Продолжение поста «Последние императоры: придворный костюм конца XIX — начала XX века. Часть I»
Продолжаю рассказывать о выставке "Придворный костюм середины XIX — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа" в Государственном историческом музее на Красной площади. Первая часть рассказывала о придворных арапах, подвенечном наряде последней русской царицы и детских платьицах великих княжон и князей.
Итак, продолжаем любоваться.
Конец XIX века и промышленная революция внесли свой вклад в эволюцию придворных костюмов: в шитье стали чаще использовать швейные машинки, яркие ткани и смелые комбинации. Химические красители уже не считались вульгарными, а "роковые" сочетания в одном костюме стали использовать и дамы настоящего света, не только куртизанки и кокотки.
Вот, к примеру, красно-черное визитное платье императрицы Марии Федоровны:
Очень смело для XIX века! Раньше такие цвета высший свет мог себе позволить лишь в амазонках, копирующих гусарские мундиры:
Рукавчик побит молью, но вставки из каракуля хорошо сохранились:
Но императрица первой решилась использовать такое роковое сочетание и в обычном придворном платье.
Вообще, со вкусом у императриц было все в порядке. Вот, к примеру, императрицины туфельки и чулочки к ним. Оставим без завистливого обсуждения тему размера ее ножки (на мой глаз — это 35, максимум 36 размер обуви):
и заметим, что к каждой паре подобрана пара чулок в цвет, в тон:
Домашние тапочки жены Александра III:
Ручки у императриц были нерабочие. Мне ее перчатки налезут максимум на 3-4 пальца
И какие же императоры без изысканных кружев? В отделке костюмов этого периода чаще всего использовались кружева валансьен, больше похожие на вышивку по сетке:
Сохранились и батистовые платочки цариц (Отелло, молчать!). Многие явно побывали в деле – судя по пятнам, но некоторые сохранялись как статусный подарок.
Вот этот веер подарен к коронации. В центре — российский герб с Георгием и змием.
Реальный размер герба — 1,5х2 сантиметра, а разглядеть можно не только змея и копью, но даже и глаз коня!
В конце XIX века некоторые придворные дамы следуют европейской моде и заказывают "два верха к одной юбке":
Кстати, разводы на юбке — это не грязь, а модные муаровые переливы:
Вот более выраженный муар на соседнем платье:
Или вот милые бархатные бубулички сдобного цвета по подолу. Ну как не вспомнить Марию-Антуанетту с ее сакраментальным: "У бедняков нет хлеба? Хм... Ну пусть едят пирожные":
На выставке показана и непарадная жизнь царей. Тапочки царицы мы уже видели. А это халатик, ночнушка и тапочки Александра III:
Тапочки парчовые, оторочены лебяжьим пухом. Размер гренадерский:)
В складке переда ночнушки проглядывает вышивка розовыми нитками: "АА". Это вензель Александра Александровича, который на момент пошития этого белья был еще великим князем, а не царем:
Этот царь был довольно неприхотливым в быту, ходил в военных мундирах и сапогах, поэтому его гражданских костюмов в его гардеробе и так было мало. И то, что они сохранились, это большая удача для историков. На выставке их запрятали в дальние углы витрин. Но вот как выглядел император на балу:
Или на прогулке. Этот серый костюм-тройка в мелкую клетку интересен и тем, что уже сшит на швейной машинке. Хотя даже сейчас люксовые марки (например, Эрменеджильдо Зенья) по максимуму используют ручной шов при работе на мужскими костюмами.
Из личных вещей повеселили эти часы от "Патек Филипп". Мужской портрет под стеклом, на которое прикреплена мушка с рубином и изумрудом. Но общее впечатление такое, как будто муха село на лицо. Если учесть, что часы делались на заказ, то это или чья-то милая шутка, или тонкий троллинг:):
Третья и последняя часть — следом. А то фотографии уже не лезут.