Интерфейсы будущего: противостояние голубого и оранжевого
В прошлых постах я описал психо-физиологические принципы восприятия различных цветов. Сегодня расскажу про два цвета спектра, достойных отдельного разговора: речь пойдет о голубом и оранжевом.
Тот факт, что синий и его оттенки в массовой культуре сейчас прочно ассоциируются с будущим, технологиями, инновациями — вы наверняка знали и без меня. Просто в какой-то момент синий стал «цветом будущего», а оранжевый — теплым и ламповым ретро.
Собственно, оранжевый и есть ламповый: лампа накаливания (и радиолампа тоже) излучает в спектральном диапазоне с преобладающими теплыми оттенками. Разве что свечение катода радиолампы в видимом спектре это «побочный продукт»: благодаря нагреву возникает явление термоэлектронной эмиссии.
en.wikipedia.org/wiki/File:Solton_BV60_Bassamp.jpg
Впрочем, это свечение никому не мешает, а скорее даже наоборот: неспроста радиолампы в премиальных hifi-усилителях часто размещают снаружи корпуса, кроме прямой функции они выполняют еще и декоративную.
Собственно, почему только усилители? Появилось целое направление технического творчества и эстетики, ответвление стимпанка — ретротроника. Индикаторы тлеющего разряда, вакуумные радиолампы, карболит и прочая красота.
Оранжевый цвет настолько теплый и настолько ламповый, что способствовал появлению отдельного направления и в дизайне интерьеров, а также сопутствующего товара: ламп со светодиодными нитями или филаментами (LED filament).
В общем, если проводить вольные аналогии, то смена оранжевого голубым в какой-то момент стала символизировать переход от аналога к цифре, от прошлого к будущему. Но так было далеко не всегда и произошло это в первую очередь благодаря кинематографу. Каким образом?
Для начала немного теории. В прошлых записях я вам уже рассказывал, что лампа накаливания в автомобильных панелях приборов часто и неспроста ассоциируется с чем-то архаичным. Способствовало этому простое физическое ограничение таких ламп: на видимый спектральный диапазон приходится совсем небольшая доля энергии, а основная часть излучения это инфракрасная область спектра. Говоря простым языком, большая часть энергии, подведенной к нити накала, расходуется на тепло: 90–95 процентов это бесполезный нагрев колбы. И лишь считанные проценты — нужный нам видимый свет. Примерно вот так:
Чем ярче светит лампа накаливания, тем выше КПД. Но тогда существенно падает ресурс. Поэтому в ограниченном пространстве кнопок или панелей приборов приходилось жертвовать яркостью и компактностью ради долговечности и приемлемой температуры, при которой не плавится окружающий пластик. Отсюда недостаточная информативность пиктограмм и шкал, а также «грязные» цвета. Особенно если использовался светофильтр синего или зеленого цвета: именно этих цветов в спектре лампы накаливания меньше всего (еще раз взгляните на спектральную диаграмму), соответственно и получить чистый, но достаточно яркий цвет было сложно.
Некоторых недостатков ламп накаливания лишены газоразрядные лампы: меньше температура колбы, больше срок службы, выше КПД. Лишь один конструктивный недостаток преодолеть не удалось: это физические размеры как самой лампы, так и пуско-регулирующей аппаратуры или блока розжига. Поэтому в салоне автомобиля газоразрядные лампы размещали лишь в панели приборов, и то довольно редко, как опцию. Это «optitron», знакомый в первую очередь владельцам Тойот конца 90-х и начала нулевых. В 80–90-х производители экспериментировали с ЖК-панелями, сегментными индикаторами и даже ЭЛТ-экранами, но эти решения по разным причинам не прижились: сложность или дороговизна устройства, невысокая надежность, внушительные размеры, скромный интерес покупателей и т.д.
Однако промышленность не стояла на месте: хотя между открытием явления электролюминесценции и массовым применением светодиода прошел почти век, к концу 70-х светоизлучающие диоды существенно подешевели, а в 80-х благодаря усилиям Жореса Алферова и других ученых стали ярче и долговечнее. Высокий КПД, широкий выбор размеров и форм, компактность, любой цвет на выбор (причем чистый, почти монохроматический, что немаловажно, например, для индикаторов и пиктограмм: вспомним про цветовое кодирование информации, о котором я писал в одной из прошлых записей), долговечность… Классические лампы накаливания были обречены. Производители автомобилей сейчас их устанавливают либо в плафоны освещения салона, либо в наружную светотехнику. Да и там они постепенно сдают позиции: никого уже не удивить светодиодными фонарями или фарами.
