Про таджикско-узбекскую границу.

Родился в Узбекистане, в славном городе Шахрихане, и прожил там свои первые годы жизни. Все что помню, не большой городок, интернациональный двор с босоногими детьми в одних трусах и палками в руках, чье-то постоянно сохнущее белье, развешанное прямо во дворе, звук заведенной машины, собачий лай который доносился откуда-то издалека, и постоянно кого-то звали кушать или делать уроки.
Все друг друга знали и дружили, и никакой малейшей капли выражения расизма и национализма. Да были скандалы и ссоры, как и везде, но не больше чем в любом другом городе и дворе. В общей картине жили дружно. Потом моей семье пришлось переехать в соседний Таджикистан. И мы еще первое время могли ездить в гости к оставшимся в Узбекистане родственникам. Сначала было очень просто. Автобус с моего нового города, проезжал города моего детства транзитом. Можно было сесть и ехать без пересадок.
Позже стало сложнее. Появились политические недопонимания между, когда-то братскими государствами, и постепенно, сперва, поставили просто КПП, ну а потом строго и конкретно размежевали границу. Пройти просто уже не было возможным. Объявили визовый режим. Контрольно пропускной пункт разделился на несколько уровней с каждой стороны. Колючая проволока, бетонные блоки, искусственные неровности, шлагбаумы, карантинные зоны, санитарные зоны, и все это охраняют люди в военной форме и автоматами на плечах.
Каждый раз проходить границу становилось труднее и муторнее. Даже когда были все документы в порядки и оформлена виза, пройти это все пешком с огромным багажом на руках было все равно, что преодолеть спортивный марш бросок. А по времени не меньше часа. Вот так на ровном месте две страны создали себе пункт злости и неприязни друг к другу.
Когда я был студентом, то ездил навещать родственников без визы. Можно было «отблагодарить» погранца и быстро пройти «незамеченным». Но потом, размер мзды начала расти. У меня уже был опыт прохождения границы, надо было одеваться не броско, желательно в старые джинсы, грязные кроссовки, поношенную крутку, и сумку попроще. От внешнего вида зависела плата за проход. Однажды я стоял в очереди в будку что бы «договориться», и ко мне подъехал мальчуган на велосипеде, и тихо так предложил провести в обход за треть положенной погранцами таксы. Круто. А если добавить еще пару монет, то он еще и сумку мою на багажник привяжет и поедет. Да вообще сервис подумал я, и согласился. Сумку он очень прочно примотал бечевкой для скота, а потом выждал момент и рванул в заросли кукурузы.
- Быстро за мной! – только услышал я.
- Куда?! – подумал я. Ах сумка. И рванул за ним. Бегу, еле догоняю. Тут мальчуган кричит
- Ты пониже пригнись!!
- Зачем?
- Ща заметят стрелять начнут!
Ёлки палки! Ты что ж раньше не сказал, морда проклятая! Бегу в позе полуприсед, как будто в штаны наложил.
- Ровно за мной беги!
- Почему?
- Тут мины есть. Говорят, недавно скотину выгуливали, подорвалась!
Да что же, ты, сволочь, творишь! Сразу надо было говорить про все сюрпризы. А что хотел? Сам же подешевле согласился. Бегу. Одной рукой за сумку держусь свою, другой пот и листья с лица убираю. Еле добежал. Чуть не умер. Еще минут пятнадцать в себя приходил. После этого в обход «Ни-ни».

Так к чему я это? А к тому, что прохождение границы было сущим адом. Для меня, по крайней мере. Пограничников я не терпел.

И вот уже во взрослой жизни, срочно понадобилось мне отправиться в Узбекистан. Бабушка тяжело захворала. Оформление визы могло занять неделю. Поделился с другом, а работал он в таможне областной. Тот, сославшись на близкие отношения с начальником таможни, вечером того же дня принес мне маленький клочок бумажке. Стикер. На котором было написано коротко «Пропустить Т.». Погранцы и таможенники с одной подгруппы, как выразился товарищ.

Ну что ж. Попытка не пытка. Отправился на границу. Пограничники с нашей стороны посмотрев на почерк, тут же отвели к начальнику кпп. Тот, спросил, откуда у меня бумажка. Выслушал, потом позвал одного солдата и попросил меня довести до узбекской границы. Сказано сделано. Подоходим к воротам узбекского КПП, погранец крикнул своего коллегу с соседнего государства, что то объяснил и меня повели в будку КПП принадлежащей узбекской стороне.

