Прощание коте

Утро самого обычного рабочего дня. У меня есть свободное время перед началом работы, захожу на Пикабу и вижу пост о том, как у мужчины умер кот. Читая комментарии навернулись слезы на глаза, хоть я и не из тех, кто ревет от каждой подобной истории. Видимо, мне необходимо выговориться. Этот пост будет определенной терапией для меня, мне без разницы, залетит он или нет, и я не прошу пожалеть меня. Скорее, просто нужно поделиться своей историей. И да, я ничего не сочинила в ней.

Когда я родилась, у нас в семье жил кот. Он прожил 16 долгих лет и умер, когда мне было 12. Он был всей моей жизнью, был моей нянькой, любимцем и другом. Мы с ним попрощались, отгоревали, но дома стало пусто без любимца, поскольку я никогда не жила так. Прошел год, мы стали обсуждать возможность появления в доме котика. А жили мы вчетвером: я, мама, бабушка и дедушка. Возник конфликт интересов - мы с бабушкой очень хотели кота, но мама, видимо, тяжело пережила уход питомца, поэтому она была жестко против.

Спустя некоторое время моя бабушка по секрету сообщила, что на производстве, где она работает, кошка родила трех котят, и одного, самого младшего, мы уже забронировали. Так, не говоря ни слова маме до последнего, мы притащили в дом котенка. Он был крохотный, блохастый, и я бы не сказала что симпатичный. Скорее, даже немного страшненький. Серый и пушистый, правда пучками. Это была любовь с первого взгляда.

Началась самая настоящая эпопея с котенком. Мы дали ему гордое имя Цезарь и поехали в ветеринарную клинику. Нам дали рекомендации по уходу, сообщили, когда делать прививки, когда гнать глистов и блох. Так что на первых порах избавлять от насекомых приходилось вручную. Регулярно по вечерам мама садилась в кресло, брала его на руки и подолгу вытаскивала блошек. Днем это чудо жило уже у меня на руках не слезая, были летние каникулы и я вынуждена была стать мамой-кошкой. Кормить приходилось с рук, иначе не ел. Постоянно залезал в занавески, цеплялся когтями и орал, потому что не мог выбраться. По ночам забирался мне под одеяло, чтобы греться. Позже мы отвезли его на дачу, и под моим неусыпным контролем, малыш изучал наш газон.

Он рос, постепенно наращивая роскошную гриву и приобретая вид настоящего кота. Игривый, активный. Когда он был подростком, было принято решение переименовать котю в Хорса по названию производства, где он родился, с аргументами "Цезарь это цепной пес, а какой же тут пес? Это котик". С этого момента кот, видимо, решил начать оправдывать свою первую кличку.

По мере того, как Хорс рос, он все больше стал проявлять свой конкретно дерзкий характер. Он перестал идти на руки. Чуть что шипел, царапался, плевался. Зачастую без предупреждения. Мимо него нельзя было пройти в комнату или из нее, если кот сидел в проходе. Получишь по ногам и скажи спасибо, если без когтей. У меня до сих пор на руках остались шрамы от его выражений любви. Когда к нам приезжал мой будущий отчим, Хорс его всеми силами пытался выгнать, пару раз нападал. Деда же он просто демонстративно не замечал. Он вообще не любил мужчин. За ним закрепилось прозвище "Крокодил", до этого я не знала, что коты так много могут кусаться. И кусаться так больно.

Но мы смирились с его поведением. Воспитывать его мы пытались, но Хорс оказался сильнее. Мы просто приняли его таким, какой он есть. У всех людей свой характер, так же и у животных. Это не мешало нам его любить. Он - наш котик, член семьи. Никто же не пытается выгнать из дома сварливого и вечно брюзжащего дядюшку.

Спустя лет семь мои бабушка и дедушка переехали на другую квартиру, забрав с собой кота. Я сильно по этому поводу не загонялась, так как понимала, что единственный человек, кто хоть как-то может повлиять на Хорса, это моя бабуля. Но все равно всегда считала его своим питомцем. Когда приезжала в гости, тискалась с ним, играла, получала лапой, все как всегда. Он даже давал разок погладить голову, когда я долго не приезжала. На руки, конечно, все равно не шел ни в какую, извивался, как будто его каленым железом прихватили, кусался и дрался. И шипел, как змей. Так шел год за годом.

