Противоречие и гармония по Б.П. Вышеславцеву

Данная статья относится к Категории: Инверсия и научные задачи

Противоречие и гармония по Б.П. Вышеславцеву Наука, Противоречия, Философия, Диалектика, Гегель, Марксизм, Длиннопост

«Вся античная философия от Анаксимандра через Гераклита до Сократа, Платона, Аристотеля и Плотина покоится на диалектическом принципе единства противоположностей. Это они создали самое слово «философия» и «диалектика» и показали, что философия есть диалектика, анализ и синтез, сопоставление и противопоставление, искание последнего единства всех противоположностей, всеобъемлющего синтеза.


Ленин даёт отличную формулировку диалектического, принципа: единство противоположностей говорит он, - составляет истинное ядро диалектики. Совершенно верно. «Вещь, явление есть сумма и единство противоположностей» (Ленинск, сб. IX, стр. 275).


«Мыслящий разум (ум) заостряет притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений до существенного различия, до противоположности» (там же, IX, стр. 133). Закон единства противоположностей есть «признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе)» (там же, XII, стр. 323).


Всякая вещь развивает в себе спонтанно внутреннее противоречие, и оно составляет движущий нерв, источник её «развития». Внутренняя противоречивость всего существующего, единство и борьба взаимопроникающих и взаимоисключающих противоположностей составляет источник превращения, изменения, развития в движении мирового процесса. В этом развитии мы наблюдаем качественные изменения в виде скачков в результате накопления постепенных количественных изменений. Развитие не есть вечное повторение циклов, оно есть «поступательное движение, движение по восходящей линии», «переход от низшего к высшему» (там же, IX и XII). Одним словом, развитие есть прогресс (по Гегелю, история есть «прогресс в сознании свободы»).

Противоречие и гармония по Б.П. Вышеславцеву Наука, Противоречия, Философия, Диалектика, Гегель, Марксизм, Длиннопост

Читая все эти формулировки, напр. по «генеральному» учебнику Митина для вузов (стр. 142-148), мы не только не испытываем никакой «буржуазной злобы и ужаса», но, напротив, удивляемся, как много здесь верного и точно выраженного. Удивление, однако, исчезает, когда мы узнаём во всем этом традиционные и привычные формулировки Гегеля, соединяющие нас с античной диалектикой.


Всё, что здесь философского и диалектического, - это крохи с гегелева стола, сохраненные эпигонами. Однако все же это лишь жалкие остатки: богатое содержание подлинной диалектики недоступно материалистам. Мы покажем это на одной диалектической проблеме.


Каким образом внутренняя противоречивость всего сущего может быть источником развития? Каким образом из противоречия и конфликта вытекает переход, «скачок» к высшим, более совершенным формам бытия? Не есть ли внутреннее противоречие скорее признак несовершенства, источник разрушения и гибели? (так, напр., внутреннее противоречие, дисгармония в функциях организма есть болезнь, которая при дальнейшем «развитии» приводит к смерти). Противоречащие противоположности исключают и вытесняют друг друга, и если они окончательно вытеснят и исключат друг друга, то останется полное небытие, а вовсе не обогащение бытия.


ЛУК И ЛИРА ГЕРАКЛИТА


Чтобы бытие существовало, необходим, следовательно, другой принцип, кроме противоречия, кроме борьбы. «Война есть отец всех вещей», - говорит Гераклит, но этот отец пожирает своих детей, как Хронос.


Марксисты, любящие ссылаться на Гераклита, не заметили, что у него существует другой принцип, как мать всех вещей, и это - гармония, согласие, мир, принцип, без которого ничто не родится и ничто не пребывает.

Противоречие и гармония по Б.П. Вышеславцеву Наука, Противоречия, Философия, Диалектика, Гегель, Марксизм, Длиннопост

Но этот принцип не пользуется у них никакой симпатией и потому замалчивается: он не нужен для классовой борьбы и развития ненависти, он ведет к миру и любви.


Противоречие разрешается, на противоречии нельзя остановиться, противоречие само по себе невыносимо - это повторяет Гегель, но что означает «разрешение» противоречия - это остаётся у него в тени.


Гегель разрешает практически много противоречий, но принцип разрешения противоречий нигде точно не формулирует.


И, однако, разрешение антиномий составляет сущность диалектики.


Неудивительно, что марксисты не заметили принципа разрешения у Гераклита, но что Гегель его не заметил, что Лассаль, написавший двухтомную книгу о Гераклите, его не понял, - вот это удивительно. При всей своей симпатии к Гераклиту, при всей своей любви к античным символам и аллегориям (например, «сова Минервы») Гегель не заметил грандиозного символа лука и лиры, в котором Гераклит показывает, как «из противоположностей рождается прекраснейшая гармония».


Ибо она рождается только из противоположного, не из тождественного, не из унисона. Она есть нечто новое, раньше не бывшее, удивительным образом возникающее там, где раньше было противоборство, взаимоотрицание и вытеснение.


«Мы не понимаем, как противоборствующее согласуется с самим собой: это многообразная гармония, подобно луку и лире» (Гераклит).

Противоречие и гармония по Б.П. Вышеславцеву Наука, Противоречия, Философия, Диалектика, Гегель, Марксизм, Длиннопост

Поразительное богатство мысли сконцентрировано в этом символе; оно не сразу разгадывается. Лук есть система противоборствующих сил, и чем сильнее напряжение отталкивающихся полюсов, тем лучше лук. Уменьшить или уничтожить сопротивление обоих концов лука - значит уничтожить самый инструмент. Но тетива лука может превратиться в струну лиры. Лира построена на том же принципе, как и лук: она есть многострунный лук (как и всякий струнный инструмент), преображённый или «сублимированный» лук. Здесь мы можем наглядно созерцать и даже слышать, как из противоборства возникает прекраснейшая гармония.


Принцип лука применяется во всяком строительстве, а прежде всего в архитектуре: она строит на противодействии сил, на контрафорсах, и «арка» означает лук. На том же самом принципе гармонии противоборствующих сил построена вся техника, а в сущности весь космос: и солнечная система и атом.


«Многозвучна и многообразна, согласно Гераклиту, гармония космоса, как гармония лиры и лука» (Плутарх). Лук и лира в своём принципе «тождественны» и все же противоположны, как жизнь и смерть, ибо лук несет смерть, а лира - радость жизни. […]


Борьба классов, как противоречие интересов, поскольку и пока она углубляется и развивается, может привести к «общей гибели борющихся классов» (слова Маркса). Такова судьба противоречия, пока оно остается противоречием. Чтобы избежать этого результата, необходимо «особое искусство», новый акт разрешения противоречия, «скачок» из борьбы противоположностей в гармонию противоположностей, иначе говоря: переустройство всего общественного здания. Но всякое переустройство есть «строй», синтез, гармония, являющаяся на место неустройства, дисгармонии. Таков неизбежный вывод из следующих слов «Коммунистического манифеста»: «Противоположные классы ведут борьбу, всегда кончающуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». […]

Противоречие и гармония по Б.П. Вышеславцеву Наука, Противоречия, Философия, Диалектика, Гегель, Марксизм, Длиннопост

Всё живое погибает в силу внутреннего и внешнего противоречия (капитализм погибает в силу внутреннего противоречия - это общее место марксизма). И если что-то вообще существует, то только потому, что существует другой принцип бытия, другое соотношение противоположностей, кроме соотношения антагонизма и взаимного исключения. Если бы противоположности только «пожирали» друг друга, то они за бесконечностью времени давно пожрали бы друг друга. Бытие всех существ доказывает, что противоположности не только «пожирают», но и «питают» друг друга (выражение Аристотеля), причём это «питание» должно необходимо перевешивать «пожирание».


Всякая вещь, всякое существо есть система гармонически связанных противоположностей - будь то атом, солнечная система, организм, общество. Греческое слово «система» сразу выражает этот диалектический принцип, ибо «система» означает то, что «сополагаемо», то, что «стоит вместе», в противоположность тому, что несовместимо.


Таким образом, диалектика имеет два принципа: война и мир, антагонизм и гармония, взаимопожирание и взаимопитание противоположностей. При этом второй принцип - мира и гармонии - перевешивает; он даёт всему смысл, ценность и бытие: война существует ради мира, а не мир ради войны; мир может обойтись и без войны, но война не может обойтись без мира.


Принцип мира перевешивает, но это не значит, что он абсолютно доминирует: мир (согласие) постоянно нарушается и восстанавливается, противоречие всегда присутствует (в этом Гегель прав).

Противоречие и гармония по Б.П. Вышеславцеву Наука, Противоречия, Философия, Диалектика, Гегель, Марксизм, Длиннопост

Космос не есть неподвижная гармония, раз навсегда найденный аккорд; он есть развивающаяся симфония с возникающими диссонансами и разрешениями. В этом историзм Гегеля сохраняет своё значение.


Всё сказанное даёт нам возможность сделать важный вывод, касающийся марксистского понимания истории. «Вся история есть история борьбы классов» - этот тезис имеет смысл, но он становится ложным, если его абсолютировать и оторвать от противоположного утверждения. С совершенно таким же и даже с большим правом можно сказать: «вся история есть история сотрудничества и солидарности классов».


При этом антитезис «сотрудничества», т. е. гармонического взаимодействия, перевешивает, ибо иначе история давно бы кончилась «общей гибелью борющихся классов», по выражению Маркса».


Вышеславцев Б.П., Философская нищета марксизма / Сочинения, М., «Раритет», 1995 г., с.18-24.


Источник — портал VIKENT.RU

Изображения в статье

Русский философ Вышеславцев Борис Петрович (1877-1954) / Добросовестное использование

Image by Gordon Johnson from Pixabay

Image by Gordon Johnson from Pixabay

Image by Christine Engelhardt from Pixabay

Дом Парламента в Лондоне, Image by luxstorm from Pixabay

Image by WikiImages from Pixabay