Начальник заставы был под градусом. Он сидел в солдатской форме с широко-расстегнутым воротником. Сопровождающий доложил.
-Виза есть?
-Нет…
-А зачем пришел? Не знаешь порядок прохождения границы?
-Мне срочно надо. У меня бабушка заболела. Может, в последний раз увижу. А если с визой могу не успеть.
-Так важно тебе?
-Да.
-Готов платить?
-Ну да…
Начальник улыбнулся и сказал
-Выкладывай все деньги. Если что-то не покажешь, а потом я найду, то конфискую и вытолкну обратно на свою территорию!

Я немного опешил. Такой наглости не ожидал. Начал выворачивать карманы, заначки, тайники. Рисковать было опасно. На столе лежала гора купюр.
-Это все?
-Все!
-Честно? А если найду?
-Обыскивайте.
-У тебя же еще есть!
-Нету!
Я говорил правду. Я выложил все что было.
Хмельной офицер посмотрел на все это и сказал:
-Ну проходи… Иди к бабушке своей.
-Ладно. Спасибо.
Сказал, я, посмотрел ему в глаза, поднял сумку и собрался выходить.
-Стой. Тебе куда надо?
-Шахрихан.
-Ты знаешь, сколько до туда?
-Конечно. Я там вырос. Я там родился.
Командир промолчал,
-Ну иди давай.

Уже темнело. Поздняя осень. До моего города оставалось еще километров двести. Как буду добираться, ночью, по пересеченной местности вдоль километров вспаханных полей, я еще не имел понятия. Но и возвращаться домой, очень не хотелось. Я уже настроился увидеть свою бабушку, которая меня очень сильно любила.

Я вышел с будки и пошел. Отошел от территории КПП. Прошел мимо зазывающих таксистов, которые сперва, набросились на меня, но потом когда я сказал что я иду пешком, отступили. Подумав или я кретин или живу где то не далеко.
И я шел. Ветер с открытых полей задувал везде, я застегнул куртку, опустил борат кожаной кепки и зашагал. Я прошел порядком пятисот метров, как меня на скорости нагнал маленький тико.
В открытое окно смотрел командир, который походу дела принял еще грамм двести, так как на свежем воздухе резко запахло спиртным. Как только поравнялись, он закричал в открытое окно:
-Ты что ле дурак?
-Почему?
-Как ты дойдешь? Ты замерзнешь или тебя шакалы загрызут.
-А как еще добираться?
-У тебя вообще денег нет?
-Нет. Вы же забрали все…
-Садись! – сказал командир. Вернее не сказал, а больше приказал.
Я сел в машину. Мы развернулись и резко рванули обратно на КПП.
Командир вышел из машины, хлопнул дверью, и сказал- пошли.
Мы снова вошли в прокуренный вагончик будку. Командир сел за стол. Налил еще рюмку, выпил. Потом посмотрел на меня и спросил
-Ты меня вообще за скотину считаешь?
Я молчал.
-Зачем тебе в Шахрихан?
-Я же говорил, бабушка болеет.
Командир закурил.
-Я в прошлом месяце, к вам в Таджикистан, к родственникам на свадьбу собрался. Поехал. Всей семьей. Так меня ваши суки на границе не пропустили! Говорят – НЕПОЛОЖЕННО! Каждый день меня видели! Знали что я командир! И не пропустили! А сколько я вашим помогал. Сколько пили вместе? А ваш гандон, даже с будки не вышел. Приказал своим шакалам просто не пропускать! У меня отец в машине сидел. Он потом спросил меня, почему меня так не уважают! Что ты за командир, говорит.
А сейчас послал своего шакала что бы я тебя пропустил!
Он говорил больше с обидой, чем со злостью.
-И что мне делать теперь?
Я молчал. Командир посидел еще немного. Выкурил сигарету.
-Пойдем.
Командир вышел, и я за ним. Он пошел к ряду таксистов. Подошел к первому и сказал на узбекском, что бы тот довез меня, куда я попрошу и что бы не загибал цены.. Тот послушно закивал. Потом повернулся ко мне. Достал скомканные деньги и сунул мне в карман.
-Езжай. Пусть бабушка не болеет. Давай.
Он повернулся и зашагал к будке.
-Спасибо, - крикнул я, на что командир даже не обернулся, а просто махнул рукой.

Позже дома я проверил. Он не взял ни одной купюры. Вернул мен все что было…

http://slon-story.livejournal.com/18012.html