Когда ему было уже около двенадцати лет, у него пошли проблемы со здоровьем. Стали плохи лапы, на подбородке регулярно появлялся то ли фурункул, то ли абсцесс. Но это было не критично. Но в феврале, на четырнадцатом году его жизни, бабуля позвонила мне и сказала, что Хорсик стал совсем плох. Ходит кругами, плохо ест, пытается залезть за шкафы, хуже реагирует на внешние раздражители. Думали, умирает. Но его состояние не ухудшалось. Я полезла в интернет, вычитала, что это похоже на синдром когнитивной дисфункции или попросту деменция. Обеспечили его всем необходимым: безопасное окружение, рядом лоток и миска, никаких стрессов. Стабилизировали. Жили дальше.

23 апреля в воскресенье, в 8 часов вечера мне позвонила бабушка и попросила сделать то, к чему я морально себя давно готовила. Коту стало хуже. Мы с мужем собрались, сели в такси, поехали. Муж отказался наотрез оставаться дома, решил поддержать. Ни слезинки не проронила по пути. Бабушке не стоило видеть меня разбитой, ей в этот момент было гораздо тяжелее. Мысль одна: "Это необходимо сделать". Я зашла в квартиру и впервые его увидела с тех пор, как он заболел. Абсолютно пустые глаза. Крутится волчком. Суется под руку, но будто не видит меня. На кличку не обращает внимания. Бабушка взяла его на руки, а ему без разницы на это. Смотрит в пустоту. Засунули в переноску. Она попрощалась. Я сказала, что переноску не верну. Она согласилась.

Идти до клиники было недолго, только перейти дорогу. Муж нес Хорса. Он сидел тихо. Его стошнило. Я поняла, что будь клиника дальше, кот бы не пережил дорогу. В клинике минут пятнадцать ждали врача. Казалось, час. Врач оказался хороший, посмотрел на его глаза и подтвердил мои подозрения по диагнозу: либо деменция, либо инсульт. Мозг мертвый. Решили, что сначала уколет его наркозом, а там дальше уже, возможно, ничего и не понадобится. Может не пережить. В последний момент у меня хватило сил только погладить его. Я не могла видеть его огромные безжизненные глаза.

Как спускалась по лестнице не помню. Муж только придерживал, чтобы я не оступилась. Мне 27 лет, я управляю целым производством, характер закаленный. Стою и в голос реву белугой посреди улицы в темноте. У меня не хватило сил больше держаться. Я понимала, что усыпление - единственный вариант, это будет гораздо лучше, чем обрекать его на мучения до смерти. Врач это подтвердил, ассистент. Я заранее долго себя готовила к тому, что случится. Все равно было невыносимо больно. Половину моей жизни он был моим котиком, любимцем, а теперь я сама отнесла его на усыпление. Бабушка бы не смогла просто это сделать.

Мы долго стояли, курили. Сходили в магазин за водой. Как вышли, решили пройтись домой пешком, прийти в себя. Прошли пару минут и я поняла голову наверх. Есть выражение, что когда питомцы умирают, они уходят на радугу. Никогда его не любила. Вот, видимо Хорсик это знал. Подняв глаза наверх я увидела первое в моей жизни северное сияние. Я тупо стояла посреди дороги и не могла отвести глаз. Я знаю, что это самоутешение, но разом мне стало легче. Котик решил и здесь отличиться от всех привычных нам котов. Остаток дороги я рассказывала мужу разные истории из жизни Хорса. И было это уже легко. И если бы мы решили уйти раньше, если бы мы не зашли купить воды, если бы мы решили поехать в такси домой, мы бы все это не увидели. Иногда все складывается ровно так, как должно быть.

Любовь сохранилась, а боль прошла. Только скучаю. Очень.