще не предел концентрации ароматов. В мировом виноделии существует группа сортов, которые принято называть ароматическими - это различные Мускаты, аргентинский Торронтес, греческий Мосхофилеро и, конечно же, "международный" Гевюрцтраминер. Море роз, ландышей, флердоранжа, экзотических фруктов и белого молотого перца! Для знакомства с этим стилем хорошо подойдут вина из французского Эльзаса, итальянского Трентино - Альто-Адидже, Новой Зеландии, американского штата Вашингтон.

Стиль 9: выдержанные "бензольные" вина

До этого момента мы говорили в основном о молодых винах. Но кроме молодых вин некоторые стили вина белого вина можно попробовать только в очень выдержанных и зрелых винах. Самым ярким и принципиальным сортов, который обязательно нужно пробовать в весьма зрелом возрасте является сорт Рислинг - дело в том, что в нем с возрастом накапливаются весьма специфические ноты аромата, напоминающие оттенки шифера, рубероида, гудрона, нефти, керосина, талька, парафина и им подобные. Все эти оттенки называют общим словом "бензольные тона" и Рислинг с вот такими вот выразительными мощными и необычными нотами - это ещё один совершенно неповторимый и яркий стиль. Он нравится не всем, но если вы с ним не знакомы, то вы не можете в полной мере претендовать на то, что вы пробовали все принципиально важные стили белых вин. Кроме Рислинга очень сложные и неожиданные тона выдержки накапливают сорта Семильон, который особенно ярок если происходит из Австралии, и Гарнача Бланка из Испании - эти два сорта при достижении возраста в 5-7 лет дают в аромате весьма характерные сухофрукты и тёмный мёд,а также очень своеобразные оттенки воска, перги, прополиса, травянистые и цветочные ноты сухого гербария, тона старой библиотеки, немножечко церковных благовоний, ладана и прочих пряностей.

Стиль 10: оксидативно "сухофруктные" вина

Чрезвычайно важный стиль, который представляется мне обязательным для знакомства - это тот самый классический оксидативный старый стиль, который, наверное, лучше всего представлен старыми белыми винами Риохи, в какой-то степени выдержанным белым Бордо и, конечно же, доброй зрелой Бургундией - ферментированные и выдержанные в бочках, с долгой бутылочной выдержкой от 2-3 до 10 и более лет, абрикосово-кураговые, медовые, ванильные и сухофруктные Шардоне, белые вина долины Роны, белые вина сицилийской Этны - этот список можно продолжать и продолжать.

Стиль 11: "миндально-йодистые" вина биологического старения

Это редкий представитель мира белых вин - обычно под пленкой специального вида дрожжей, которая формирует специфический аромат этого типа вин выдерживается сухой крепленый херес "фино". Но кроме него есть еще и два очень редких, но очень ярких вина - это белые сухие вина Жюры из сорта Саваньин и некрепленые белые вина из сорта Педро Хименес испанской Монтильи-Мориллеса. Море грибных и йодистых нот, ромашкового чая, морского прибоя, миндаля - все это характерные и запоминающиеся черты этого стиля.

Стиль 12: новомодные "оранжевые" вина

Ну и последним, двенадцатым стилем, который я назову среди обязательных к знакомству, является стиль, который стал популярным и модным строго в последнее время - это стиль который называется в английском языке "скин контакт вайн". В русский язык его название вошло как "оранжевые вина" - это белые вина, ферментированные "по красному", когда виноград не отжимают сразу, перед началом брожения, а просто раздавливают ягоды и оставляют сок в полном контакте со шкурками винограда. В итоге получаются вина насыщенно янтарного, яркого апельсинового цвета, часто с высоким уровнем кислотности, весьма танинные, часто более терпкие даже чем красные.

Теперь вы можете пробежать глазами названия параграфов и понять для себя, насколько хорошо вы знакомы с белыми винами мира. Есть еще над чем работать?

Телеграм-канал
Ежедневный винный телеграф
https://t.me/the_daily_winegraph