Продолжение поста «Дракуломания. Топ нескольких фильмов и героев, навеянных романом Брэма Стокера. Часть первая»

В предыдущей статье говорилось об отличиях оригинальной книги Брэма Стокера от многочисленных ее экранизаций, а также мы перечислили неполный список фильмов, снятых ближе к оригиналу по сюжету, но с некоторыми не значительными изменениями.
Но это далеко еще не всё.

6. "Граф Дракула", фильм 1977 года с Луи Журданом в главной роли

Продолжение поста «Дракуломания. Топ нескольких фильмов и героев, навеянных романом Брэма Стокера. Часть первая» Дракула, Хэллоуин, Обзор, Фильмы ужасов, Длиннопост

Конец XIX века, Лондон. Молодой юрист Джонатан и красивая девушка Мина любят друг друга. Джонатан по делам уезжает в Трансильванию, к графу Дракуле, желающему приобрести недвижимость в столице Англии.
Но Джонатан ещё не знает, кто такой Дракула на самом деле…

7. "Дракула" 1979 года с Фрэнком Ланджели в главной роли

Продолжение поста «Дракуломания. Топ нескольких фильмов и героев, навеянных романом Брэма Стокера. Часть первая» Дракула, Хэллоуин, Обзор, Фильмы ужасов, Длиннопост

Тэглайн фильма:
«Во все времена он наполнял сердца мужчин ужасом, а сердца женщин — желанием».
В этой версии Мину Мюррей сделали дочерью профессора Ван Хельсинга, а её подругу Люси Вестерна - дочерью доктора Сьюарда, его друга.
Это - единственная экранизация, где присутствуют почти все персонажи вселенной Стокера, э в то время как в других фильмах доктор Сьюард практически отсутствует.
И уже не Джонатан Харкер наведывается к Дракуле, ища себе приключений и подставляя родных, а сам вампир приезжает в Лондон. И именно Мина Ван Хельсинг, а не Люси, становится его первой жертвой.
Кроме того, помимо того, чтобы "сделать кусь", Дракула совершает соитие с Люси, и та в финале ждёт от него ребенка!

8. Сериал " Дракула ", 2013 года с Джонатаном Майерсом в главной роли.

Продолжение поста «Дракуломания. Топ нескольких фильмов и героев, навеянных романом Брэма Стокера. Часть первая» Дракула, Хэллоуин, Обзор, Фильмы ужасов, Длиннопост

По сюжету, Дракула приезжает в Лондон, выдавая себя за американского предпринимателя, который хочет развития современной науки в викторианском обществе.
На самом деле Дракула стремится отомстить тем, кто предал его веками раньше.
Когда Дракула начинает осуществлять свой план, он безнадежно влюбляется в женщину, которая может быть реинкарнацией его покойной жены.

Эта концепция явно была сплагиачена из фильма 1992 года, о котором я расскажу чуть позже.
9. Сериал "Дракула" нынешнего, 2020 года с Класом Бангом в главной роли.
Позиционировался, как самая близкая экранизация к роману Стокера.
Но так ли это на самом деле?
Давайте разберемся.

Продолжение поста «Дракуломания. Топ нескольких фильмов и героев, навеянных романом Брэма Стокера. Часть первая» Дракула, Хэллоуин, Обзор, Фильмы ужасов, Длиннопост

