Поэты на дне (города)

Отгремел день города и выборы прошли. На улицах Москвы можно было встретиться с живыми поэтами, нашими современниками, и послушать их выступления на городских площадках. Здорово, правда? Кто-то, наверняка, ответит положительно, а кто-то скажет: «Что еще за поэты? Слыхом не слыхивал!». 

Речь пойдет не о псевдопоэтических явлениях типа Анфисы Чеховой, Саши Петрова и прочих медийных представителях, решивших поиграть в рифму и в слова. Речь о тех, кто действительно занимается творчеством, организует поэтические вечера среди молодежи и являет собой андеграунд московской поэзии. 

Совершенно не секрет, что сегодня в Москве практически каждый вечер – будь то выходные или рабочие дни – проходят музыкально-поэтические вечера различного качества и содержания. На подобные мероприятия непрочь заглянуть члены Союза литераторов или Союза писателей, представители иных профессий – актеры театра и кино, художники, режиссеры. Тусовка есть тусовка, и уровень организатора там зачастую является определяющим фактором. Тут же возникает вопрос, а как себя проявляет государство, вернее, та его часть, которая отвечает за культурный досуг и развитие сегментов культуры? 

Ответ прост, злободневен и очевиден – непрофессионально. 

Если честно, то уж лучше бы никак – самоорганизация среди творческой молодежи осуществляется вполне успешно и на хорошем уровне, так что культдеятелям от госаппарата есть чему поучиться. Если говорит про то, что же интересного родилось в андеграунде – тут можно перечислять довольно долго, но в первую очередь это такие проекты, как Чемпионат поэзии им. Маяковского, арт-проект «Мастер» Дмитрия Коледина в библиотеке им. Вересаева, «Литературная среда» Алексея Козлова, прописавшегося в кафе «Пушкарев», литературная гостиная «Птица поэта» Инны Медведун и много других небезынтересных площадок. Приведенные здесь примеры имеют разные по исполнению форматы и способны прийтись по вкусу всем, кто жаждет необременительного общения, современного творчества и хорошей компании. 

Но меня порою просто ужасает безвкусные и бездарные попытки внедрить добротную современную поэзию в общий поток развлекательных номеров на различные праздники – будь то день города или просто желание занять пустующие в парках площадки бесплатными выступающими. 

Более-менее пристойно дело обстоит в том случае, если ведущий хотя бы раз-два побывал внутри творческой среды, пообщался в с людьми, которые читают на публике свои сочинения. Такой ведущий способен понять, как правильно настроить слушателей/зрителей и как привлечь внимание к озвучиваемому тексту. В прошлом году так протекали «Люберецкие чтения» в одноименном городе в Наташинском парке. И то, по настоянию администрации парка, между чтецами вставляли то детей с танцевальными номерами, то исполнителя с попсовыми песнями, чем нарушали поэтическую атмосферу. Однако это, благодаря соответствующему отношению к авторам, исправлялось подачей ведущего. 

Позавчера же, довелось бывать на дне города (дне от слова «дно») в районе Раменки. Там проводили якобы поэтический конкурс. В жюри сидели видные представители андеграунда, семеро участников – зарекомендовавшие себя авторы. Казалось бы все прекрасно. Но протекал конкурс в два этапа. То есть, сначала были песни-пляски, потом с одним стихотворением выступали три поэта. После этих трех – снова сорок-сорок пять минут песни-пляски. Затем выпустили оставшихся четырех поэтов. После – опять танцевальные и музыкальные номера, а-ля шоу двойников: «Посмотрите, к нам приехала София Ротару!» - радостно блажили на сцене ведущие. К чему я это все? Да к тому, что поэты попросту затерялись на этом пестром фоне – сам конкурс смотрелся клоунской буффонадой. И зачем, а главное кому (?!) такая профанация была нужна? 

Кому и зачем нужно ТАК обесценивать представителей поэтической среды? Ради чего мы, выступающие, мариновались за сценой, два часа сидели и слушали хиты прошлых лет? Ради чего мы тащились в Раменки, хотя многие живут на другом конце города?! 

И дело здесь не во вселенском заговоре. Нет. Все проще – дело в глупости тех, кто выдвигает эти форматы.

Люди далеки и от поэзии, и от понимания, что с ней делать – как ее слушать, как воспринимать. 

Нормальные стихи так не заходят. Песни, танцы, акробатические номера – пожалуйста, это шоу, это «кушают» глазами. Поэзия требует определенной внутренней работы человека, определенного сосредоточения. Это не «бла-бла» в микрофон, это глобальная работа с текстами и смыслами. 

Впрочем, кому я это рассказываю. Кто любит поэтическое творчество, тот и так это понимает. Кому это неблизко – тому будет все равно. 

Дело не в том, что предшественники, например, тот же Евтушенко или Вознесенский, были даровитее и лучше держали внимание зрителей. Нет, люди понимали, что такое поэт, настраивались слушать. Здесь же, в Раменках, даже сами организаторы, по-моему, не понимали как и что должно выглядеть. 

Желаю тем, кто составляет программы для культмассовых мероприятий включать мозг перед тем, как что-то куда-то впихивать. В целом в Раменках все было прекрасно организовано. Но я считаю, что так всовывать поэзию, лишь бы всунуть, с таким наплевательским отношением к поэтам, недопустимо. По сути, это банальная дискредитация – вышли какие-то люди, проговорили что-то в микрофон и ушли. Поэты – это не профессиональные чтецы, не актеры, это люди, которые пишут. Да, многие из них умеют работать на публику, но стих – не песня, он более хрупок. 

Мне лично было неприятно наблюдать за происходящим. Просто потому, что не люблю быть свидетелем глупости и фарса. А тут два в одном. Культдеятели от городского аппарата показали в очередной раз свою косность и черствость. Все для галочки. Как тут не вспомнить Бродского: «С государством щей не сваришь, если сваришь – отберет. И чем дальше в лес, товарищ, тем, товарищ, больше в рот!».

Поэты на дне (города) День города, Москва, Поэзия, Конкурс, Стихи, Современное искусство, Чтец, Организация, Длиннопост