Позывной «Белая лилия-44»

Позывной «Белая лилия-44» Ас, Авиация, Героиня, Самолет, Армия, Полет, Длиннопост

Прославленный летчик ас Лидия Владимировна Литвяк родилась 18 августа 1921г. в Москве, в семье железнодорожника.


В 1935г. Лиля записалась в Московский аэроклуб, и через год в 15 летнем возрасте совершила первый самостоятельный полет.


Решив стать летчиком, целеустремленная девушка поступила в только что созданную (1936г.) «Херсонскую авиационную школу» (ХАШ), 20 выпускников которой впоследствии стали Героями Советского союза.


До войны лучший инструктор калининского аэроклуба Литвяк успела подготовить 45 курсантов летных училищ.


В начале Великой Отечественной войны советское правительство не использовало женщин в военной авиации, но столкнувшись с огромными потерями боевых летчиков, было вынуждено пересмотреть свое решение.

В октябре 1941г. согласно приказу НКО СССР 0099 в целях использования женских летно-технических кадров были сформированы и подготовлены к боевой работе:
«586 истребительный авиационный полк на самолетах «Як-1» по штату № 015/ 174, дислокация г. Энгельс;
587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах «СУ-2» при ЗАПе (Каменка);
588 ночной авиационный полк на самолетах «У-2» по штату № 015/186, дислокация – г. Энгельс».


Формирование женских авиаполков поручили Герою Советского Союза Марине Расковой. Недостатка в добровольцах не было. В Москву, где работала мандатная комиссия, отовсюду прибывали летчицы пассажирской авиации, выпускницы аэроклубов, студентки, работницы московских и подмосковных предприятий.


В середине октября 1941г. личный состав будущих авиационных полков выехал на учёбу в столицу Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья г. Энгельс.


Вот что о том времени вспоминала авиамеханик Инна Владимировна Паспортникова:
«В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью...» Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку».


К началу 1942г. после ускоренной подготовки сформировали три женских авиаполка истребительный, ночных и пикирующих бомбардировщиков.

В июне 1942г. на самолете-истребителе «ЯК-1» Лиля совершила первый боевой вылет, к августу на счету красивой летчицы была одна групповая победа над двухмоторным бомбардировщиком «Ju 88».


В сентябре в числе нескольких летчиц девушку перевели в 437-й истребительно-авиационный полк, где большинство пилотов были мужчинами.


Уже во втором боевом вылете она сбила истребитель «Мессершмитт Bf.109» и бомбардировщик «Юнкерс Ju 88-1», а спустя две недели Лиля помогла еще одному «Юнкерсу» украсить своими обломками сталинградскую землю.


После увеличения списка боевых побед ее перевели в прославленный 9-й истребительно-авиационный Одесский полк, вошедший в военную историю нашей страны как «полк ассов».


К февралю 1943г. орденоносец Литвяк имела на своем «Як-1» 8 красных звезд нанесенных за кабиной пилота строго в соответствии с регламентом утвержденным командующим истребительной авиацией ПВО А.С. Осипенко.


Вскоре девушка перешла в разряд летчиков, которым командование разрешало свободную охоту, капот её самолета украсил символ мира и чистоты белая лилия, а её позывной «Белая лилия-44» вскоре узнали летчики люфтваффе.


Однажды в бою «Як» Лили подбили, самолет удалось приземлить на вражеской территории. Отстреливаясь от приближавшихся к сбитому самолету фашистов, молодая летчица уже успела попрощаться с жизнью, когда внезапно рядом с местом падения сел одноместный штурмовик Ил-2, хрупкая девушка с легкостью поместилась в кабине пилота, ловко взлетевшего на глазах у ошарашенных от такой наглости фашистов.


В середине марта 1943г. начались воздушные сражения на Кубани, в которых мы потеряем 750, а фашисты 1100 самолетов, каждый день с марта по июнь 1943г. в небе над стратегически важным плацдармом происходило до 80 воздушных боев.


22 марта Лиля, одержав очередную групповую победу над «Ju 88», отбивая атаку шести модифицированных «Me Bf 109-G6», получила ранение, но превозмогая боль, дотянула до родного аэродрома.


Толком, не долечившись, она вернулась в родной полк, а уже 5 и 7 мая сбила два «Мессершмитта».


В конце мая 1943г. Лиля поразила трудную мишень немецкий аэростат-корректировщик артиллерийского огня, за эту победу командование представило девушку к ордену Красного знамени.


21 мая погиб муж «Белой Лилии» Герой Советского Союза Алексей Соломатин, тяжелораненый во время боевого вылета он дотянул горящую машину до аэродрома, но посадить её уже не смог. Войдя в штопор, советский ас погиб.


19 июля с задания не вернулась лучшая подруга Лили Екатерина Буданова (1 октября 1993г. ей было посмертно присвоено звание Героя России), на момент гибели она была лучшей женщиной асом, имея на своем счету 11 подтвержденных побед.

21 июля выполняя задание с командиром полка, Лиля приняла участие в бою против 7 мессеров, Иван Голышев крутился в смертельной круговерти с четырьмя противниками, а «Белая лилия» с тремя.


Лиля сбила один самолет, но и её Як подбили, она села на нейтральной полосе и поддержанная огнем советских пехотинцев добежала до наших траншей.


1 августа 1943г. Лиля прикрывала на своем самолете «летающие танки» штурмовики «Ил-2», это был её четвертый вылет в этот день, в актив уже была записана одна победа.


В момент атаки «Ил-2» внезапно атаковала групп немецких мессеров, на самолет с «Белой Лилией» навалилось четыре» «Me Bf 109», один из них Лидия сразу же подбила, однако остальные истребители, словно бешеные псы выстрелами из своих авиационных пушек буквально растерзали самолет храброй летчицы.


Объятый пламенем «Як-1» рухнул где-то в районе деревни Дмитриевка. Ни самолета, ни тела летчицы найти не удалось, именно поэтому имевшую в своем активе 12 побед летчицу не представили к званию Героя Советского Союза посмертно.


Тогда же один из летчиков сбитый над вражеской территорией, вернувшись из-за линии фронта, рассказал, что местные жители видели, как 1 августа на дорогу у села Мариновка приземлился советский самолет, к нему подъехала немецкая штабная машина, в которую села невысокая девушка пилот.


Для перестраховки командир полка представил Лидию Литвяк к ордену Отечественной войны I степени посмертно.


В 1968г. газета Комсомольская Правда выпустила материал о подвигах Лидии Владимировны Литвяк, статья вызвала в обществе большой резонанс.


В 1969г. братья Николай и Федор Сачеки вместе с другом Сергеем Саницким на окраине хутора Кожевня обнаружили останки женщины пилота со сквозным ранением головы, 29 июля неизвестную летчицу захоронили в братской могиле села Дмитриевка.


Когда информация о захоронении неизвестной советской летчицы дошла до однополчан Лидии Литвяк, они сразу же поняли, чьи останки нашли местные жители.


Единственной женщиной пилотом 8-ой воздушной армии, которая летом 1943г. вела в этих местах воздушные бои, была Лидия Владимировна Литвяк.


В ноябре 1988г. в приказ Главного управления кадров от 16.09.1943г. было внесено изменение:
«Лидия Владимировна Литвяк пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.».


За 11 месяцев боев гвардии младший лейтенант Литвяк совершила 168 боевых вылетов, участвовала в 80 воздушных боях, одержала 11 личных и 3 победы в группе, став самой результативной женщиной истребителем во II мировой войне.


5 мая 1990г. президент СССР подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя СССР посмертно.