Про психолингвистику и как я перестала волноваться про нормы речи

Перед сном, весьма неспешно, я читаю Психолингвистику Фрумкиной (учебник для студентов), если честно только раздел про детскую речь. Из интересного —статистика, что первое осмысленно произносят дети в возрасте от года до года и трёх месяцев, и что собственно имеют ввиду (картинка к посту, где больше букв).

Когда Эрик был в этом возрасте, я не слишком вдавалась в научную базу формирования речи. Всё равно все дети рано или поздно говорят. Если не говорят, то обычно диагноз “почему” ставят рано. Так что, я включала “радио Дарья” и бесконечно рассказывала ребёнку, как готовлю, насыпаю наполнитель кошке, мою пол или читала книги.

Теперь Кира в возрасте первых слов, а Эрик дорос до стратегического этапа, когда уже можно подсказывать, где использовать немецкие слова, а где русские. И у меня возникли вопросы — когда, как, что.

Так вот, согласно исследованию 1994 года у детей с года до года и трёх слов много, они разные, их делят на группы: предметы, звукоподражания (мяу, би-би), имена собственные и взаимодействия (бум(упал), тр-р-р (едет)) (картинка у публикации, где больше букв).

От такого чтения, я ощущаю, как снижается моё напряжение в отношении детской речи и её соответствия нормам. У меня вообще много страха и стресса от таблиц детского развития. Потому что написано, например, 10 слов в год. Но мне 33 года, у меня первый ребенок, для меня “трр”, и “та” и “мамамамам” - не слова, и только “мяу” - ещё куда не шло. Сейчас мне 3… опять забыла, 35? 36? И, оказывается, Кира — весьма болтливая особа, если мерить в тех же категориях.

Другая интересная штука — смыслы. Картинка со смыслами прикреплена к посту, там меньше букв. Смысловой запас у ребенка начинается с членов семьи (мама, папа, баба), расширяется на животных (кошка, собака, корова) и вещи (машина, часы, кукла). А вот глаголов и слов для взаимодействия ощутимо меньше.

Тут я хотела бы развести философскую бодягу про то, как мы все уехали от земли и природы поколения и поколения назад, но вон всё равно про кур и коров детям говорим, но нет. Удобно учить язык, когда можно активно использовать слова и для звукоподражания и предметов, идти с базового этапа к более сложному. А то что у в городах — машина “би-би” и часы “тик-так”. То ли дело книжки про ферму, и мне весело театр устраивать и детям польза.

Но, вообще, психолингвистика и эта книга разбирает, как речь связана с познанием окружающей действительности и вообще с мышлением. Какой проходит путь от “мяу” до “у меня три кошки: обе рыжие, одна соседская”.

У Эрика свой ритм развития речи, он идёт по верхним границам и нормам, а иногда вообще не укладывается в них. Что меня озадачивало и возбуждало изрядную зависть к чужим детям. Не говорящие дети либо не познают мир, либо живут богатой внутренней жизнью. Эрик — из второй категории, он вообще меланхолик. А вот детей из первой категории сложно не заметить, вместе с отсутствующей речью у них нет понимания мира — оно тоже не развилось, и, если родители не видят, что ребенок где-то отстает, то обычно замечает врач.

Переход к развернутой речи у детей тоже постепенный. Добавляются существительные, глаголы, прилагательные и местоимения, наречия, числительные, служебные слова (предлоги например). Есть только общие закономерности, как развивается мышление с речью, как усложняется структура мира, как ребенок создает категории вещей и делает правильные обобщения, как формируются причинно-следственные связи.
Если я вернусь в тему психолингвистики, то буду гуглить “детская речь и Выготский, Пиаже или Рубинштейн”. Подозреваю, что в этой области будет больше исследований. А в следующий раз я расскажу, как разительно отличается активность мозга у носителей немецкого языка и арабского.

Фрумкина тут

Приходите ко мне в телеграм, там кое-какая личная рефлексия как поставить на паузу амбиции и жить в декрете.

Про психолингвистику и как я перестала волноваться про нормы речи Саморазвитие, Психотерапия, Внутренний диалог, Опыт, Психолингвистика, Билингвизм, Дети, Длиннопост
Про психолингвистику и как я перестала волноваться про нормы речи Саморазвитие, Психотерапия, Внутренний диалог, Опыт, Психолингвистика, Билингвизм, Дети, Длиннопост