202

Про иммунитет, рак и аллергии, часть первая: провал терапии рака

Привет, Пикабу!

Так вышло, что по образованию я ученый-иммунолог, а работаю с онкологией, аутоиммунными заболеваниями и аллергией. Ученому хорошо бы уметь объяснять свои сложные штуки простым языком, поэтому сегодня начну, возможно, серию постов о том, в чем разбираюсь, и попробую популярно объяснить некоторые неочевидные темы.

Начнем с терапии рака, точнее того, почему многие препараты на клинических исследованиях проваливаются или показывают куда более слабые результаты в сравнении с ожиданиями. Прежде всего, если речь идет не о радио-/химиотерапии или условно индивидуальных методах лечения - вроде CAR-T терапии, - то речь почти всегда идет о таргетной терапии.

У онкологических заболеваний есть несколько общих фишек, способствующих их развитию. Часто это одни и те же общеизвестные молекулы. И вот таргетная терапия нацелена на выключение этих молекул с помощью других молекул, чаще всего антител.

Глобально таргетную терапию можно разделить на две группы: выключение веществ, нужных или для защиты от иммунитета, или для роста опухоли.

Про иммунитет, рак и аллергии, часть первая: провал терапии рака Биология, Онкология, Рак и онкология, Длиннопост

Самая известная молекула второго типа - CTLA4. Она есть на мембранах наших с вами здоровых клеток и нужна, чтобы защищать нас от атаки собственных Т-киллеров. Представьте себе это так: Т-киллеры - это ОМОН иммунитета, они бьют ссаными тряпками всех, кто предъявляет неправильные документы. А CTLA4 - это как раз правильная корка. И вот раковые клетки с неправильными документами вешают на себя так много этой молекулы, что Т-киллеры их не трогают, будто бы это нормальные клетки.

За разработку терапии, блокирующей CTLA4, в 2018 году выдали Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Но на практике эффективность препарата чаще всего около 20%.