Припаяли пятнадцать лет. Профсоюзы вернули льготную пенсию кабельщику-спайщику

Припаяли пятнадцать лет. Профсоюзы вернули льготную пенсию кабельщику-спайщику Трудовые отношения, Право, Суд, Экономика, Пенсия, Пенсионеры, Производство, Опасность

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Кабельщик-спайщик работал на железной дороге много лет, паял освинцованные кабели и кабели с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками. Работа была вредная, что не отрицал и работодатель. Но вот когда кабельщик пошел получать свою льготную пенсию, во “вредный” стаж оказались включены всего 5 из 20 лет, отработанных на одном и том же месте.

- В январе 2023 года к нам, в Федерацию профсоюзов, обратился кабельщик, которому отказали в досрочной, полагающейся ему в связи с работой во вредных условиях, пенсии по старости. Он работал на железной дороге. И по аналогичным случаям судебная практика была неутешительной: суды отказывали в удовлетворении исковых требований, - рассказывает главный правовой инспектор Федерации профсоюзов Курганской области Оксана Бакай.

В данном случае Пенсионный фонд включил в специальный стаж работника лишь 5 лет работы во вредных условиях. А еще 15 лет работы в тех же вредных условиях в спецстаж не включили - фонд сослался на то, что “не подтвержден факт занятости на работах на спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками”. Для выхода же на досрочную пенсию в 55 лет необходимо было подтвердить 12 с половиной лет “вредного” стажа.

Главный правовой инспектор профсоюзов подготовила исковое заявление, сделала запросы для предоставления копий первичных документов в суд для подтверждения работы во вредных условиях, а также организовала две экспертизы условий и характера труда работника. В суде первой инстанции были проведены две экспертизы условий и характера труда истца и его занятости более 80% во вредных условиях по Списку № 2. Карта СОУТ подтверждала наличие вредных условий труда. Работодатель составил перечни работ, профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение: должность истца там числилась. Но это не помогло.

- Суд первой инстанции нам отказал, - продолжает Бакай. - Полагал, что отсутствуют доказательства выполнения вредных работ в течение всего рабочего дня: мол, работник выполняет не только пайку, но подготовительные и вспомогательные работы - зачистку и так далее. Но мы решили оспорить это решение, ведь даже работодатель признал, что наш истец работал по “льготной” профессии, в связи с чем ежегодно проходил медицинское освидетельствование. На самом деле нам просто для экспертизы не хватало документов, так как в связи с СВО из-за рисков для инфраструктуры документы о кабелях и прочем стали секретной документацией. Поэтому в суд вызвали свидетелей. Они показали, что работа по пайке освинцованных муфт продолжалась от 8 до 16 часов. Фактически мы доказывали, что чисто технологически работник не мог паять кабель, не трогая освинцованный слой.

В итоге суд второй инстанции к аргументам профсоюза прислушался. И сам начал задавать вопросы: как так получилось, что Пенсионный фонд сам зачел 5 лет работы истца во “вредные”, а 15 - не зачел? А истец при этом места работы не менял, трудился все на том же месте?

26 октября 2023 года Курганский областной суд принял решение о включении в стаж всех спорных периодов и о назначении истцу досрочной пенсии.

Полина Самойлова, корреспондент "Солидарности"