Если честно, мне главный актёр, игравший роль Дракулы, весьма напомнил Дмитрия Паламарчука из сериала "Подсудимый", да и некоторые моменты, связанные с обрывочными воспоминаниями о своем прошлом главными героями, были явно позаимствованы оттуда.
Но так ли плох новый образ Дракулы?
Сериал состоит из трёх частей.
Первая - происходит в 19 веке и почти повторяет сюжет книги.
Вторая - целиком и полностью посвящена "круизу" Дракулы в Лондон. 🇬🇧
Здесь смакуются подробности произошедшей трагедии на борту корабля, который прибывает в порт без единого выжившего человека, о чем в оригинале кратко повествуют обрывочные заметки в дневнике.
Третья же рассказывает о том, чего в оригинале не было - очередную попытку тысячелетнего вампира влиться в современное общество.
Данные попытки уже были приняты в "Дракуле" 2000 года и "Мрачных Тенях" Тима Бёртона 2012 года. (Спойлер - фильм провалился в прокате и набрал лишь отрицательные отзывы от поклонников оригинальной франшизы).
"Дракула" — культовое произведение, которое не теряет актуальности по сей день. Роман Стокера — главный вдохновитель целого слоя поп-культуры. Ведь именно он популяризировал вампиров и задал ряд тропов для всех последующих фильмов и книг про кровососов.
Благодаря "Дракуле" мы знаем, что вампиры боятся распятия и дневного света.
Стокер объяснил, как плодятся эти монстры.
Он же показал, что вампиры-аристократы наслаждаются трапезой, только прокусывая сонную артерию на шее.
Большая часть аудитории, которая интересуется вампирами, так или иначе знакома с ключевыми событиями "Дракулы".
Было бы скучно увидеть хоть и красивый, но всё же очередной пересказ знакомой многим истории.
Именно поэтому компания Netflix решилась на смелую интерпретацию в виде нового мини-сериала, который высмеивает многие стереотипы о вампирах.
Главные героини "Дракулы" играют довольно унизительные по современным меркам роли.
Мина Харкер и Люси Вестенра большую часть произведения только и делают, что вздыхают о своих любимых.
Они становятся невинными жертвами жестокого убийцы, а сильные и умные мужчины их непременно спасают.
В сериале 2020 года же Мина проявляет инициативу в охоте на графа, но действует только после одобрения своего супруга.
Она выполняет, прямо скажем, не самую завидную работу: по факту девушка служит секретаршей у квартета отважных мужчин.
Между строк в тексте наблюдается обидная снисходительность мужчин к девушке.
Совершенно очевидно, что, представь Мину и Люси Netflix так же, компанию бы бойкотировали, а сценаристы похоронили бы свою репутацию, словно Кевин Спейси. Вместо этого шоураннеры провели изящную рокировку.
В мини-сериале женщины правят бал. Агата Ван Хельсинг первой бросает вызов Дракуле. Мина Харкер организует фонд по противостоянию вампирам в современной Англии.
Люси Вестенра гордится и пользуется своей сексуальностью, а не стесняется её.
В книге между Дракулой и Джонатаном Харкером не было интимной связи.
Во всяком случае, об этом не говорится напрямую.
Сериал же почти настаивает на обратном.
В обоих случаях вампир питается кровью Харкера, однако только в версии Гэтисса и Моффата юрист превращается в "немёртвого", зомби-марионетку графа.
И в сериале, и в романе Ван Хельсинг выступает главным оппонентом Дракулы.
