Поэт-красок, художник Волков Александр Николаевич

Поэт-красок, художник Волков Александр Николаевич Художник, Русская живопись, Россия, Узбекистан, Творческие люди, Картина маслом, Жанровая картина, Кисть, СССР, Длиннопост

Волков Александр Николаевич

Мир забытый – полный звонких песен,

Мне выпало на долю петь с тобой.

Живописец, график, поэт, художник театра. Автор жанровых и тематических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов, абстрактных композиций. Рисовальщик, патриарх школы изобразительного искусства Узбекистана. Учился на естественном факультете Петербургского университета (1906-1908). С 1907 года посещал частную студию Д.Бартинкера в Петербурге. Учился в высшем художественном училище при Академии Художеств (1908-1911) у В.Маковского, в частной школе М.Бернштейна (1910-1912) у Н.Рериха, И.Шервуда, в Киевском Художественном училище (1912-1916) под руководством Ф.Кричевского. Испытал влияние М.А.Врубеля. Участник выставок с 1920 года. Член объединений и участник выставок АХРР (Ассоциация художников революционной России), АХР (Ассоциация художников России) (с 1927), “Мастера Нового Востока” (с 1928), Ташкентского объединения АРИЗО (с 1930). Был организатором “Бригады Волкова”, объединившей ряд художников Узбекистана. В 1924 года - участник “Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства”. В 1919 году был директором Государственного музея искусств Средней Азии, в 1922 году - руководитель “Пролеткульт-театра”. Преподавал в художественных учебных заведениях Ташкента Во многих своих произведениях Волков оставался верен принципу «примитивизма» построенному на живописно-декоративном начале.

В ряду других выдающихся русских художников ХХ века Александр Николаевич Волков – один из самых оригинальных и одновременно наименее знакомых зрителю и критике. В какой-то мере, его творчество продолжает прятаться «за чадрой», как сказал сам художник о своем родном крае. Край этот, носивший до революции объединяющее название «Туркестан», предстает в работах Волкова полным подлинно эпической мощи. В горящих красках и тяжелой живописной материи перед нами оживают стихии огня и земли, главные природные начала Средней Азии. Персонажи олицетворяют собой духовную культуру мусульманского Востока и сочетают почвенную силу с кроткой покорностью судьбе и умением обретать полноту существования в замкнутом пространстве.

Волшебную по цвету, как будто горящую и горячую «Гранатовую чайхану» Александр Волков написал в 1924 г., в середине жизни, когда был уже сформировавшимся художником. В этой картине была соблюдена идеальная и органичная для него мера условности изображения. Фигуры трех склонившихся над белым чайником героев сложены из треугольников, которые не расчленяют пространство, как у кубистов, а собирают его в четком ритме. Живописная условность представляет традиционное восточное чаепитие как таинство, влекущее зрителя, но непостижимое для его понимания. И чалмы у героев как нимбы, и лица как лики, и слишком уж таинственно сгущена атмосфера вокруг них. И эта тайна вместе со светоносным цветом превращают «Гранатовую чайхану» в одну из лучших картин русской живописи. Впечатляющая цветовая энергия сохраняется и в волковских вещах, написанных по программе соцреализма. Шумный, пронзительно яркий мир Востока, опаленный жгучим солнцем, оживает в его серии "Горный кишлак" (1926-27). Волшебную по цвету, как будто горящую и горячую Сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок (Девушки с хлопком, 1932). Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и на тракторе хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость. Своим лаконизмом, чистым цветом, монотонным ритмом произведения Волкова напоминают восточные ковры. Серьезно изучая национальные особенности узбекской музыки и прикладного искусства, художник стремился перенести их традиционные мотивы на свои полотна. В изображениях панорамы старого города он использовал законы условной перспективы восточной миниатюры. В конце 1920-х гг. Волков отошел от внешнего декоративизма и обратился к более сложному изображению натуры. Художественные импровизации живописца были посвящены жизни и быту Узбекистана. Он писал все, что видел, - людей, памятники старины, природу, но произведения эти перерастали значение жанровых сценок, превращаясь в сказочно прекрасные живописные поэмы о Средней Азии. События, развернувшиеся в Испании в 1936г. не могли пройти мимо кисти Александра Николаевича, сопереживая за судьбы простых людей и покоренный силой духа, храбростью борцов за свободу страны, от тирании и деспотизма, он в 1937 г. пишет полотно «Испания», где с предельной точностью передает настрой и стремление граждан страны к свободе. Художник достиг редкой интенсивности звучания цвета, соединяя в своих картинах темперную краску и масляную. Требования, предъявлявшийся к советскому искусству в 1930-е гг. (среди них в первую очередь - большая конкретность изображения), Волков принял с трудом. Он поставил перед собой задачу: "...не утрачивая насыщенности тона и большой красочности, свойственной моим прежним исканиям, дать простые и понятные картины, связанные с современностью". Его картинам этого периода присуще монументально-эпическое начало. Он пишет новостройки, хлопковые поля, портреты тружеников ("Штурм бездорожья", 1932; "Колхозник", 1933; "Утро в Шахимардане", 1934, и др.). Волков стал вдохновителем рождения декоративно-монументальной живописи в Средней Азии. Вместе с бригадой художников он расписывал здания, оформлял праздники. Своим творчеством и педагогической работой Волков оказал значительное влияние на становление современного национального узбекского искусства. Смелые, неожиданные работы А.Волкова всегда вызывали множество бурных споров до самых последних дней его жизни.