Продолжение поста «Практика»4
Всё описанное в предыдущем посте уложилось в первый семестр.
После Нового Года у меня начались занятия с третьим курсов фельдшеров.
Они только начинали курс неотложной помощи и я тешил себя надеждой, что если с самого начала делать всё самому, то получится сделать как надо.
Первое впечатление – серединка на половинку. Менее разбалованы, нежели 4 курс, но расхлябанность чувствуется. Особенно запомнилось восклицание «А вы что, «двойки» В ЖУРНАЛ выставлять будете?!». Прям маркер того, что фактическая успеваемость студентов в моменте отражения в журнале не находит.
Неудивительно, что некоторое время спустя мне в учебной части продемонстрировали жалобу. Письменную. От студентов 3 курса. Или от студента. Там конечно был с десяток подписей, но без расшифровки, а разных закорючек нарисовать – штука не хитрая. Но если подписи не были поддельными, но соотношение показательное – 50/50. Половина группы хочет получать знания, половина – оценки.
Особенно меня развеселила формулировка «не учитывает когнитивные способности студентов». На мой взгляд – она феерична. Преподаватель не считает студентов дебилами и спрашивает, как с умных! Срочно примите меры!!!
Пришлось потратить несколько минут, чтоб объяснить студентам, как надо правильно писать жалобы. Потому что я просто посмеялся, а на рабочем месте такой прикол может оказаться совершенно несмешным. Рассказал о должностных инструкциях и правилах внутреннего распорядка, о важности фактов и необходимости их доказывать.
Снова столкнулся с проблемой устного счета. Для большинства студентов четыре математических действия в пределах сотни, иногда – тысячи, представляют неразрешимую без калькулятора проблему.
А еще – уйма орфографических ошибок. В названиях медикаментов – по 2-3 ошибки в слове. Кажется математику и русский язык нужно вести с первого курса до последнего. И вернуть вступительные испытания по русскому языку в виде сочинения.
Снова проверочные каждое занятие, снова колонки «двоек». Всё осложняется тем, что предметы – важные, часов – мало, да еще и ставят их в расписании не самым логичным образом.
Вообще – с самого начала настаивал на том, что не надо ставить несколько пар одного предмета в день. И без того большой объем материала становится еще больше, а времени на домашнее задание – ещё меньше. К сожалению без этого всё равно не обходилось.
Но так или иначе – теоретические занятия кончились, а впереди ждала практика.
Практика по реаниматологии у третьего курса была весьма насыщенной.
Респираторная поддержка от ингаляции кислорода до ИВЛ, обеспечение проходимости дыхательных путей от воздуховода Гведеля до коникотомии (включая установку надгортанных воздуховодов и интубацию трахеи), работа с дефибриллятором, расширенная сердечно-легочная реанимация.
Следом за ней шла практика по синдромной патологии, где студенты отрабатывали спасение манекена Гоши от инфаркта миокарда, отека легких, гипертонического криза, нарушений ритма.
В ходе этих практических занятий мною был опробован вариант работы над ошибками, когда студенты сами снимали свои действия в симуляции, а потом должны были просмотреть видео и подумать, где можно было сделать лучше.
Финалом стал последний день, когда разбившись на бригады по два человека, студенты должны были отработать на самом сложно-сочиненном случае, включавшем практически все неотложные состояния в терапии.
В этот день меня особенно порадовали две Ирины (Жаркова и Ваулина). Сначала они быстро и верно диагностировали острый коронарный синдром в сочетании с гипертоническим кризом и отеком легких, затем оказали всю необходимую помощь. Когда у больного на фоне реперфузии после введения тромболитика возникла желудочковая тахикардия без пульса – своевременно нанесли разряд и восстановили ритм. Анафилактический шок, возникший на введение одного из препаратов, также был распознан и успешно купирован.
В общем и целом симуляционное обучение практическим навыкам мной было признано оптимальным способом обучения практическим навыкам.
В ходе занятий активно использовался подарок моего коллеги Алексея Зайцева – манекен Гоша.
Также большую помощь оказал наш заведующий, благодаря которому получилось собрать в кабинете практически всё оснащение бригады СМП.