Но вернемся из настоящего в прошлое. Примерно в 60-е.
Впечатляющие достижения науки и промышленности в сочетании с напряженной международной обстановкой (первые успехи СССР и США в освоении космоса, изобретение и применение ядерного оружия, спровоцировавшее массовый интерес общества к науке, гонка вооружений и холодная война, параноидальный страх перед гипотетическим вторжением): именно на середину прошлого века приходится бурный расцвет научной фантастики, особенно в технологически и экономически развитых Штатах, не слишком изнуренных Второй мировой войной. Примерно с этого же времени в кинематографе научная фантастика постепенно начинает отделяться от ужасов и приключений в самостоятельный жанр.
Достойные киноленты снимали и ранее, но определяющее влияние на жанр оказал американский фильм 1956 года «Запретная планета». Какие цвета используются в фильме и с какой целью? Интерьер космического корабля окрашен в различные оттенки красного, а панели приборов — традиционно серые. Шкалы стрелочных приборов белые, стрелки черные, а линии на кинескопе — зеленый люминофор. Кнопки в большинстве своем светят белым, желтым и красным. Синие и зеленые присутствуют, но штучно. Торжество ламп накаливания и аналоговых приборов: представление об интерфейсах будущего еще только формируется и к моменту создания фильма основано на привычных образах.
Где встречается синий или фиолетовый? Все просто, это различные виды излучений и разрядов: посадочный двигатель корабля, оружие, интерфейс робота Робби, приборы в лаборатории креллов. В дальнейшем, до выхода «Звездных войн», где бластеры обычно лупят зелеными и красными лучами, этот прием станет штампом во многих кинолентах.
Превзойти спецэффекты «Запретной планеты» удалось только в 1968 году с выходом киноленты «2001: Космическая одиссея» — фильма Стенли Кубрика, ставшего впоследствии культовым. Его по праву считают лучшим научно-фантастическим фильмом не только в США, но и в мире. По моему скромному мнению едва ли не каждый кадр этого фильма — готовый плакат, хоть сейчас на стену. Я уж не говорю о философской глубине фильма и психологической насыщенности.
Кубрик и вывел научную фантастику из маргинального низкобюджетного кино на совершенно новый уровень, задал такую планку, преодолеть которую по мнению многих кинокритиков пока не удалось никому. По крайней мере в части сюжета: возможности современной компьютерной графики ограничены только фантазией, технические ограничения 60–70-х давно преодолены. Может быть, поэтому многие современные фильмы не тянет пересматривать раз за разом? Красивая, но бездушная картинка… Впрочем, я отвлекся.
Кабины пилотов, интерьеры помещений — красная заполняющая подсветка (как в военной авиации, помните?), либо нейтральная белая. В интерфейсах преобладают теплые оттенки цвета от зеленого до красного. Бывает и синий или фиолетовый.
Но по мере развития сюжета синего становится больше. Дело в том, что дальние путешествия в космосе даже по скромным оценкам создателей фантастических фильмов предполагают десятилетия, а то и столетия в пути. Люди столько не живут, поэтому один из вызовов, стоящих перед наукой, это увеличение продолжительности жизни либо замедление, а то и полная остановка метаболизма. И самый подходящий механизм в этом случае — анабиоз, а один из способов его индуцировать — понижение температуры.
Поэтому кнопки управления и контроля на модулях жизнеобеспечения ученых преимущественно холодно-синие. Поэтому и оттенок сцен тоже холодный: массовый зритель, не знакомый с техническими нюансами анабиоза, по кадрам вполне способен предположить, что в модулях холодно. Крупный план (на рисунке в правом нижнем углу) это подтверждает: изнутри на стеклах иней.
Преобладающим цветом в фильме синий не становится, хотя вот здесь его даже слишком много.
Для чего используется красная подсветка? Как мы помним, с целью сокращения времени адаптации зрения к ночной обстановке за пределами кабины. Возможно, она была оправданной по сюжету при посадке модуля на Луну в первой половине фильма. Но сейчас мы видим в иллюминаторе хорошо освещенный космический корабль: действие происходит в открытом космосе на пути к Юпитеру. Нужна ли в данном случае красная заполняющая подсветка кабины?
Думаю, это скорее художественный прием для создания тревожной атмосферы: именно в это время искусственный интеллект HAL9000 принимает решение подстроить несчастный случай для одного из пилотов и убить членов экипажа — ученых, находящихся в анабиозе, а также препятствует возвращению на звездолет второго пилота ради выполнения запрограммированной секретной миссии. Забавно, что в глаза, а скорее в душу зрителю ИИ пронзительно светит именно красным…
Подобные приемы использовались, например, в оригинальном сериале, а также полнометражных фильмах вселенной «Звездный путь»: во время многочисленных нападений на звездолет «Энтерпрайз» капитанский мостик, обычно подсвеченный нейтральным белым, освещается сочным красным — цветом опасности. А еще красный — типичный цвет на кораблях клингонов, антагонистов землян. Ожидаемый выбор цвета.
Но особенно бессмысленно выглядит красная подсветка кабины в «Космической одиссее» на фоне огромного количества ярко светящих синим кнопок и экранов. Постоянно взаимодействуя с таким интерфейсом, пилот и не привыкнет к темноте: палочки, чувствительные, как вы помните, к синей области спектра, будут постоянно «ослеплены». Впрочем, художественную ценность фильма это не умаляет.
Полагаю, довольно логичным в контексте фильма был и выбор красного цвета для сцен отключения HAL9000: холодное спокойствие голубого не способно так передать атмосферу драмы…
Двумя годами ранее шедевра Кубрика, в 1966, выходит первый сезон сериала «Стартрек» или «Звездный путь». Дебют его нельзя назвать успешным, хотя в дальнейшем «Стартрек» получил широкое признание: после трех сезонов оригинального сериала (снимавшегося вплоть до 1969) следом выпустили анимационный сериал, телесериал и несколько полнометражных фильмов. А после успеха «Звездных войн» он и вовсе стал популярной франшизой.
И опять мы видим преимущественно желтые, красные и зеленые леденцы-монпансье на панелях приборов. Аналогичные цвета и на мониторах. Синий тоже изредка встречается: это либо отдельные кнопки, либо освещение некоторых сцен, либо разряды и излучения. Ну, рамка главного монитора еще.
Старпом-вулканец мистер Спок, цветовая дифференциация штанов свитшотов, USS Enterprise, коварные инопланетяне, прекрасные женщины в легких нарядах — вселенная обрела многочисленную армию поклонников.
А на другом, более привычном нам континенте в 1972 году выходит «Солярис» — экранизация романа Станислава Лема. Тоже классика жанра, по мнению многих вполне на уровне «Космической одиссеи». Интерьеры заброшенной орбитальной научной станции в основном нейтральные белые или выполнены в теплых тонах. И лампы — «ламповые».
Следом Советский Союз выпускает дилогию для более молодой аудитории — «Москва—Кассиопея» (1973) и «Отроки во Вселенной» (1974).
Все вполне в духе времени: белый, желтый, красный. Иногда — синий. Излучения, разряды, свет звезд — синий и фиолетовый.
Неосторожность, провоцирующая ускорение звездолета до скорости света — и кабину пилотов заполняет привычный тревожный красный свет. По мере развития сюжета домашние теплые цвета сменяются чужими холодными, инопланетными: белым, голубым, сиреневым, фиолетовым. Да и в «Большом космическом путешествии» (1974) визуальные приемы похожи, пусть экипаж никуда и не летал.
В целом представления режиссеров о взаимодействии с органами управления космическим кораблем еще довольно наивные: важно, чтобы актер что-то нажал, повернул в кадре, увидел в иллюминаторе или на экране и соответствующим образом отреагировал, но еще важнее диалоги, драматизм сюжета, этика и мораль, проблема сложного выбора и неизвестность — в общем, высокие порывы. А спецэффекты пока не главное.
1977 год. На экраны выходит лента Джорджа Лукаса «Звездные войны». Грандиозный успех в прокате и практически сразу культ вокруг фильма, сравнимый с культом «Звездного пути», который к тому времени немного устарел. Следом идут два прямых продолжения: «Империя наносит ответный удар» (1980) и «Возвращение джедая» (1983). Позже, когда творение Лукаса получит широкое признание и продолжения начнут снимать одно за другим, все три фильма назовут классической трилогией.
Так появились новый стандарт визуальных эффектов и новая вселенная. Интерфейсы саги Скайуокеров светят в основном привычными с 50-х годов цветами…
… вот только взаимодействие с ними стало более осмысленным и это здорово:
В 1977 также выходит фильм Спилберга «Близкие контакты третьей степени». Там все без особых изысков: земное это теплые цвета, иноземное — преимущественно холодные.
Чуть позже вышел фильм-страшилка с ужасно прекрасными или прекрасно ужасными ксеноморфами Ханса Руди Гигера — «Чужой» (1979). Смотрите сами:
В пятом эпизоде «Звездных войн» (1980) синевы на кнопках стало чуть больше, а в шестом (1983) уже и экраны вполне уверенно светят густым синим:
«Стартрек» наступает на пятки: синего становится много, в 1984 году появляется также синяя подсветка капитанского мостика. Но красный во время нештатных ситуаций — незыблемая классика.
В 1984 выходит «Дюна». Практически весь фильм в теплых тонах: коричневый, красный, желтый, зеленый. Но эти глаза…
К концу 80-х и в 90-х во вселенной «Звездного пути» синий и вовсе основной, а LCARS бодро сияет оттенками фиолетового. Красный остался, пожалуй, только на кораблях клингонов: выше я уже объяснил, почему именно этот цвет.
Лукас в приквелах «Звездных войн» (1999, 2002 и 2005) старается придерживаться «канонических» цветов, но уже очевидно, что призрачно-голубое будущее окончательно победило. Синий светодиод становится модным.
Хотя и парой десятилетий ранее, в 1982 году, когда вышли «Бегущий по лезвию» — антиутопия, первая экранизация киберпанка, а также кислотно-яркий «Трон», холодные оттенки прочно ассоциировались именно с будущим и технологиями.
Вообще по моему скромному мнению цветом будущего голубой/синий стал где-то на рубеже 70-х и 80-х.
Дизайнеры Крис Нессель и Натан Шедрофф проанализировали цвета интерфейсов за период с 1968 по 2011 и определили средний цвет в год. Неудивительно, что в основном это именно синий и его оттенки. Разве что я поставил бы под сомнение нижний порог их оценки: на рубеже 60—70-х красно-желтых интерфейсов было еще довольно много.
Заметным и ярким исключением были, к слову, «Терминатор» (1984) и «Терминатор 2» (1991) — T-800 видит мир в красных тонах, и кислотно-зеленая «Матрица» (1999). К слову, мой личный фетиш это интерфейс центра управления Зеона. Он в правом нижнем углу. Минимализм, чистота и простота. Сдержанная классика белого и черного. Братья сестры Вачовски постарались на славу.
Вернемся к цвету. Исключения, как вы знаете, только подтверждают правило. Так на многие десятилетия синий стал основным цветом интерфейсов. Я довольно подробно рассказал про интерфейсы космических кораблей и компьютеров будущего, а как это связано с автомобилями?
Вот теперь вспомните ядовито-синее издевательство Фольксвагена над зрением водителей… А сейчас есть и такой тренд: чем более технологичным считает свой продукт производитель — тем больше в салоне и на приборной панели будет синего.
Хорошо это? Возможно, в меру: холодный синий цвет способен стимулировать нервную систему через зрение, вот только его избыток гораздо опаснее и для зрения, и для нервной системы. Об этом я тоже писал ранее.
Надеюсь, что маркетологи довольно быстро наиграются в дизайн и мы вернемся к теплому и жизнерадостному оранжевому. Или лучше нейтральный белый? Синий светодиод постепенно выходит из моды, ему на смену идет именно белый...
Положительный опыт БМВ с их янтарно-красной подсветкой, о котором я уже рассказывал в предыдущих записях, возможность настраивать оттенок приборки на некоторых современных автомобилях с ЖК-панелями и RGB-светодиодами, Night shift на Айфонах и подобные ему программы для Андроидов, F.lux для ПК.
И многие другие примеры: ну, проблему избытка синего многие дизайнеры как минимум уже осознали и пытаются с ней бороться. И это есть хорошо.