81

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая

Продолжаю обзор цветовых и отчасти компоновочных решений приборных панелей автомобиля. В предыдущих (первая и вторая) частях я рассказывал о принципах выбора того или иного цвета для пиктограмм и кнопок, а каких цветов должны или могут быть шкалы и стрелки и какие вообще тенденции существуют в настоящее время?

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

Очевидно, что при проектировании приборной панели конструктор должен решить одновременно несколько противоречивых и потому не самых тривиальных задач: эргономическую/компоновочную, эстетическую и экономическую.


То есть прибор должен:

1. Отображать информацию предельно доступно и понятно для максимального количества различных с точки зрения психологии и физиологии пользователей,

2. При этом быть визуально привлекательным и отражать тот или иной характер и стиль автомобиля/бренда,

3. Но по возможности оставаться недорогим и несложным в производстве.


В свою очередь, качественное выполнение первого пункта осложняется условиями эксплуатации: принципиально разная освещенность днем или ночью, существенные перепады температур зимой или летом. В общем, задача весьма непростая.


Так как основным источником информации для человека является зрение, принципиальное значение для нас имеет одна из антропометрических характеристик тела: зоны видимости, определяемые как при неизменном положении головы и глаз, так и при их повороте или наклоне.


Оптимальный угол составляет довольно небольшую величину от общего поля зрения. В соответствии с ГОСТ 12.2.032-78 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» он ограничен диапазоном ±15° в горизонтальной и вертикальной плоскостях при неподвижной голове.


Таким образом, полный сектор оптимальной зоны составляет 30°. С учетом поворота головы угол становится больше, однако зону размещения важных приборов, показания которых считываются постоянно, ограничивают именно тридцатью градусами: согласитесь, вертеть головой в поисках тех или иных приборов водителю будет довольно неудобно и небезопасно. Поэтому за пределами оптимальной зоны размещают второстепенные приборы.

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

На потолке возле зеркала заднего вида раньше часто размещали бортовой компьютер.

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

Сейчас от такого решения практически отказались: технологии на месте не стоят, поэтому экран прекрасно умещается между спидометром и тахометром.

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

Отсчет углов, ограничивающих оптимальную зону, ведется от сагиттальной плоскости и нормальной линии взгляда. На рисунке ниже направление линии взгляда указывает желтая стрелка. А зеленой линией обозначено оптимальное поле зрения. В свою очередь нормальная линия взгляда (правый рисунок) направлена вниз под углом 15° от горизонтальной плоскости: при таком положении минимально активны мышцы шеи и глаз.

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

Как вы помните из предыдущих записей, распределение палочек и колбочек в глазу неравномерное. Поэтому границы цветовосприятия будут различными (именно это и отражено на рисунке), а надежное распознавание знаков и символов происходит при еще меньших углах зрения.


Исходя из данных анатомических особенностей и был выбран оптимальный угол обзора, а вслед за ним — оптимальное положение щитка приборов: за рулем.


Минус такого размещения в том, что обзорность приборов ограничена ободом руля. Поэтому иногда, как я уже сказал выше, производители размещают приборную панель или часть приборов посередине передней панели: так можно разместить больше приборов или сделать шкалы крупнее. Но тогда приборы расположены на границе зоны видимости и за пределами оптимальной зоны, следовательно водитель вынужден отвлекаться от дороги. Поэтому данное расположение считается не самым удачным и используется сравнительно редко, как эксперимент или дизайнерская «фишка». Обычно же середина передней панели отведена под мультимедийные системы и блок управления климатом.


Это самые распространенные, проверенные временем варианты компоновки. В то же время уже несколько десятилетий существует, но сравнительно редко применяется отличное решение — проекция показаний приборов на лобовое стекло: ИЛС (индикатор на лобовом стекле) или HUD (Head-Up Display). Эта технология, также как и красная подсветка, мигрировала в автомобилестроение из военной авиации. Благодаря ей водитель меньше отвлекается от дорожной обстановки, так как не переводит взгляд с дороги на приборы и не меняет фокус зрения (изображение коллимировано, то есть спроецировано на бесконечность).


В автомобилях он впервые появился в 1988 году в качестве опции на американских Oldsmobile Cutlass Supreme и Pontiac Grand Prix, хотя прототип представили еще в 60-х годах на концепт-каре, прообразе Корвета C3.

Следом были единичные эксперименты Ниссана (240SX, 1989-1994) и Тойоты (Crown Majesta, 1991).


В настоящее время многие производители предлагают ИЛС штатно или в качестве опции, однако привычной, обыденной системой вроде кондиционера или магнитолы, установленных за редким исключением в каждом серийном автомобиле, он пока так и не стал.


Существующие автомобильные HUD-системы чаще всего ограничивают объем информации, доступной водителю, показаниями спидометра, реже тахометра, аварийными индикаторами и подсказками навигационной системы. Но в целом за данной технологией будущее, в продаже сейчас есть широкий ассортимент универсальных устройств под стандарт и диагностический разъем OBD II.

