Протодиакон РПЦ ответил на вопросы о несправедливости (о бедных и богатых)
вопрос: "люди иногда спрашивают на форумах, когда обсуждают религию, почему у бедных праведных людей бывает дети голодают, или нет денег на дорогостоящее лекарство, даже бывает дети умирают без дорогостоящей операции, а в то же время, в той же нашей стране есть богатые олигархи, которые продают ресурсы нашей страны и на выручку покупают огромные яхты и авиалайнеры... Как к этому относиться ?"
Ответ от протодиакона Сергия Шалберова:
(для ЛЛ: лишь на том свете богатые эгоисты получат своё наказание, а хорошие люди - счастье)
"Спасибо - очень хороший и актуальный вопрос!
Вспоминаю, как стоял я когда-то на пороге келии девяностолетнего афонского старца под чистым греческим небом, сплошь голубым, среди исполинской красоты зеленых главок и золотых монастырских крестов. Мою приземлённую душу тогда острым пламенем обжигала единая мысль - голое пламя возмущения от нашей социальной несправедливости, имущественного расслоения, повсеместного начальственного хамства и надменной кичливости, ненасытного стяжательства и нахального глумления над человеческим достоинством, забвения любви к ближнему - когда даже во Святой Церкви каждый думает только о своём, совсем не слушая друг друга.
Старец пристально смотрит мне в глаза:
- Как вы делите меж собой дневные пожертвования? - деликатно спрашивает он.
- По справедливости… поровну, - честно отвечаю ему.
- Это всё по-человечески. А по-Божьему надо иначе – всегда оставляй себе меньшую часть, чтобы другим больше досталось - только незаметно…
Такая «справедливость по Любви Божьей» - трудноисполнимый идеал, «высший пилотаж» христианина. В жизни всё иначе - общество довольно далеко от нравственной вершины: у каждого свой уровень справедливости, потому что все мы больше эгоисты, а вот отдавать другим – всегда сложно. То есть справедливость относительна - она зависит от господствующих в обществе социальных отношений, которые, соответственно, зависят от соотношения любви и эгоизма в обществе. Так, например, утопически-идеальное распределение по нуждам и потребностям действительно существовало в апостольские временна в первохристианских коммунах, когда еще не увяла память людей о Христе. Принцип распределения поровну – тоже достаточно высокий принцип справедливости, поскольку для реализации жизни по-братски, в "уравниловке" надо иметь высочайшую нравственность, терпение, смирение и очень высокий уровень нелицемерной любви.
Несколько ниже по христианской шкале стоит социалистическая справедливость, распределяющая благо по труду: кто лучше работает, тот больше и получает, при этом обычно предусматривается некоторая поддержка наиболее слабых и неимущих.
Но к несчастью весь мир живёт по ещё более низкому принципу справедливости: распределению по капиталу, когда собственник, просто за счёт факта обладания собственностью получает гораздо больше трудящегося. Капиталистическое общество такую «справедливость» всячески поддерживает различными государственными структурами и драконовскими законами.
Однако ещё хуже криминальная «справедливость», когда блага распределяются по силе. Сильный просто отнимает всё у слабого – однако и такая блатная «справедливость» жизнеспособна внутри замкнутых элитных групп, привилегированных каст и имущественных кланов.
Таким образом, уровень справедливости - это показатель социального здоровья, критерий степени любви в обществе. Любовь укоренена в человеке, созданном по образу и подобию Божьему - она не может исчезнуть совсем. И если уровень любви в социуме очень низок, то он перемещается в семью, в личные отношения. Может поэтому сейчас из семьи всячески стараются выдавить любовь?.. На какой же карликовой высоте социальной справедливости сегодня находимся мы!
В Священном Писании декларируется некая моральная ось: вверху Божья святость, любовь и правда, а внизу сатанинский эгоизм. И всякая душа человеческая занимает некую промежуточную точку на этой нравственной оси: есть эгоисты, которые думают больше о себе, и есть альтруисты – выразители любви к другим. Соответственно и всякое общество отражает это нравственное рассеяние людей. В любом социуме всегда существуют сословия и группы, у которых сталкиваются разные этические понимания справедливости: одни видят справедливость с самого высокого христианского уровня любви к ближнему, или по меньшей мере внерелигиозно-социального, а другие существуют на стяжательно-капиталистическом, а то и мафиозно-криминальном уровне, - и между ними ведётся непримиримая глубинная борьба.
Соответственно по уровню эгоизма социальная психология дифференцирует два типа конкурирующих личностей - индивидуалистов и коллективистов. Понятия о справедливости у коллективистов и индивидуалистов полярные. Для индивидуалиста справедливо все блага присваивать себе, потому что на этом принципе якобы построено общество. А коллективист больше заботится об обществе, а значит думает о других. Как было бы прекрасно, если бы все были альтруистами-коллективистами! Но на самом деле индивидуалистов гораздо больше, чем коллективистов. Это - проявление общей падшести человечества, следствие первородного греха, ибо вниз идти всегда легче, чем вверх. Такая изначальная порочность присутствует в каждом человеке, но её можно в значительной степени выдавить - собственно Церковь этим и занимается. Слава Богу, что не все люди безнадёжные эгоисты, уткнувшиеся в корыто потребления - в большинстве душ всё-таки присутствует совесть – та Божья искорка, которая делает человека человеком. Поэтому и идёт в падшем мире постоянная борьба Бога и сатаны за души людей - и если в людях вдруг просыпается совесть, то и появляется какое-то близкое к христианскому чувство справедливости.
Стратегия этой духовной борьбы изложена в Священном Писании. В Евангелии везде звучит: «правда», «за правду», «праведность» - «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его» (Мф.6:33), «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф.5:6), «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:10) «Ибо говорю вам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20). Евангельское выражение «правда Божия» более широкое, чем просто «справедливость». То есть социальная справедливость – это как бы проекция правды Божией на социальную сферу. Так Евангелие утверждает: «Ибо горе вам богатые, ибо вы уже получили свое утешение» (Лк.6:24). Но поскольку Христос знает, что в падшем мире справедливости быть не может, Он обещает справедливость в другой небесной жизни – в Царствии Божьем (Лк.16:19-31) – и именно в этом благовестии заключён основной пафос проповеди Христа! Однако Своим лейтмотивом покаяния Христос определённо призывает грешников против попрания справедливости, причём, именно в этом грешном и падшем мире! Так Христос даёт нам чёткое определение справедливого человека: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). То есть собственный эгоизм должен обязательно уравновешиваться любовью к ближнему, а, следовательно, социальная справедливость невозможна без определенного уровня любви к людям. Но вот парадокс – Христос, например, в притчах о работниках в винограднике (Мф. 20:1–16), о наследстве и двух братьях (Лк.12:13-15) показывет, что справедливость вовсе не является христианским идеалом! Христианский идеал – это любовь как жертва, как полное отдание всех своих сил на благо ближнему, и которая выше справедливости. К такой абсолютной любви призывает Христос, и к этому идеалу должны стремиться все христиане…
Как к этому относиться?
Церковь не является политической партией, и задача у нее другая - не установить тот или иной социальный строй и способ реализации социальной справедливости, а изменить самого человека. Помните, как рассудил Господь: «Кесарю кесарево, а Богу Богово» (Мф. 22, 15—21). Но Церковь никогда не была равнодушна к народным скорбям - мы соборно молимся о милости, жизни, временах мирных, изобилии плодов земных и прочих проявлениях социальной справедливости. Древнейшая обязанность и традиция Церкви, её гражданская позиция - «печаловаться», т.е. заступаться, просить, защищать человека от засилья зла. «Основы социальной концепции РПЦ» прямо говорят, что если власти действует неправедно, если они притесняет народ, если нарушается правда Божия, то Церковь должна встать на сторону паствы, на сторону народа Божьего, чтобы заслонить «своей спиной» народ Божий от неправедных действий. Поэтому всегда желательно такое социальное устройство, при котором в максимальной полноте могут быть реализованы идеалы христианской жизни. Ведь в Библии многократно и многообразно показано, как Бог действует через добрых или злых правителей, как великие и малые пророки обращались к вождям народа, к монархам и их пророчества глубоко связаны с политической и общественной жизнью своего времени, ее отношением к Божественному закону. Подлинное личное благочестие не может быть слепым и равнодушным к событиям, от которых зависит судьба народов - и христианская проповедь, толкуя Священное Писание, должна звучать не только о спасении души... Человек – существо социальное, поэтому «стоять особняком» у последовательного христианина не получится. Но и жертвовать своей индивидуальностью, попадая под массовый гипноз, неразумно, искусительно и даже опасно – к сожалению, информационное окружение может создавать ситуацию, в которой теряется трезвомыслие. Меня, например, всегда поражала слепота нищих пенсионеров, вдохновенно голосующих за чуждую и враждебную партию крупного капитала! Увы, стайный инстинкт действует и в людской популяции – в нас живет глубинное желание оставаться внутри стада, бездумно следующего за вожаком, но ни в коем случае не отрываться от него.. И если прозреют и объединятся все совестливые люди, все чающие Правды Божией, тогда и реализация справедливого общества справедливого не на словах, а в реальности, будет возможна. Спросим же себя, не скрывая ничего - что я сделал для этого?
Все люди имеют дарованную Богом возможность сознательного выбора среди мощных и соблазнительных для масс политических идеологий и социальных схем, в которых, однако, за обещаниями светлого и справедливого будущего часто лукаво скрываются циничные, основанные на порабощении умов и душ демонические интересы вождей...."
Далее я успел написать протодиакону ещё одно сообщение и получить ещё один ответ прежде чем тема была закрыта для новых сообщений.
Вопрос: "К сожалению, новые поколения людей видят что РПЦ не осуждает ежедневно в проповедях по телевизору и в интернете ростовщичество и лихву (под лихвой имеется в виду значительная наценка на товары и услуги, т.е. спекулянтство и барыжничество), хотя в том же исламе ростовщичество запрещено. В обществе считается почётным и престижным делом удачно вложиться под проценты, навариться на акциях и т.п. (хотя если где-то прибыло - значит кто-то где-то разорился...). И, благодаря интернету, молодёжь знает историю РПЦ - знает как там проиграли "нестяжатели", читали о "Монастырском ростовщичестве на Руси" в википедии. Богатые люди, в итоге, очень довольны сложившейся ситуацией - РПЦ убеждает массы людей боятся греха, в т.ч. убийства, поэтому богатые защищены от любого насилия со стороны верующих. (Тут можно вспомнить фразу Наполеона: "Я вижу в религии не столько таинство воплощения, сколько таинство общественного строя. Она вносит в мысль о рае идею равенства, которая спасает богатых от резни со стороны бедных.").
А стоит первым лицам РПЦ начать критиковать богатых за несправедливость - прекратится и финансирование РПЦ со стороны государства и бизнеса, а на одни пожертвования от бедных церковь не выживет, это уже проходили в 1917-ом (когда просто прекратили финансировать церковь из казны). Ситуация патовая."
Ответ протодиакона Сергия Шалберова: "Дорогой Сергей! Нигде и ничем не выражается и не подчёркивается так ясно нравственный крах и измельчание современной жизни, как в интернете, на этой огромной арене информационной войны, где сталкиваются святая борьба за Правду и Добро и деятельность гаденьких клеветников, приютившихся на ней. Легионы профессиональных склочников и доморощенных графоманов пытаются сегодня сделать Святую Церковь пошлой погремушкой на потеху уличной толпе. И, изощряясь в нападках на Православие, они вносят своеобразную ноту какого-то подленького ехидства над чем-то, только им и понятным. Ибо у них нет «доброй веры» и все явления жизни не могут оценить иначе, как с циничной точки зрения рыночной целесообразности.
Да, вы правы: Святая Церковь должна быть иной - не капиталистической, не считающей доходов, не ослепляющей умы сусальной роскошью, а чающей спасения душ человеческих в чистой совести и Божественном житии. Она должна быть только Церковью Божией, и если она из Церкви Христовой вдруг преобразится в церковь придворную, то это будет страшное капиталистическое обмирщение Церкви. Церковь действительно свята и непорочна, но эта святость невидима и непостижима – это и есть самое трудное для искреннего, но не умудрённого словом Божьим сердца! Святость Церкви живёт в отдельных людях, сколько бы их ни было – «двое или трое, собранные во имя Мое». Вам хочется увидеть зримый источник святости в лице конкретного священника, который бы стал соучастником вашего благого позыва о социальной справедливости? Надо честно сказать, что далеко не каждый батюшка имеет такой масштаб души, чтобы дерзнуть обличить богатого и влиятельного человека, особенно если он оказал благотворительную услугу храму и поэтому считающий служителей своей придворной челядью. Святитель Киприан Карфагенский когда-то правдиво сказал о Церкви: «В великом дому Церкви Божией есть не только сосуды золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные. Будем же сосудами золотыми или серебряными. А право сокрушать глиняные сосуды предоставлено единому Господу».И, слава Богу, что есть ещё у нас отважные, простые и мудрые пастыри, люди живой, искренней веры и доброго сердца, которые любят нашу страдающую землю,так же крепко, как любит её простая многодетная русская женщина, измотанная хроническим безденежьем, тяжёлым трудом и безумием спивающегося от отчаяния мужа! Слава Богу, что ещё живёт в сердцах немногих ясных и чистых людей удивительное сообщество – Святая Церковь! Что везде там - все близкие, все горят одним огнем веры, все добрые, славные - без слов друг друга понимают. Что живут все хором, а каждое сердце поёт свою молитвенную песню Богу. И все молитвы, как ручьи, бегут - льются в одну реку, и течёт эта река широко и свободно в море светлых радостей новой Божественной жизни. Таких, немногих бессребренников, сохранивших веру, целомудрие, честь и совесть, надо беречь как величайшее национальное сокровище! Есть, есть ещё достойные подвижники, золотые исповедники благочестия, серебряные светильники веры - таковых на Русской земле немало. Господь знает их имена, и верным Его они тоже открыты. Желаю же вам, дорогой Сергий, стать верным Христу, встретив на своём жизненном пути пастыря доброго, светлого, который всё, до последней копеечки, до последнего удара сердца, раздаст бедным и страждущим, лучшего из лучших, имеющего от Бога бесценный дар – зажигать веру в сердцах людей…"