Поповка

Впервые вопрос о постройке бронированных плавучих батарей для защиты входов в Азовское море и Днепро-Бугский лиман был поднят в 1863. В это время, после поражения в Крымской войне, развитие Черноморского флота было ограничено условиями Парижского мирного договора, поэтому даже проект малоподвижных плавучих батарей был отклонён[1]. В 1869 военное и морское ведомства совместно решили строить такие батареи, превосходящие калибром артиллерии и толщиной брони любые иностранные броненосцы, и при этом имеющие осадку не более 14 футов. Всем этим условиям удовлетворяло только предложение А. А. Попова о строительстве круглых в плане батарей, что позволяло уместить 11-дюймовые орудия и мощное бронирование в 2 700-тонный корабль длиной (диаметром) менее 31 метра при осадке 3,76 метра.

Поповка Военный флот, Судостроение, История флота, Длиннопост
Поповка Военный флот, Судостроение, История флота, Длиннопост

Проект Попова показался морскому ведомству весьма привлекательным, так как мог удовлетворить требования Александра II – возможность нести орудия калибром от 280 мм при осадке 3,3 м. В результате была построена экспериментальная модель, испытания которой прошли успешно. Император одобрил начало работ над первой «поповкой» – броненосцем «Новгород», диаметр которого должен был составить 46 м. На основе конструкции «Новгорода» планировалось сформировать основу оборонительных резервов – 10 кораблей должны были положить начало восстановлению всего черноморского флота.  Сборку «Новгорода» в Николаевском адмиралтействе начали 29 марта 1872 года под руководством Мордвинова А.В. и она затянулась на год. Нарушались графики перевозок из Волжского района и Петербурга. Рабочие собранные по всей России оказались малоопытны. Наблюдалась нехватка металлообрабатывающих станков и ручного инструмента, которые вновь доставляли из Англии. Так же в Англии пришлось заказать часть строительного леса — подрядчики запросили за данный материал такую сумму, что оказалось дешевле приобрести и доставить оттуда русские же бревна. Срок готовности котлов и паровых машин задержался более чем на 3 месяца: монтаж первою из машин начался лишь 27 октября. После долгих переговоров с начальством удалось перенести дату спуска корабля, теперь уже с установленными, опробованными механизмами. Причем, из-за желания генерал-адмирала поприсутствовать во время спуска и испытаний, сроки готовности «Новгорода» пришлось привязать к дате его приезда!

Поповка Военный флот, Судостроение, История флота, Длиннопост

"Новгород» был построен в Санкт-Петербурге, по частям перевезен сушей в Николаев и там собран (спущен на воду 21 мая 1873). «Киев» был полностью построен в Николаеве, двумя годами позже. Корабли отличались диаметром и калибром артиллерии («Новгород» — 11-дюймовые орудия, «Киев» — 12-дюймовые).

Поповка Военный флот, Судостроение, История флота, Длиннопост
Поповка Военный флот, Судостроение, История флота, Длиннопост

Вследствие конструктивных особенностей винто-рулевых механизмов поповки плохо держались на курсе, страдали от захлестывания волнами, но умеренное волнение переносили удовлетворительно. При проведении испытаний выявилась слабость механизмов орудийных станков системы Пестича. Неисправности были устранены, однако слухи о недостатках установок привели к появлению мифа о вращении «поповок» при стрельбе, которые до сих пор приходится встречать в непрофильной литературе (на самом деле поворачивались от отдачи при выстреле из-за слабости стопоров именно сами орудийные станки, расположенные внутри бронированного барбета). Это единственные корабли в истории, имевшие сразу 6 гребных винтов, правда, впоследствии это число уменьшилось. Из-за возмущения водного потока рули были признаны неэффективными — маневрировать приходилось исключительно машинами, что снижало и без того ничтожную скорость хода. Обе поповки приняли участие в Русско-турецкой войне 1877—1878, произведя демонстрацию на рейде Одессы без единого выстрела, совершили выход к устью Дуная для обеспечения перехода судов Дунайского отряда в 1877г, в 1892 были причислены к броненосцам береговой обороны, и прослужили до 1903. Об условиях службы на поповках можно косвенно судить по воспоминаниям А. Н. Крылова, датированных 1878 годом: «Лейтенант Кузин [офицер „Новгорода“], примерно, через три года, погиб на этой поповке от взрыва мины, нарочно произведённого минёром». Взрыв был произведен для обеспечения зачисления сына офицера на обучение в Морской корпус вне конкурса. «Я жил одно время в Севастополе, мои родители были знакомы с лейтенантом Кузиным, который плавал на поповке «Новгород». Он при мне рассказывал моему отцу, что даже при сильной волне поповку не качает, а волна перекатывается по палубе».

Поповка Военный флот, Судостроение, История флота, Длиннопост

Н. А. Некрасов говорит о поповке как о символе современной ему России:


Здравствуй, умная головка,


Ты давно ль из чуждых стран?


Кстати, что твоя «поповка»,


Поплыла ли в океан?


— Плохо, дело не спорится,


Опыт толку не дает,


Все кружится да кружится,


Все кружится — не плывет.


— Это, брат, эмблема века.


Если толком разберешь,


Нет в России человека,


С кем бы не было того ж.


Где-то как-то всем неловко,


Как-то что-то есть грешок…


Мы кружимся, как «поповка»,


А вперед ни на вершок.

Поповка Военный флот, Судостроение, История флота, Длиннопост
Поповка Военный флот, Судостроение, История флота, Длиннопост
Поповка Военный флот, Судостроение, История флота, Длиннопост

В Русско-турецкой войне 1877–78 гг. «поповки» поучаствовали вполне успешно... не сделав ни одного выстрела. То есть в боевых рейдах они славы не снискали – турки от этих тихоходов просто удирали. Однако в районы, где несли дежурство круглые монстры с мощной артиллерией, противник сам не совался. Что ж, не та армия (флот) хороша, которая воюет, а та, которой боятся. С этой точки зрения «поповки» задачу выполнили.Броненосцы береговой обороны «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» состояли на службе до 1903 года, после чего их списали на лом. Похоже, с лёгким сердцем: опыт оказался скорее неудачным. Да – эксперимент для чрезвычайных обстоятельств. Но обстоятельства-то изменились! Чего ж дальше экспериментировать?

Несмотря на в целом неудачный эксперимент адмирала Попова, кораблестроение всего мира получило бесценный опыт, основанный на технических решениях этого конструктора. Например, была опробована защита корпуса судна при помощи водонепроницаемых отсеков, а также увеличение подводной части корабля, что в дальнейшем натолкнуло инженеров на мысль о создании булей – выступающих накладок на бортах.