Про бензин (продолжение)

Не ожидал такого крупного интереса к посту. Судя по вопросам, на большинство из которых постарался ответить в комментах, думаю стоит копнуть глубже и рассказать как делается бензин с нуля. Поехали.

Где то глубоко глубоко в недрах земли расположены озера черного золота, которые так и ждут пока к ним пробурят очередную дырень и откачают на свет божий, к солнышку ясному, да к заводам родимым. Не вдаваясь в тонкости промысловой романтики, скажу что нефть перекачивают на НПЗ, где она проходит обезвоживание, обессоливание(чтобы было проще и удобнее разделять ее на фракции). А затем идет на установки АВТ( атмосферно вакуумные трубчатки). Где, если говорить кухонным языком из нее выпаривают по частям прямогонный бензин, керосин, дизель. В результате остается черная жижа - мазут. Который тоже перегоняют, но уже под вакуумом. Про вакуумную перегонку не буду пока говорить, кого заинтересует - отпишитесь. Скажу только что плсде вакуумной перегонки получают вакуумный газойль/масло и гудрон.
Так вот. Прямогонный бензин это вонючая, высокосернистая бяка с октановым числом ~66. И запомните, никогда!никогда прямогонный бензин не смешивают с товарным.

Чтобы из этой бяки получить такой вожделенный 92,95 и 98 бензины ее подвергают дальнейшим махинациям.
1. Вышеупомянутый вакуумный газойль направляют на каталитический крекинг, где длинные и тяжелые молекулы "жижы" рвутся до коротких и легких молекул бензина. В результате получается бензин крекинга с октаном 93-95, но с высокой серой и еще большими олефинами. По идее, им можно заправить авто и поехать. Но экологи не одобрят, да и "испортится" он быстро. Когда олефины начнут насыщаться октан упадет до 90-92.
2. Прямогонный бензин гидроочищают от серы, делят на узкие фракции - везде по разному, в зависимости от технологии но в оновном:
- нк-70;
-70-180.
Чтобы увеличить октановые числа нк70 изомеризуют - делают из прямой молекулы ветвистую,круглую. Октаны на выходе 87-89.. залить нк70 в бак будет сложно, половина испариться, а другая прловина создаст паровые пробки. В общем на изомеризате можно только зимой кататься и то движок не очень рад будет.
70-180 подвергают риформингу, это как изомеризация, только получаются ароматические у/в круглые с бензольным кольцом - с высоким октаном 93-98. Эту фракцию можно залить в бак, но окружающую среду отравите знатно.
3. Помимо прочего очень ценным компонентом является алкилат. Из бутан бутиленовой фракции(газ) делают изооктан. Октановое число 92 мотор, 96 исследовательское. Это очень ценный компонент, его можно заливать в бак и не париться.
4. Мтбэ,мтаэ и другие эфиры делают из газа(ббф,изобутан) и алкоголей(спирты) такие как метанол, этанол. Октановые числа эфиров 107-110.

Вот из всего вышеперечисленного замешивают уже товарные продукты. Соответственно в 92 идет меньше ценных компонентов с высоким октаном. В основном изомеризат,бензин крекинга. В 95 и 98 приходится уже вовлекать тяжелую артиллерию - эфиры,алкилаты риформаты. Помимо прочего в бензин берут газы, побчные продукты нефтехимического профиля.
К слову, часто проблема возникает не в исследовательском, а в моторном октане, что куда более важно. Чем выше моторное октан.число(ОЧММ) тем лучше двигатель себя будет чувствовать в городских пробках.

Как то так. Итог такой: на нпз много компонентов и смешать их можно тоже по разному, главное уложиться в гост и вовлечь как можно больше плохих компонентов и оставить побольше хороших. Надеюсь прояснил немного ситуацию и будет меньше вопросов в стиле "95 это 92 с присадками?".

Ответы на некоторые вопросы:
1. Если заправить 95 вместо 92 будет лучше?
На этот вопрос ответили в предыдущем посте, повторю вкратце: эффект будет,но не значительный. За счет повышенной детонационной стойкости 95 будет сгорать более плавно и равномерно, меньше будет детонации, поршень будет двигаться в такт как надо, за счет этого расход может быть ниже( не на 20%, как кто то говорит, а примерно на 5%), однако экономически вы вряд ли выиграете. Хотя двигатель при прочих равных изнашиваться должен меньше.
2. Колонки на азс мерят в литрах. Специально подогреть бензин чтобы снизить плотность не могут, так как нет теплообменников там. Но возможно предприимчивые коммерсанты на левых заправках так и делают.
3. По поводу качества бензина в России. Бензин заводы делают по гост,крупные сети азс, которые его реализуют, отвечают головой за качество. Качество бензина зависит от того где он делался, так как на разных заводах разные режимы,разные установки. Где то может получиться так, что качество превышает гост, но чтобы было ниже - вряд ли. В эту же тему, когда вы заправляетесь бензином у которого есть запас по октану вы чувствуете разницу, думаете вот он настоящий бенз. А потом когда вам попадается бензин без запаса, но в пределах госта вы расстраиваетесь и ругаете недобросовестные заправки. Но на самом деле то 1 был лучше чем должен, а не второй хуже.
4. Нет никакой прямой зависимости плотности и октанового числа. Как 95 может быть тяжелее 92 так и наоборот.
На этом пока все. Следующий пост отпишу про авиабензины и керосины. (Да,это разные вещи).

П.С вся подробная информация есть в открытом доступе, в ккнижках лекциях и интернетах
Я старался писать в общих чертах и языком попроще, для широких масс, так сказать. Спасибо за проявленный интерес, мне очень приятно!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
Godmike, а что скажешь про фирменное топливо у крупных АЗС (Газпром нефть, лукойл, роснефть), есть какие либо преимущества? Они заявляют, что топливо типа очищает топливную систему и даёт прибавку к мощности. Слышал, что у такого топлива повышенная температура горения, это правда? Заправлялся таким топливом и на 20ккм вылетел катализатор, грешу на него.
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
Ооо, вспомнил, что Шелл В-павер настолько мощен, что у меня расплавлялась свеча в мопеде. Проверено было неоднократно.
Автор поста оценил этот комментарий
Не знаю на сколько правда, но передам со слов мастера диллера:
У жены mazda 6 с 2.5 sky aktive, делал ТО. И мне посоветовали на следующем ТО почистить топливные форсунки, а пробег всего 20 тысяч. Я спросил почему так рано, сказали, что это из-за топлива на заправке BP-95 ultimate, что двигатели этой серии не очень любят бензин с этими "присадками". Так что в двигатели этой серии посоветовали заливать обычный.
раскрыть ветку (8)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Да skyativ движки прихотливы к топливу. Я все время эксплуатации лью обычный 95й. Пробег 80, нареканий нет. Масло почаще меняю.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня раз в 6.5 тысяч ТО выходит) жена ну совсем не пользуется. За 4 года 20 тысяч проехала. Так что часто выходит)
А машина хорошая, и двигатель.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько я помню это моторы с лютой степенью сжатия 12-14, думал туда 98 льют.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, спокойно 95 принимает.
С 98, кстати, сложно даже в Москве. когда работал в самом центре вообше только одна заправка была с 98, и то достаточно далеко и не по пути. Так что всегда нужно иметь запас. Иногда минут по 30 катаешься и не можешь найти, где заправиться(
Автор поста оценил этот комментарий

Обычный диллерский развод.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
А в чем он заключается то?)
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Выудить у клиента бабло на очистку форсунок на пробеге 20 тыс.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Сомнительно. Сказали делать на следующем ТО. А это уже далеко не факт, что у них. Плюс машине почти 4 года, есть вероятность, что она уже и не моя будет) так что странный развод, долгоиграющий))
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку