Про школьников
Частично этот пост затрагивает тему школьных поборов (тут и еще на других ресурсах многие спрашивают: "дети что - жрут эти лампочки, унитазы, телевизоры и т.д.?"). Сразу напишу, что у нас в школе с этим все строго и скромно, сумма маленькая, в городских школах совсем иные цифры, на порядок больше. Есть родительский комитет, он сам решает, куда потратить деньги, эти деньги я как классный руководитель даже в глаза не вижу, они сразу идут на нужды школы: на краску, сантехнику и прочее. Если вам интересно, то в прошлом году родители сдавали на ремонт чуть меньше 10 долларов. Раз в год.
Расскажу о поведении некоторых детей. В основном, расскажу о начальных классах. Только предупреждаю: текста много.
Первый класс. Дорогие мамы и папы! Пожалуйста, научите детей самих одеваться и обуваться. Есть такие дети, что сами рубашку застегивать не умеют, потому что раньше это делала мама. Про шнурки я молчу. Первые месяцы у нас по школе целый "парад" - как ребенок, извините, штаны натянул, так он из туалета и идет, а то, что сзади не подтянул и трусы видно, что пиджак в брюки запихал (а то и в трусы)... Веселее всего, когда дети первого класса после обязательного тихого часа сами одеваются. Видела и трусы поверх колготок, и надетые задом наперед брюки, и пиджаки шиворот-навыворот, и два носка на одну ногу, а вторая босая, и ботинки не на ту ногу...
Не давайте детям в школу игрушки, любимого мишку, самый крутой грузовик и т.д. Это школа. Игры дома. А то один такой маленьким мячиком до потолка достал - играл на перемене. Слава Богу, что лампа всего лишь вырубилась, а не разбилась и не полетела ему на голову. Что плохого в мишках? Дети-первоклашки приходят, сажают на парту кукол или любимые мягкие игрушки - и все, урок пропал: руки сами тянутся к мишке и учителя ребенок уже не слышит. У нас есть класс группы продленного дня, там есть игрушки и дети играют на переменах. Не надо носить игрушки с собой - они отвлекают от учебы.
Теперь переходим к поведению. Все основные поломки в школе именно из-за малышей. Как бы странно это ни звучало. Как дежурный учитель год назад несколько раз выгоняла детей из туалета. Они заходили в кабинку по двое-трое, становились ногами на бачок, подсаживали друг друга и заглядывали в соседние кабинки. Бачок не приспособлен к тому, чтобы по нему каждый день топтались. В этом году уже первоклашка, девочка, умудрилась выковырять из унитаза кнопку слива. Как? А вот скучно ей было. А в прошлом году тоже первоклашка, тоже девочка, сломала бачок. Просто прыгала на нем сверху. Просто так играла.
Дети могут размотать по всему туалету бумагу, запихать ее комком в унитаз. Просто так. Могут не найти бумагу (лень тянуться) и взять полотенце с крючка. Да, для этого из кабинки выйти надо, но ведь тянуться нам лень. Глупо? Да. Туалетная бумага всегда есть, но и полотенца часто в странных пятнах. Могут (а это вообще постоянно происходит) долбиться ногами в двери кабинки, поторапливая одноклассника. Могут вымыть тряпку, что доску вытирают, в унитазе - у крана были дети и ребенок не захотел ждать.
Дети начальных классов любят холить в туалет по несколько человек - срабатывает стадный инстинкт. Пока ждут друг друга, могут или воду перекрыть, или жидкое мыло в раковину вылить, или еще что от скуки придумать (читайте примеры выше).
От туалетной темы переходим к классам. Ребенок маркером разрисовал парту - приходится покупать новую или заменять столешницу, а это тоже деньги. Сидя за партой, дети любят кататься на стульях. Казалось бы, что в этом плохого? Стул бьет спинкой по парте, стоящей сзади, на парте остаются царапины и даже откалываются куски. Новенький третьеклассник два года назад так "удачно" покатался, что ножкой стула умудрился в первый же день сковырнуть всю краску с пола (просто потерял равновесие во время катания, хватался за все подряд, вот след и остался) и отбить падающим стулом заднюю крышку с парты. И это в первую неделю сентября. Мама мальчика долго не могла поверить, что ее ребенок сделал это, требовала доказательств. А то что это видел весь класс и учитель, так это они сговорились. Но ремонт парты оплатила, хоть и не сразу.
О поведении на улице. Расскажите детям, как себя вести. А то во время переменки мы за голову хватаемся: первоклашки (или новенькие) готовы ворота на стадионе свернуть и доски из забора выдернуть. Один раз с забором накосячили старшие: случайно ударили мячом сильнее, чем надо, доска отлетела, парни, косясь на окна учительской, за пару минут присобачили доску назад, забивая гвозди камнями. Эти уже знают правила поведения и потому сами быстро "прибрались". При игре в мяч пока еще никто не попал в окна, но вот в стоящие у школы машины пару раз было. Есть дети, которых мамы отправляют в школу пораньше, за час до начала уроков, потому что идут рано на работу, вот и детей по дороге в школу заводят. А потом, ближе к началу учебы, привозят своих детей другие родители. Так пока они своих в класс завели, им мячом на крыле вмятину сделали. Того, кто это сделал, нашли тут же. Но что стоило отойти от стоянки подальше?
Научите детей вытирать ноги. Я в субботу выходила из школы и ужаснулась: все крыльцо в грязных следах. А в школе были три девочки пятого класса. Когда дети возвращаются с переменки в класс, что стоит вытереть ноги? Все равно по грязным следам легко вычислить класс (следы к нужным дверям приведут и даже к нужной парте). Если ботинки на рифленой подошве, то грязь забивается сильнее и нужно потопать перед крыльцом. Вы же не понесете грязь домой, верно? Зимой точно также обивается снег, у нас даже веник у крыльца стоит, чтоб снег с обуви смести. А то дети набегаются по снегу и потом лужи по коридору.
Научите мыть руки после туалета и перед столовой. С мылом. А то как пошел ребенок из туалета, как хватанул немытыми руками сначала ручку в туалете, потом ручку в классе... И мы молимся, чтоб ничего не случилось. Перед столовой всегда контролируем, чтоб руки вымыли. И после тоже. Но ведь это не только наша проблема. Мы не можем стоять в туалете у умывальников целый день - это проблема личной гигиены.
О портфелях и пеналах. Если у ребенка нет сегодня рисования - не давайте ему здоровенный пенал со множеством отделений, он тяжелый и полпортфеля занимает, а ведь нужно еще книжки положить, форму. Вы сами утяжеляете портфель ребенку. Не нужны ему цветные карандаши и фломастеры каждый день.
Про финансовое положение семьи. Научите детей не хвастаться в школе, сколько у вас машин и денег в сейфе - в соседней школе был случай, когда один ребенок дохвастался - на улице болтал с одноклассниками, мимо шел человек, услышал и на следующий день, когда в квартире никого не было, вскрыл замок. Сигнализация была, вора поймали и у него выяснили, откуда про квартиру узнал и о том, что папа 10 тысяч долларов купил.
О деньгах и телефонах. Дали ребенку ценные вещи - знайте: школа не несет ответственность за их хранение. Да, мы постараемся найти пропавшее. В большинстве случаев телефон забывается, допустим, на подоконнике в коридоре, в раздевалке, в туалете или еще где, а ребенок с плачем звонит домой "у меня украли". Доходит до того, что у него "украли" дневник, ручку, листок бумаги. Если вам звонит ребенок с такой проблемой - не поднимайте панику, не звоните в милицию. Сначала расспросите ребенка об обстоятельствах, поговорите с учителем. На этой неделе мы так телефон по школе искали. Ребенок забыл его в столовой, а потом с плачем позвонил с телефона сестры родителям, мама прибежала в школу. Пока бежала, телефон уже нашли. Просто объясните ребенку, что его вещи, скорее всего, никто не украл, просто малыш сам забыл, куда положил. За все время, что я работаю в школе, был только один случай кражи. И то к нам тогда пришел ребенок из приюта, у него вся семья воровством промышляла. Во всех остальных случаях телефоны находились через 15-30 минут.
Еще о телефонах. Не звоните ребенку и не спрашивайте, как дела. Пускай малыш учится. Не покупайте дорогой телефон - дети берут их с собой в столовую (тут уже старшие дети) и кладут рядом с тарелками. Пару раз были случаи, когда сами и проливали из ложки суп прямо на телефон. А потом дома родителям говорили, что им кто-то сломал его. Телефоны часто выскальзывают из рук, из задних карманов брюк (особенно у девушек - карманы маленькие, а телефоны большие). Если телефон дорогой - купите к нему антиударный и водонепоницаемый чехол. А то играли две подружки на парте на перемене, одна случайно махнула локтем - и телефон подруги слетел на пол экраном вниз. Телефон был новый, купленный за день до этого. Так потом девочка и ходила весь год с разбитым экраном: на новый телефон и на ремонт старого у родителей не было денег - пошли на поводу у ребенка и взяли технику в кредит, а оно вон как вышло.
О зиме и снежках. Какое детство проходит без снежков, правда? Вот только снежком, неудачно запущенным, можно и глаз подбить. Я когда-то на родительском собрании мамам сказала: хотите, чтоб дети играли в снежки, пусть потом не приходят ко мне с жалобами, что им в лицо прилетело. Не хотите - пускай ребенок не играет, сидит в классе или снеговика лепит. Я не могу размножиться, стоять рядом с каждым ребенком и контролировать, чтоб снежки летели строго туда, куда родители сказали.
Про "можно в туалет". Отпускаем всех, никто не терпит по три часа. Но и если ребенок каждый урок просится, то обратим на это внимание. Кстати был случай, вроде года два назад. Зимой мальчик слепил снежок, бросить не успел - звонок прозвенел, и он положил снежок в карман. В теплом классе снежок растаял, урок был последним, пришла мама забирать ребенка - а штаны мокрые. Чтоб не попало от мамы за то, что снежок в кармане забыл, мальчик сказал, что просился в туалет и учительница не отпустила. Мама попыталась затеять скандал, но все дети, что были в классе, рассказали ей про снежок. А поначалу разъяренная мама готова была до министра дойти.
Про драки и маты. Дорогие мамы и папы, знаете ли вы, что дети могут услышать маты дома, из ваших уст, могут от вашего соседа, могут от прохожего? А потом применить полученные знания в школе, послав одноклассника? А потом вы не верите, что ваш весь такой воспитанный ребенок, оказывается, свободно владеет "русским разговорным". Дома он не скажет ни одного матерного слова, а в классе считает, что это круто, что он типа взрослый. В Беларуси, например, за нецензурные слова в общественном месте (а школа к таковым относится) можно и штраф схлопотать. Теперь про драки. Лежит дневник на краю парты - ребенок неудачно положил. На перемене проходит мимо одноклассник, случайно задевает дневник и тот летит на пол. Далее следуют взаимные оскорбления, полеты учебников на пол (раз ты мое скинул, то я твое сброшу) и драка, мы бежим разнимать. Кстати, дерутся у нас, в основном, дети до 7 класса. Потом стараются выяснять отношения за пределами школы. Да и учатся поведению, взрослеют.
Бывает и так: играли во дворе, один оступился, упал и порвал брюки. Дома попадет - и он придумывает, что его толкнули и с ним подрались. У детей, поверьте, очень богатая фантазия. И если ребенок действительно боится наказания, то со слезами на глазах расскажет душещипательную историю, как стоял, никого не трогал и тут налетел 9 класс, сорвал пиджак и потоптался по нему. Три раза. А потом еще и учительница подошла и отругала. И тоже попрыгала. Вам смешно? А приходила мама с такой историей ко мне разбираться: как я могла сорвать пиджак с ребенка и в лужу швырнуть.
И в любой ситуации помните: это дети. Они могут сделать многое, даже то, на что у взрослых не хватит фантазии. Могут лгать, могут забывать вещи. Могут ломать в принципе неубиваемые вещи, как в случае с девочкой-первоклашкой и бачком. И из личного опыта - действительно основные поломки из-за малышей. Потому что старшие дети уже понимают, как нужно себя вести. Ну, в нашей школе именно так. На первой смене старшие классы - и все мальчики на перемене на улице играют в футбол, в классах тишина. На второй смене малышня разносит школу: то стенд снесут, то бегут по классу и тормозят о шкаф, то прыгают у подоконника и сворачивают вазоны с цветами. Один раз доска упала - это с какой силой надо было в нее врезаться? Если что, ученик четвертого класса.
Не обвиняйте педагога: мы не таскаем детей за волосы, не отрываем пуговицы, не воруем телефоны (можем забрать до конца урока, если ребенок сидит и играет вместо того, чтобы учиться), не забираем деньги и еду (один яблоко в столовой забыл и сказал, что учительница отобрала и сама съела). Мы не тираны и не деспоты.
В конце поста напишу, что, в основном, родители - нормальные люди, трезво оценивающие способности и характер своего ребенка. Но иногда попадаются такие, что пришлось писать этот пост. Кстати, финансовое благополучие семьи никакое отношение к поведению ребенка не имеет.