Правда о которой заговорили

Скромная зарисовка. Казах. Волхов. 1942 год. Попал в плен. Здесь ему около 50 лет.

Родился при императоре Александре III, скорее всего. Вероятно, рос в ауле. Кочевал по стойбищам. Учился арабской вязи. В детстве семья подверглась колониальному угнетению. Затем Столыпинские реформы. Начало массового переселения крестьян, которым отдавали лучшие земли, пастбища, доступ к воде. Переселенцы шли не только по государственным квотам, но и самовольно. Таких называли белыми ходоками, которые захватывали земли и самостоятельно поселялись. Шли не только крестьяне, но и каторжане, люмпены, рецидивисты.
И вот семья героя весной возвращается с зимовки, а родовые земли уже заняты. Хозяйство сеется. И ему кричат: "не погань по засеянному полю своими стадами". Он поселяется вблизи аула. Против власти не пойдешь. Весь век колонизаторы в собственной крови утопили все национально-освободительные восстания. Память еще не остыла. Дедушка ему тихонько рассказывал про те ужасные события. Про героев борьбы, про Кенесары хана, из черепа которого сделали пепельницу в императорском дворе. Страх надолго поселился в аулах.
Жизнь героя продолжается. Перебирается кое-как. Мечтает поехать в город. Поступить в институт. Но хозяйство нужно держать. Каждые десять лет джут и засуха. Стадам тяжело. Доступ к плодородным пастбищам и воде ограничен.
Неожиданно вспыхивает восстание в 1916 году, когда по указу царя степняков призывают на фронт. По всей степи воспламеняется межэтническая бойня. Обид слишком много накопилось. Полыхают аулы и деревни. Козаки шашкой рубят головы восставших. Наш герой в рассвете сил. Берет оружие в руки. Отбивает родовые земли. Но и это восстание было утоплено в крови силами царской армии. Часть народа откочевала. Герой как-то выжил. Возможно, тоже покинул земли. А может даже был ранен и арестован.
Следом пришли добрые вести из Петрограда. Царь отрекся. Революция. Приход большевиков. По аулам прошла агитация поддержать новые Республики Алаш и Туркестан. Вспыхивает гражданская война между пробольшевистскими и процарскими силами. Аульские ряды вербуются то теми, то этими. Красные берут верх, попутно устраивая военный коммунизм и продовольственную разверстку, когда насильно изымают продовольствие ради дела революции. У героя забирают стада, которые ему в наследство достались из поколения в поколение. Часть он успеваеь скрыть на высокогорном плато, где и живет с семьей. Часть народа погибает от голода и болезней. Большевики одерживают разгромную победу, объявляя новый путь к коммунизму. Рассылая лозунги о свободе порабощенных народов, которые должны отныне стать частью нового мира социализма.

Начинается строительство государственности. Казахская интеллигенция в городах занимает ключевые должности. Восстанавливают нормальную жизнь. "Кайсак, киргиз, киргиз-кайсак" остаются в прошлом. Хозяйство восстанавливается. Появляется вера в будущее. Герою уже за 30 лет. Своя семья. Дети.

Но начинается Малый Октябрь. Коллективизация. Отъем всего скота. Герой пытается угнать скот, но по пути подвергается экспроприации. Вспыхивают восстания. Наш герой снова берет в руки оружие, на этот раз тоже чудом выживет. Тяжелые годы голода, скитании, потерь, горечи, когда родные гибнут на глазах. Наш герой идет на все, чтобы хоть чем-то прокормить семью. Не получается. Теряет одного близкого за другим. Вокруг мертвечина. Целые аулы опустели. Вместо былого смеха и веселья, пришли слезы и смерть. Наш герой со своей семьей идет в сторону райцентров, железнодорожных станций, городов, чтобы просить кусочек хлеба. Из последних сил добирается до города, где видит кругом трупы аулчан, которые валяются возле вокзалов, строек, гособъектов. Всюду снуют беспризорники. Видит равнодушные лица городских жителей. Вся страна усыпана трупами. Свыше 80 тыс беспризорников. Просит помощи, чтобы детей накормить. Скитается. Бродит. Подвергается унижениям и избиению. Лишь бы оставшихся в живых детей прокормить. Кто-то из родственников укочевал за пределы. Из десяти только семь выбрались из этого ада. Он - один из немногих.

Голод закончился огромными потерями. Его переводят в разряд деклассированных элементов. Наш герой возвращается в опустевший аул. Кладбищ нет, потому как все собранные трупы закапывали в братских могилах в степи. Возвращаются откочевники. Государство разрешает иметь малое количество скота. Его определяют в колхоз, выдают положенные пойки и граммы хлеба. Наш герой строит себе дом из глины и доступных материалов. После пережитой катастрофы начинается тяжелая реабилитация и адаптация к новым условиям. После всего пережитого, особо и здоровья не осталось, ни физического, ни психологического. Но детей растить надо.

Затем наступает война. Его призывают на фронт. Дают старый бушлат. В руки пыльную винтовку времен Первой мировой. И бросают в самое пекло, где он воочию видит все ужасы войны и сразу же попадает в плен под Волховом. Его держат вольно. Так как негде содержать такое огромное количество военнопленных.

Немец пытается рассказать, что в первый год войны почти 4 млн солдат и офицеров Красной армии попросту сдались в плен. Побросали танки, машины, оружие, припасы. Деморализованные и отчаянные. И вот теперь таких как он гражданских чабанов, учителей и врачей советы бросают на фронт. Буквально забрасывают трупами, говоря, что женщины им нарожают еще. И даже женщин призывают на фронт, что и есть аморально.
Показывает ему советские газеты, где советы хвалят своих союзников нацистов.
Но герой читать не умеет. Так как он учился на арабской вязи, затем ввели латиницу, а теперь совершенно непонятный алфавит.
Немец пытается рассказать, что они были близкими союзниками, вместе делили Европу. Как СССР захватывал Латвию, Литву, Эстонию, Восточную Польшу и Бессарабию, устраивая на местах кровавые бани. Как СССР вторгся в Финляндию и утонул в своей крови. И все это время Советский Союза был близким союзником Третьего Рейха, снабжая их всеми необходимыми ресурсами, благодаря чему немцы смогли быстро развиться. Все шло хорошо, пока советы не начали тайно готовиться к захвату Европы и установлению диктата пролетариата во всем мире.

Так и началась война. А до Москвы они добрались легко и быстро, не только потому что красная армия бросалась в плен, не желая сражаться, но и потому что советские руководители вовсе не строили оборонительные и защитные укрепления, потому как свою армию они готовили сугубо для агрессивно-наступательных целей.
И вот мы с тобой сидим здесь, тихо курим табак и ждем неизвестности.

Наш герой слушал с интересом, ведь это никак не соответствовало тому, о чем говорили на Родине.

У нашего героя в плену перпективы сложились туманными. Его призывают войти в Туркестанский легион и воевать против советов.
В это время наш герой еще не знает, что всех бывших пленных по возвращении обратно в СССР будут ссылать в лагеря на каторжные работы.

Наш Герой, закурив табак из рук немца, глубоко задумался, а может действительно войти в легион и смести к чертям собачьим эту власть, которая ранее уморила голодом половину моего народа. Которая репрессировали весь цвет нации. Которая полностью переломила тысячелетний уклад жизни. Которая отняла религию и традиции. Которая под дулом автоматов в глубокую зимнюю полуночь заставляла кочевников плясать под хоровод и крутиться вокруг елки. Которая бросила на фронт гражданских без какого-либо оружия.

Герой долго думал. Вспоминал все былое. Тяготы. Родных. Докурил табак. И пошел спать.

В войне участвовали разные люди с разными судьбами. Был герой Бауыржан Момышулы. Он учился в школе, жил в городе, работал в алматинской милиции и был прокурором района, военным руководителем.
Была студентка Маншук Маметова, которая пришла на фронт, чтобы откупить репрессированного в 37-ом году отца (дядю) и вывести его из лагеря, но она не знала, что к этому моменту он уже был расстрелян.

К моменту начала войны большинство казахов, проживавших в казахстанских городах, уже подверглись репрессиям: часть была расстреляна, часть отправили в сталинские лагеря на смерть.

Наш герой - это больше собирательный образ. Разных людей. Разных судеб. Разных историй. И у каждого из них была своя правда.

Война - это больше трагедия, жестокость, слезы, прощание, кровь, смерть.

Шынгыс Бауыржанулы

Правда о которой заговорили Казахстан, Вторая мировая война, СССР, Копипаста, Правда, История, Длиннопост, Черно-белое фото

Истории и легенды

255 постов3.2K подписчик

Добавить пост