В оригинале Стокера Ван Хельсинг — пожилой мужчина и учёный.
В интерпретации Netflix Ван Хельсинг — порочная монашка Агата (книжные образы профессора и доброй монахини, которая выхаживала Джонатана Харкера после его "визита" к Дракуле, полностью перемешали между собой), которая совершенно наглым образом допрашивает полу живого Джонатана о том, что же такого пикантного и ужасного с ним произошло.
Вскоре в обитель является и сам Дракула, чтобы добить своего слугу и в буквальном смысле влезть в его шкуру. Однако, сам он в монастырь войти не мог, ему нужно было приглашение.
Хорошенько попугав местных монахинь своими способностями к оборотничеству, он проникает на башню монастыря, где Харкер заколол сам себя осиновым колом, и напоследок воскрешает бедолагу.
Потом, осквернив святое место своим присутствием и включая режим Волчьего Пастыря, ВВС-овский Дракула начинает всех вокруг троллить и зверски убивать.
После инцидента в монастыре вампир уезжает в Британию, попутно поедая почти весь экипаж (двое его жертв - Юнга и кок все же остаются живы, а монахиня жертвует собой).
После чего Дракула идет ко дну вместе с кораблем и "воскрешается" уже в 21-м веке.
На берегу Дракулу арестовывает полиция👮, и, благополучно избавившись от копов, вампир ведёт образ жизни современного тинейджера - ходит на вечеринки, выкладывает фото в инстаграме (вампиры же не отражаются в зеркале и камерах, разве нет?), попутно выискивая себе невесту.
В финале Дракула умирает с улыбкой на устах от воздействия солнечного света, хотя нам весь сериал пытались доказать, что это - очередной миф.
Последняя серия "Дракулы" является полной отсебятиной сценаристов. В ней граф спустя сто с лишним лет после кораблекрушения просыпается в современной Англии.
В книге, разумеется, нет ни кораблекрушения, ни скачка во времени.
Три серии «Дракулы» действительно очень разные.
Кроваво-чувственный первый эпизод отдает дань уважения фильмам студии Hammer.
Артист Клас Банг — невероятное попадание в образ: его плотоядная улыбка и изысканные манеры напоминают одновременно о Лугоши и Ли, в его Дракуле переплетаются Шерлок и Мориарти, его долголетие — темная тень неумирающего Доктора Кто.
Первая серия пропитана сексуальностью: Харкер предстает не просто жертвой Дракулы, но его любовником — не случайно недуг юриста напоминает СПИД (у Дракулы много партнеров); отказывающаяся от всего плотского церковь противопоставляется дьявольской чувственности; «низменность» секса противопоставляется «возвышенности» романтической любви — для этого в кадре возникает невеста Харкера Мина Мюррей (Морфидд Кларк); наконец, по серии рассыпаны эвфемизмы полового акта, а невозможность вампира войти в дом без приглашения воспринимается как викторианская версия принципа согласия.
Во втором эпизоде сексуальный мотив сохраняется (на корабле есть пара гомосексуалов и девушка, которую Дракула вожделеет), но отходит на второй план.
«Деметр» несет по волнам наследие западной цивилизации: русских и румынских моряков, индуса-врача доктора Шарму (Саша Дхван), свидетеля английской колониальной политики, эмансипированную монахиню Агату, а также горделивого смуглокожего Адиса (Нэйтан Стюарт-Джарретт), которого постоянно подкалывают на тему рабства.

