Про тяжелую судьбу Полифема

Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня, как и обещала, я расскажу об опере неаполитанского барочного композитора Николы Порпоры "Полифемо", или по нашему "Полифем".

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO PRIMO, Scena I - Vien bell’aurora [Tutti]

Впервые опера была поставлена аж в 1735 в Королевском театре «Хеймаркет» в Лондоне. Интриг во время постановки было предостаточно: внезапное увлечение итальянской оперой охватило лондонских меломанов, Порпора конкурировал с Генделем - а тот и сам был товарищем очень предприимчивым. Звезды уходили и приходили со скандалами, в общем искрило.

Хотя сейчас Порпора однозначно вошел в моду (или надо сказать вернулся из небытия?), постановок не так уж много. Вот эта - можно сказать, козырная:

Макс Эмануэль Ценчич (Улисс), Юрий Миненко (Асцис), Юлия Лежнева (Галатея), Павел Кудинов (Полифем), Соня Рунье (Калипсо), Rinnat Moriah (Нерея), оркестр ARMONIA ATENEA, дирижер Джордж Петроу. 2020

Это концертное исполнение, но от этого, мне кажется, все выиграли. Сосредоточились на исполнении. Не каждый певец еще и актер, да?

И вот, для вам для начала увертюра:

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Ouverture - Grave - Allegro. Дирижер неприлично красив, да?

Итак, циклоп Полифем тихо и сравнительно мирно жил на собственном острове, пас коз. Все началось с того, что на его остров высадилась команда мажоров: Нимфа Галатея со своим амантом Асцисом, нимфа Калипсо, нимфа Нерея... А еще подъехал на своем корабле Одиссей, он же Улисс, он же сын турецкоподданого и известный аферист, и вообще редкостный проходимец, так, между прочим.

Знаете чем вообще знаменит Одиссей?

Думаете походами, подвигами? Ничего подобного.Он знаменит тем, что надул богов. Была у него счастливая особенность - безнаказанно нарушать закон (не платить налоги, качать с торрента в конце концов). У олимпийских богов, как бы ни странно это звучало, главной особенностью была вовсе не склонность к пьянкам и интрижкам со смертными обоего пола. А ЗАКОН. Вся власть Зевса была построена на соблюдении закона, в том числе и богами тоже. Масса мифов повествует о том, что бог или богиня при всем желании не может помочь любимцу, ибо это не по закону. А Улисс вертко прошел между Сциллой и Харибдой (и в прямом и переносном смысле), и ничего ему за это не было...

Вот и сейчас этот проходимец высадился на острове ЦИКЛОПА ПОЛИФЕМА. Еще раз: он вломился на чужую территорию.

Посмотрите на Полифема: не красавец, не интеллектуал, и по сути инвалид. Что ему можно в упрек поставить? Разве что особенности диеты (любил человеченку), да ее не особо и достанешь, на острове...

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

Джулио Романо. Полифем, 1526-28. Ну на этой фреске он ничего такой...

Итак, у нас есть команда мажоров: два смертных и три нимфы.

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria-Vo presagendo [Galatea, Calipso]

У Галатеи с Асцисом давний роман, они частенько уединяются на природе, остров циклопа - красивое место, а присутствие на нем хозяина - огромного и уродливого, придает встречам дополнительный драйв...

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

Иоганн Генрих Тишбейн Старший. Асцис и Галатея, 1758

Наивная неискушенная душа Полифема (и здоровое на свежем воздухе и правильной пище тело) потянулись к прелестям нимфы Галатеи...

Он поет "M'accendi in sen col guardo".

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - M'accendi in sen col guardo [Polifemo]

Но вертихвостка Галатея, как мы видим, играет чувствами Полифема.

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - Se al campo e al rio soggiorna [Galatea]

Вообще же у нее куча дел - роман с Асцисом в самом разгаре. На самом деле она все еще размышляет, так ли нужен ей смертный Асцис. Что скажут нимфы? Асцис же заливается соловьем. Очень романтичный юноша.

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - Dolci, fresche aurette grate [Aci]

А Калипсо нравится энергичный Улисс. Тот поет "Core avvezzo al furore dell'armi" (опасности для него обычное дело, рутина, поэтому он такой бесстрашный. И скромный).

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - Core avvezzo al furore dell'armi [Ulisse]

Хитроумный Улисс демонстрирует свои способности переговорщика и договаривается с Полифемом о мирном соседстве. Но все-таки остается настороже:

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO PRIMO – Aria - Fa ch'io ti provi ancora [Ulisse]

И вся эта движуха произошла в первом акте! А их три!

Мы забыли про Нерею, чем занята она? Нерея уговаривает Галатею пустить в ход свои чары, чтобы Полифем размяк и стал менее воинственным.

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO II – Aria - Una belta che sa [Nerea]

А Калипсо теряет голову и ввязывается в интриги Улисса, она защищает его своими чарами, и довольный Улисс поет "Dell'immortal bellezza".

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO II – Aria - Dell'immortal bellezza [Ulisse]

Слышится, как он по деловому прикидывает свои шансы в противостоянии с Полифемом. Короче, пятерка энергично интригует против Полифема.

Асцис меж тем просто кипит и раздувается от страсти:

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

POLIFEMO — ATTO II – Aria - Nell'attendere il mio bene [Aci]

Он спешит в Грот к Галатее.

А тем временем Полифем на пределе.

Он впадает в ярость, отламывает кусок вулкана и мечет его в соперника. Отлично, в лепешку!

Про тяжелую судьбу Полифема Опера и оперные театры, Хобби, Спектакль, Видео, Длиннопост

Полифем бросает камень. Аннибале Карраччи (поищите Карраччи с братьями - не благодарите)))

Ярость все еще клокочет в Полифеме, и он напивается (подливает ему, конечно же, Улисс)... Улисс легко справляется с пьяным Полифемом - выкалывает ему глаз.

POLIFEMO — ATTO III – Aria - Quel vasto, quel fiero [Ulisse]

Не повезло Полифему. А вот Асцису повезло больше. Зевс внял мольбам нимфы Галатеи и оживил его. Более того, он дал ему бессмертие. А чего мелочиться?

Асцис ошеломлен таким валом впечатлений и обстоятельств - ведь он, в сущности, простой пастух... И он поет благодарственную, немного грустную арию - хвалу Зевсу...

POLIFEMO — ATTO III – Aria - Alto Giove [Aci]

Все закончилось вроде бы хорошо?

POLIFEMO — ATTO III – Accendi nuova face [Tutti]

Или нет?

------

p/s/ Есть такая информация, что этот вариант оперы - адаптация. Не целиком, с купюрами, в обработке. Может быть. Очень уж легко и гармонично все воспринимается.

Барочная опера для меня что-то вроде игры в крикет, или борьбы сумо - нечто симпатичное, но странное. С экстравагантными правилами, и артисты с увлечением играют по этим правилам...

p/s/p/s/ Мне Центич очень нравится, славный он, да? И Нерея - чистое очарование.

На этом все, буду рада комментариям!