Про проблемы изучения физики, да и технических наук в целом
Статья посвящена рассуждениям о проблемах в изучении физики и инженерных наук в целом. Поговорим о том, почему многим оно не нравится, нагоняет зеленую тоску и почему часто совсем ничего непонятно. Ну а главное - как это можно исправить? Расскажу пару слов о своем научно-образовательном проекте.
Отметим сразу, что технические и инженерные науки - это и правда такая специфическая область знаний, которая интересна далеко не всем и ну всех так работает сознание. Не всем интересна и научная работа. Но сейчас мы говорим об основах познания и мотивации. Не обязательно быть технарем, чтобы сдать физику успешно. Техническое мышление лишь упрощает восприятия подобной информации. Но если гуманитарий говорит, что не может сдать предмет хотя бы на тройку, то дело не в гуманитарном мышлении :)
Наверное те, кто читает тут мои статьи, уже знают, что я работаю над научно-образовательным проектом "Инженерные знания". Я стараюсь так рассказывать про интересные малоизвестные аспекты инженерки, чтобы не было скучно и появлялся огонёк в глазах.
Факт того, что кому-то изучение подобных предметов кажется скучным, всегда очень сильно меня поражал. Сам я заинтересовался наукой ещё когда у меня появился первый горный велосипед. Меня настолько затянуло изучение структуры металла и попытка понять, почему одна алюминиевая рама ломается, а другая нет, что вопросов с выбором направления обучения не было. Кроме того, в форумах, на которых я тогда сидел, некоторые личности пускали слух, что алюминий активно ломается на морозе. Пришлось провести литературные изыскания. По сути дела это первое мое научное исследование :)...Вероятно сказалось, что подобную тягу к познанию заложил мне при воспитании отец, потому что ещё этак классе в 5 я уже чётко понимал, что займусь именно чем-то подобным. Соответственно, я понимаю в какой момент рождается этот живой интерес к познанию и хочу этим интересом поделиться со своими читателями/зрителями.
Я довольно долго проработал в науке научным сотрудником, а до этого преподавал на своей кафедре студентам, пока учился в аспирантуре. Параллельно "репетировал" физику. В общем-то, одновременное взаимодействие с наукой и работа со студентами и позволили мне прийти к некоторым интересным выводам.
Первый и основной - никто не хочет учить физику (далее под физикой я буду понимать и прочие технические предметы), потому что это совершенно неинтересно. Но не интересно не потому, что сам предмет скучный. Нет, ни в коем случае! Та же физика - это наука о природе. О какой скучности тут может вообще идти речь. Не интересно потому, что преподавание строится, мягко говоря, странно. Часто спрашиваешь студента, почему он не хочет вникнуть в вопрос. Ответ простой - я не понимаю. Под этим скрывается более глубокая и страшная проблема.
Говорить надо было иначе.
"Я и не пытался понять! Потому что считаю, что это бред, который не принесёт мне никакой пользы в жизни. Чувак в розовых кедах - это круче"
Тут следует отказаться от метода кнута и пряника и концентрироваться именно на научной составляющей. Предмет должен так быть показан человеку, что ему и правда станет интересно. Нужно показать выгодные стороны изучения. К сожалению, ни в школах, ни в институтах эта практика не применяется. Предмет часто преподается как...Тут даже слов не подобрать. Как будто читается газетная заметка. Самый "финиш" - это когда урок или лекция превращаются в переписывание учебника. Стоит же рассказать ученику это в другой форме, а ещё лучше - показать опыт и он сразу начинает разбираться.
Сказывается и общая тенденция. Если раньше каждый мальчишка во дворе умел паять и знал основы электротехники, то сейчас это большая редкость. На пике популярности сегодня...Впрочем, вы сам всё знаете кто, а если я начну перечислять конкретных популярных людей, то могут и забанить. Многие гораздо больше знают про какого-нибудь парня с розовыми волосами, который снимает Тик Токи и мелькает в рекламе, нежели про академика Капицу. Обучение и самообразование видятся невыгодными. Поэтому, это ещё один повод популяризировать науку в модном крутом формате. Мой проект на это и ориентирован :)...Кстати, можете поддержать его прямо сейчас, подписавшись на телегу проекта.
Вторая ловушка на пути изучения - заведомо неправильное объяснение. К сожалению, преподавателям часто и самим не всегда интересно то, что они преподают. Само собой, люди бывают самые разные и мне встречались отличные преподаватели. Ни в коем случае не хочу сказать, что все преподают плохо. Но встречались и формалисты, где урок - это просто некоторый стандартный набор действий. В итоге у тех учеников, которые пробили стену непонимания и скучности на пути появляется другая стена.
Простой пример.
Что будет, если включить генератор, но его клеммы не подключать к потребителю энергии?
Не так давно в ДЗЕНе проекта я написал об этом заметку. Непонимание там появляется не у тех, кто не хотел ничего понять, а у тех, кто наоборот был смышленее своих одноклассников, понял и запомнил больше. Так на уроке ему сказали, что электрический ток - это упорядоченное направленное движение заряженных частиц. Вот и вышло, что из стандартного определения в описываемой ситуации и правда случится коллапс :) Не будем сейчас останавливаться на этом моменте. Просто учителю, которому задали такой вопрос, стоило сказать, что электрический ток - куда более сложное понятие, нежели простое определение.
Следующий важный момент - это отсутствие хороших учебных материалов и полностью исключенные лабораторные работы. В институте у нас они были постольку-поскольку, а в школе из всего, что мы сделали - это нарисовали схему люстры и собрали своими руками колыбель Ньютона. Не маловато-то ли для изучения и появления интереса к физике :)?
Реализуя свой проект, я как раз и хотел бы решить обозначенные проблемы.
Идей очень много, но финансирования не хватает и рабочих рук тоже. Сейчас получается делать только текстовые материалы с основами теории, научно-популярные заметки и подобное, но очень хотелось бы продолжать снимать ещё и научно-популярные ролики. Тут как раз-таки очень уместна была бы поддержка спонсоров или единомышленников. Я сделал закрытый клуб и если вам всё это интересно и хочется поучаствовать в развитии моего дела, то милости прошу. Пообщаемся в закрытом чате.
Ну и на закуску я оставил ещё один факт - проверку полученных знаний. Любой экзамен в рассматриваемом направлении должен заключаться не в угадайке, а проходить как беседа. Тесты в таком деле совершенно неуместны, потому как человек может ошибиться в цифрах, но иметь абсолютно правильное понимание физического процесса. Соответственно, в беседе оно и было бы ясно. Кроме того, экзамен не должен быть наказанием или пыткой. Понятно, что есть абсолютные лентяи, но есть и вполне себе адекватные ученики, которые просто плывут.
П.с.: Хочу добавить, что мне на моем пути встречались великолепные преподаватели и талантливые ученые. Мне довелось поработать со специалистами такого уровня, которых сегодня осталось очень мало. Все они прекрасные люди и весьма умные профессионалы. Я отмечаю это для того, чтобы у вас не сложилось впечатление, что цель этой статьи - раскритиковать абсолютно всех преподавателей и системы обучения. Цель лишь рассказать о моем проекте и обозначить очевидные проблемы, которые мешают вам изучать очень интересный предмет.