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

aliexpress.ru/item/32959372742.html?spm=a2g0o.product..., searchweb201602_, searchweb201603_&sku_id=66530632303


Стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта и дополненной реальности, а с ними — зоны покрытия скоростным интернетом, интернет вещей и софт автоматического управления (беспилотные автомобили). Полагаю, в скором будущем интерфейс автомобиля будет совсем другим. HUD и дополненная реальность просто созданы друг для друга.


Кроме выбора и расчета места расположения приборной панели конструктор решает еще одну базовую задачу: какую информацию она должна содержать? Неслучайно предыдущая запись завершается фразой о плавной смене аналоговых приборов ЖК-экранами: благодаря им у конструктора появилась возможность разместить больше информации на ограниченном пространстве информационного поля. Привычный многим водителям экран бортового компьютера предоставляет возможность выбора среди нескольких страниц с самой разнообразной информацией, а приборная панель на основе ЖК-дисплея реализует еще более гибкий механизм представления информации в зависимости от условий движения или предпочтений водителя.

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

Каждое обращение водителя к панели приборов происходит за 0,5–0,8 секунд. Чем быстрее скорость движения и/или сложнее дорожная обстановка, тем острее у водителя дефицит времени, в течение которого ему нужно выбрать из совокупности предоставленной информации нужную, осмыслить ее, принять решение и выполнить то или иное воздействие на органы управления, если это необходимо.


Время выполнения первой части задачи зависит от:

— общего количества объектов информационного поля,

— их плотности и характера фона, то есть яркости/контрастности/цвета, о чем мы и говорим в серии постов про цвет,

— структуры и разнообразия элементов информационного поля,

— маршрута движения глаз.


Соответственно основная и самая общая рекомендация по проектированию приборной панели, которая встречается в литературе по эргономике — количество приборов должно быть минимальным, но достаточным.


Расположенные на панели приборы должны четко выделяться, структура информационного поля быть упорядоченной, а фон не отвлекать на себя внимание водителя. На то он и фон — вспомогательный элемент панели, а не ведущий. Сравните, например, информативность следующих панелей:

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

www.autowp.ru/ferrari/488/pictures/d5lzi9

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

Про контрастность я уже писал в прошлой записи. Белое на сером, равно как и серое на желтом — не самые удачные решения. На приборке Porsche еще и информативность контрольных ламп принесена в жертву стилю: все лампы одинакового размера и расположены в один ряд, контрастность пиктограммы низкая. Может, поэтому они дублируются на экране под тахометром? :)


Или вот, еще один образец дизайна ради дизайна:

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

А вот такая приборная панель достаточно контрастна днем и почти лишена визуального мусора.

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

Но светлый фон неудобен тем, что на нем сложно разглядеть контрольные лампы.

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

Поэтому разумнее блок контрольных ламп размещать отдельно на черном фоне, что и делают многие производители.

Приборные панели автомобилей: цвет и компоновочные решения. Часть первая Авто, Транспорт, Интерфейс, Эргономика, Длиннопост, Прибор

Продолжение в следующей части.

Лучшие посты за сегодня
8501

Медицинская тайна

6172

Да

Да
6156

Парковое

Парковое
6027

Ещё раз про найденные телефоны

Показать полностью
5326

Как гражданин перешёл дорогу фсб

Как гражданин перешёл дорогу фсб Воронеж, Беспредел, Надоело, ФСБ, Длиннопост, Негатив, Родители и дети, Без рейтинга
Как гражданин перешёл дорогу фсб Воронеж, Беспредел, Надоело, ФСБ, Длиннопост, Негатив, Родители и дети, Без рейтинга
Как гражданин перешёл дорогу фсб Воронеж, Беспредел, Надоело, ФСБ, Длиннопост, Негатив, Родители и дети, Без рейтинга
Как гражданин перешёл дорогу фсб Воронеж, Беспредел, Надоело, ФСБ, Длиннопост, Негатив, Родители и дети, Без рейтинга
Показать полностью 4
4828

Помнишь?

Помнишь?
4812

20ти летний путь

20ти летний путь
4635

Живая консерва

Живая консерва
4304

Сила и баланс

3804

Последняя записка

Последняя записка Мама, Отец, Болезнь Альцгеймера, Любовь, Записки, Картинка с текстом, Английский язык, Чертовы ниндзя режут лук
Показать полностью 1
3753

Про детей и родителей

Про детей и родителей Комментарии на Пикабу, Дети, Забывчивость, Семья, Скриншот
Показать полностью 1
3649

Лень спасёт мир!

Лень спасёт мир! Юмор, Лень, Убийца, Знакомства, Истории из жизни
Показать полностью 1
3496

Картавый мошенник

3257

Забыл

Забыл
3183

Кто создал тебя такую

Кто создал тебя такую Комментарии, Комментарии на Пикабу, Первая любовь, Девушки, Мат, Скриншот
3128

Толерантненько

Толерантненько Политика, Миграционная политика, Мигранты, Традиции, Дмитрий Медведев, Толерантность, Картинка с текстом
3056

Не курите в чужих подъездах...

2955

На одной волне

На одной волне
2797

Это слишком ярко

Это слишком ярко
2683

Блаженство

Блаженство
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: