Про цены на автомобили

Тут все возмущаются, почему "пустой" ВАЗ стоит миллион, а "голая" Веста на механике – полтора. Ну так всё элементарно.

Первая причина – фирмы-прокладки, в которые "уходит" ну тысяч так 200-300 из себестоимости с каждого автомобиля. И естественно, эти фирмы связаны с топ-менеджментом. То есть сидит какой-нибудь руководитель департамента, получает свои полмиллиона зарплаты, а у него вся семья в поте лица трудится в фирмах из одного-двух человек, бумажки подписывает на поставку комплектующих по принципу "купи-продай". И ему абсолютно наплевать на какие-то там показатели продаж, долей рынка и прочую муть, главное – в своём кресле усидеть. Это не беда конкретно ВАЗа, это везде у нас так. У меня сосед гоняет на Рейндж-Роверах – удачно фирму открыл по производству хрен пойми чего для дышащего на ладан тракторного заводика. Откуда эти деньги? Из цены на эту самую сельхозтехнику. Это тот самый завод, который при СССР выпускал всё сам, включая инструменты – даже свёрла делали для себя сами! Тут новость где-то была, как в Москве производство ракет для вояк ровно по тому же принципу организовали, коммерческая фирма в офисе через дорогу на 2-3 человека является поставщиком для производства ядерных ракет. Ну а почему бы нет?

Ну ладно, помечтаем, отправили мы на ВАЗ команду аудиторов, команду прокуроров и вежливых людей, разогнали всех этих пиявок, и снизили цену на 300 тысяч. Уже что-то.

И вот вторая причина. Мы увидим в автосалонах Весты по 800-900 тысяч только в одном случае: если завод напряжется, и одномоментно выкинет на рынок пару-тройку миллионов этих Вест по такой цене. Потому что их покупают по 1.5 миллиона, иначе бы они не стояли в автосалонах по этой цене. Нагнёте автосалоны, сделаете фиксированную стоимость? Так не будет их в продаже, все на Авито окажутся, по той же цене. Ну вот капитализм у нас, извините. И нет, не поможет ничто, нет средств борьбы с дефицитом либо способов продавать честно что-то в два раза дешевле рыночной цены.

Если вы считаете, что тут фигня написана, а всего-то и надо, что законодательно запретить, установить, расстрелять и прочее – почитайте про бум цен на видеокарты. Это не у нас, это глобально происходило. Несколько лет назад майнеры начали массово скупать видеокарты. У нас просто Газельки подгоняли к магазинам и выгребали подчистую всё, причем с черного входа, они даже до прилавка не добирались. А на поиграть людям не оставалось. И так было везде, в Европе, Штатах, Китае. У нас ДНС и Ситилинк вместо задирания цены честно пытались какие-то аукционы проводить (честь им и хвала), и все эти аукционные карты тут же появлялись на Авито с ценником в два раза выше магазинных. До обычных покупателей карты по рекомендованным ценам не добирались, выливались тонны говна на магазины, которые сделать ничего не могли. Более того, корпорация NVidia, которая стоит как 2000 АвтоВАЗов, ничего с этим сделать не могла. Талоны, продажа по записи, все прелести дефицита советского накрыли процветающий капитализм. При этом выпускать больше карт никто не решался – это надо строить новые заводы, два-три года на запуск производства, а бум майнинга мог закончиться через полгода. И не нашлось ни одного человека, который бы решился отдать указание о постройке нового завода – потому что можно очень так неплохо прогореть. Да, что-то придумывали, пытались выпускать LHR-карты (слабые для майнинга), но никакие меры ни к чему не привели. И в сверхприбыльную отрасль производства видеокарт не пришли другие производители со словами "а вот мы щас миллионы карт вам выпустим". Ну как, Intel и китайцы попробовали, но много вы знаете видеокарт китайских или Arc от Интела, заняли они рынок?

Ну и последнее. Попробуйте назвать хоть одного человека (ну, кроме нас, пикабушников), кому выгодно, чтобы в автосалонах стояли Весты по 800 т.р. Смешной вопрос, но всё же. Премьер (Мишустин, кажется)? Мантуров, или кто там у нас промышленность курирует? Вот оно им нахрена? Ещё раз, чтобы поднять выпуск и насытить рынок, нужно лет пять – по факту, это ещё несколько АвтоВАЗов в стране построить. То есть вложить миллиарды, получить тонны говна на свою голову "Вложили, а машины где?!!!", раздражение людей от перекупов, которые будут выгребать автомобили по справедливым ценам, и перепродавать по рыночным, и всё это на протяжении пяти лет – оно им надо? У правительства совсем другие критерии работы – им нужны показатели. Проще найти китайцев, которые по старой схеме придут вместо европейцев и построят свои заводы – можно отчитаться за возрождение автопрома в стране, чем самим в это говно лезть. На депутатов надеяться? Ну это даже не смешно. На Путина? Уж насколько я не рад политике главы государства, но это явно не его забота и в него тут тапками кидать смысла нет, вкладываться в пятилетний проект он не будет. Нам просто под выборы покажут пару уголовок против мигрантов, ну или проводницу за кота расстреляют, это в плане пиара будет гораздо выгоднее, автопром поднимать.

Так что к сожалению, упасть цены могут только после того, как китайцы насытят рынок и настроят тут своих заводов. Ну или когда люди перестанут покупать машины по таким ценам. То есть, судя по всему, не скоро. Мне вот это не радостно, и возмущаться можно, но имеем то, что имеем.