Аристократ Дракула в этой ситуации наблюдает уже не борьбу за власть на территории тела (кому принадлежит плоть — богу, сатане или человеку?), а вполне социальную и геополитическую интригу в детективном пересказе а-ля Агата Кристи. Сам он, в конце концов, богатый мигрант из Румынии, прельстившийся модой старушки Англии.
Третья серия закономерно переносит властную игру в современность, высвечивая самую интересную для наших дней черту графа — вечную жизнь. Все три эпизода Моффат и Гэтисс разбирались именно с этой цивилизационной одержимостью: религия и ее производные обещают своего рода бессмертие; героизм первооткрывателей и миф о новой жизни (Адис и его богатый любовник плывут в Новый Свет) — тоже; в XXI веке вечность кажется еще ближе — можно питаться жизненными соками лайков и увековечивать свой образ в интернете. Кстати, по Гэтиссу и Моффату, вампиры видят свои отражения в зеркале, но там — их настоящие полуразложившиеся лица, поэтому Дракула предпочитает обходиться без них.
Тут и закопан смелый ход сценаристов: перед нами не трансплантация бессмертного вампира в синтетическую современность, а рассмотрение его как 500-летнего труса.
Сын и внук отважных воинов, он так страшился умирать, что обрек себя на сомнительно привлекательную вечность.
Именно страх смерти заставляет людей наделять смыслами вещи и ритуалы, которые могут их защитить.
Именно страх смерти заставил Дракулу верить в целебность крови, опасность солнца и вредоносность крестов.
«Дракула» от BBC мастерски работает с символами и артефактами, демонстрируя, какое большое значение люди отводят формальным вещам: расе, гендеру, вероисповеданию, подписи на документе, морским суевериям, красоте и лайкам. Наконец тому — похож ли по структуре новый сериал на уже снятые.
Вечная жизнь же оказывается в деталях.
А теперь - минусы сериала:
А). Монахиня Агата Ван Хельсинг, которая и приняла постриг, чтобы замуж не выходить (!), читает графу Дракуле нотации о демократии и женскому равноправию.
Кроме того, она не верит в Бога (!) и пытается изучить вампира с научной точки зрения, и это в 19-м-то веке!
Однако, в самом сериале мы этого не видим.
Б). Как Джонатан Харкер не заметил молодеющего у него на глазах Дракулу?
В). Проживший почти два столетия в замке граф Дракула не смог найти за портретами его предков план расположения комнат в собственном замке, хотя Джонатану на это хватило одного вечера.
Г). Попытки графа Дракулы размножаться явно сплагиачены из комедийного боевика 2004 года.
Д). В версии экранизации романа Брэма Стокера 2020 года Дракулу в угоду модной ныне толерантности превратили в гомосексуалиста, возмутительно!
Правда, нездоровое влечение Дракулы к клерку Джонатану осталось чисто платоническим.
Е). Непонятно, каким образом Дракула, пролежав на дне моря полвека, не разложился, не оброс водорослями и не был сожран рыбами?
И как он от жажды крови-то сразу не умер?
Он же вампир, а не супермен и человек-амфибия впридачу!
Ж). Что такого смешного нашли сценаристы, когда героиня Ван Хельсинг, внучка Агаты, болела раком и вскоре умерла?!
Рак - это не членистоногое животное и не знак зодиака, а серьёзная реальная болезнь! 😷
Выглядит как-то кощунственно.
З). Импозантный монстр 👹 из 19 века, подобно Барнабасу Коллинзу из сериала 1966-1970-х годов и фильма Тима Бёртона 2012 года, без особых проблем умудряется освоить современные технологии и пользоваться ими!
И). Под занавес - госпожа Ван Хельсинг напоследок проводит Дракуле сеанс психоанализа, выясняя, что внушающий смертным кошмар 100-летний могущественный граф боится... Смерти!
WTF?!
От чего обидно: третий эпизод оказался не только самым главным в концептуальном смысле, но и самым амбициозным и размашистым.
Однако, вместо того, чтобы раскрывать сеттинг, создатели зачем-то внедряют неинтересных персонажей, лишние сюжетные линии и тупые повороты ради поворотов.
Например, ситуация с адвокатом хоть и юморная, но абсолютно дебильная для решения проблемы в сценарном плане.
Создать организацию, которая чуть ли не держится вокруг поимки Дракулы и вот так легко его отпустить (у них даже допросная с солнечным светом имеется!).
То есть, если вы следуете закону, почему нельзя было устроить слежку за Дракулой, чтобы доказать его опасность и запереть в темнице?
Скрыть смерть наемника мы можем, а убрать назойливого адвоката — нет?
Тема наступившего будущего глазами вурдалака — это бесконечный полет для шуток и классного взгляда на современный мир в духе сатиры?
Нет. Мы просто откупимся парой неплохих фраз, этого хватит.
О финале хочется говорить и говорить, потому что чувствуются крутые идеи, интересное переосмысление истории Дракулы, но все несется так стремительно и неправдоподобно легко, что насладиться не успеваешь.
Обидно — при таком-то потенциале и подходе к материалу…
«Дракула» — это в первую очередь про диалоги. Они великолепны. Юмор редкий, но сочный.
Частенько хочется растаскивать сериал на цитаты.
Визуально все выглядит дорого и по-хорошему гротескно.
Местами пробирает на жуть, а иногда не хватает еще большей жести.
В целом, для почти усопшего жанра — это явно можно причислить к победной битве. До выигранной войны Гейтиссу и Моффату не хватило еще одного эпизода, в котором финальные 15 минут можно было бы раскрыть во всех смыслах: и философских, и культурных, и психологических, и жанровых.

Впрочем, и так сойдет — иногда скучаешь и по вампирам, и по их взгляду на смерть и рассуждениям о съедобности людей.

Во времена полного отсутствия кровососов на экране — и такому радуешься.

О других, уже вольных экранизациях романа Брэма Стокера, а также персонажах, навеянных образом графа Дракулы вы узнаете в следующем материале.