Последняя битва Святого(?) Олафа
Продолжу серию викингосских сказаний Олафом за номером Два - Первый у нас открывал бал, несколько ней назад, пора бы и его тезку вспомнить. Тем более в прошлом материале и отмечали пересечения биографий обоих героев.
Часть 1. Жизнь
*тиканье секундомера, папка с личным делом, голос Ефима Захаровича Копеляна...*
"Олаф II Харальдссон, он же Олаф Святой, он же Олаф Толстый. 995 года рождения.Сын конунга Харальда Гренске (Гренландца) и праправнук Харальда Прекрасноволосого; Харальд Суровый (тот, который дожил до 1066 года) был его единоутробным братом."
До 14 лет не замечен, не привлекался. Затем жизнь будущего святого пошла бурно и совсем не свято. Четыре года Олаф воевал в Англии (сначала за данов, потом переметнулся к англо-саксам - O tempora, o mores!). В 1013 году принял христианство, крещён в Руане и поступил на службу к английскому королю в изгнании Этельреду. Помог вышеупомянутому монарху вернуться на Туманный Альбион, где вновь Сражался против упомянутых данов.Успешно сражался - через пару лет, то есть в 1015 году, наш герой вместе с епископом Зигфридом отплыл в Норвегию, где бонды и ярлы провозгласили его королём.
Правление, в итоге, затянулось на добрый десяток лет. И хоть и начиналось всё почти как в сказках - женитьба, эль, проповеди. Однако, закончилось, как в поговорке...
Начнем с женитьбы. В 1017-1018 Олаф неудачно посватался к дочери тезки и коллеги из Швеции (Олафа Шётконунга) - Ингигерде. Неудачно потому как дама вышла за Новгородского князя Ярослава Мудрого. Наш герой страдал очень сильно, но очень не долго - махнул рукой и женился на сестре сбежавшей невестушки - Астрид.
Оженившись, Харальдссон занялся делами государства, развернув кипучую деятельность по реформированию вверенного ему общества. Большой промах, учитывая, что его предшественники занимались походами, и не лезли в дела бондов, и это радовало народ (ну сами посудите, какая Эпоха Викингов, без, собственно, походов, "в викинг"?).
Учесть можно и тот недавний пример, в котором попытки переделать мировоззрение - мол, Бог один, а не Один, и уж тем более не Тор, и тд и тп, уже отправили в рай/ад/Вальгаллу (нужное подчеркнуть) ещё одного Олафа, который Трюггвасон (из прошлого моего повествования). Он тоже был королем Норвегии, правда лишь 5 годков. По прошествии оных, неблагодарные поданные отправили венценосца на тот свет, разбираться как же в точности выглядит потусторонний мир. Олаф Второй не мог эту историю не знать, но упорствовал...
По-первости народ терпел. Какое-то время...
Когда же конунг в костёр борьбы с язычеством добавил сокращение "свобод" с целью усиления королевской власти, и изменения в системе сбора податей (ну, как же без налоговой реформы и цифровизации), подданные взялись за топоры. Большая часть старой знати и бонды встали на сторону претендовавшего на власть в Норвегии короля Англии и Дании Кнута Великого. Запахло Джордано Бруно.
Как власть решает проблемы внутреннего недовольства? Правильно - находя внешнего врага. Работает, проверено десятки раз. Есть только одно "но": внешнего врага обязательно нужно нагнуть, иначе, внутренние проблемы резко усугубляются (см. начала ХХ века в Российской Империи).
Итак. Олаф собрал товарищей и пошел воевать (1027 год). Далеко идти было лень, поэтому воевать он пошел к соседям, в Данию. Там и огрёб, да так, что вынужден был бросить корону, реформы да и саму Норвегию - первым же рейсом сын Харальда, транзитом через Швецию, отправился в... Новгород! Мёдом там для норвежцев намазано, не иначе! Видимо понятия "залечь на дно" и "свалить в Новгород" для королей Норвегии тогда были тождественны.
Очутившись в спасительных далях, беглый правитель повел себя очень уважительно по отношению к принявшему его князю Ярославу. Гонял на охоту, жрал в три горла (прозвище "Толстый" просто так не дают), да и вообще, чувствовал себя как дома. Настолько, что, если верить саге, княжна Ингигерда (да-да, та самая сбежавшая невеста) "имела с ним тайную любовную связь". При этом и Ярослав, муж барышни, и Астрид, жена полюбовника, всё ещё здравствовали. Кстати, в 1030 году родился будущий князь киевский Всеволод, первый из великих князей "всея Руси". С - совпадение!
Но мы отвлеклись. Пока святоша вкушал нелёгкой доли в Новгороде, норвежский престол занял Кнуд I Великий - истинный Король Севера, не чета Старкам из "Игры престолов". Новый король нашел климат в районе фьордов непригодным к проживанию, посему поставил "наместником" некоего ярла Хакона Эйрикссона, а сам вернулся в Англию (где он тоже был королем, ну так получилось).
Отдохнув пару лет, Олаф Харальдссон, решил, что пора возвращать корону (а может Ярослав что-то прознал да заподозрил), засобирался, в общем, норвежец в Норвегию. Там, как раз, по слухам, скоропостижно утонул этот самый наместник. Как не воспользоваться удачным моментом?
Часть 2. Смерть.
1030 год. Олаф повел себя мудро - один решил домой не соваться, поэтому сначала заехал в Швецию, кликнул товарищей. В число оных вошли брат возвращенца - Харальд, настолько буйный для своих 15 лет, что заслужил среди друзей прозвище "Суровый". Кроме братца, слова Олафа нашли отклик в сердце ещё одного родича Дага Хрингссона и дюжине сотен его людей. Долго ли коротко, но к моменту встречи с войском бондов-язычников Харальдссон привел около четырех тысяч человек.
Группа встречающих была "несметной", если верить сагам, так что сочтем превосходство бондов двоекратным (максимум), и будет об этом. Руководили силами "самообороны Норвегии" замечательные мужи с примечательными именами: Харек из Тьотты, Кальв Арнассон (ранее служивший Олафу Святому, да передумавший) и Торир Собака.
Сама встреча произошла при Стикластадире, километрах в семидесяти от Тронхейма, а вот с датами есть нюанс. Сага повествует, что состоялась она в конце июля, и она же (сага) сообщает, что было солнечное затмение. Астрономы насчитали таковое только 31 августа... В целом, для нас сейчас это не так важно - почти 1000 лет провшло.
В отличие от современности, тогда лидеры сами вели вперед свои полки. Пожалуй, это было намного честнее. Как там у классика:
Представь, что цари бились бы сами, вот было бы зрелище.
Итак, по письменным источникам, Олаф выхватил меч и крикнул: "Вперед, вперед, люди Христа, люди креста, люди конунга!". Люди послушались. Началась рубка. О тактике источник умалчивает, да и мало в те годы было тактических изысков, зато бойня вышла знатная, определённо. Позднее, Снорри Стурлусон, автор "Саги об Олафе Святом", перечисляет поименно далеко не одного павшего знатного воя, а уж простых бондов полегло не счесть.
Битва битвой. Но где же наш воин Христа? А! Вот он бьётся в первых рядах. Олаф рубился с Ториром Собакой и ранил его. Возрадовался христианин, но, судьба-злодейка, выкинула фортель. Вскорости Олаф получил сразу три удара: Торстейн по прозвищу Корабельный Мастер ударил его секирой по ноге, оправившийся от раны Торир Собака (не отсюда ли "заживет как на Собаке?") ранил Олафа копьем в живот пониже кольчуги (этот момент был запечатлен Петером Николаем Арбо на полотне, посвященной битве при Стикластадире - картина ниже, но историчность матчасти там хромает сильно), последний смертельный удар Олафу нанес предводитель бондов Кальв Арнассон, ударив противника мечом в шею (контрольный в голову!).
После смерти полководца, началась форменная резня его сторонников. Был ранен и сводный брат Олафа - Харальд Суровый. Он (Харальд) затем скрылся в Швеции, откуда и бежал ... в Новгород! (точно мёдом там намазано).
Дольше всех сопротивлялся Даг Хрингссон, с дружиной. Он даже смог обратить часть противников в бегство. Дело креста ещё могло выгореть! Не срослось - бонды перегруппировались и побили пришлого наглеца.
Дальше будет сказочка... Если верить сагам, Торир Собака после боя уважительно отнесся к телу Олафа: положил труп на землю, накрыл его, а также решил вытереть кровь с лица... как вдруг, по легенде, произошло чудо! Огромная рана на теле убитого будто бы зажила сама собой. Это поразило Торира, и позже он стал первым, кто признал убиенного святым. Переобулся Собака!
Как бы то ни было, прославление Олафа как нимбоносца состоялось в Норвегии 3 августа 1031 году — в этот день епископ Гримкель, с согласия конунга Свейна и "по решению всего народа (ой ли...) объявил, что Олаф конунг — "святой" и перенёс его останки в церковь Св. Клемента, основанную Олафом Первым в Тронхейме. Окончательно в список довольствующихся манной небесной, северянин вошел в 1164 году, когда папа Александр III официально причислил его к лику святых.
Ныне Святой Олаф считается покровителем Норвегии, а так же является последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым и на Западе и на Востоке (Святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии креститель и просветитель норвежцев).
В России имени святого Олафа были освящены храмы в Новгороде и Старой Ладоге. На Ильмене он жил и (#ноэтонеточно) любил, а на Волхове проездом гостил у посадника Рёгнвальда Ульвсона, родственника Ингигерды, так как между Олафом и Ингигердой была "самая большая дружба" ;)
За сим предлагаю заканчивать чтение и переходить к делам рабочим - вторник сам себя не проживет! Хорошего вам дня!
Больше тут: https://t.me/pomin_history
UPD:
Копилка на утренний кофей автору тут: https://pay.cloudtips.ru/p/c75ee526








Лига историков
19K постов54.7K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения