Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Политическое значение сект. В Армении и не только

«За доллары мы хотели купить всё! Мы духовно развращали россиян, демонстрируя, что мы готовы их покупать»

Политическое значение сект. В Армении и не только Политика, Религия, Секта, Цветные революции, Армения, Украина, Длиннопост

Мартин Лютер


Исторически протестантизм возник в Европе в XVI веке в результате раскола католицизма. Родоначальником протестантизма считается Мартин Лютер, который в 1517 году впервые открыто подверг резкой критике ряд положений католицизма. В частности, он отрицал догмат о непогрешимости папы и то, что католические священники являются необходимыми посредниками между богом и простыми людьми. Лютер заявил о необходимости реформации церковного учения, настаивая, что католическая церковь слишком далеко ушла от аскетической церкви апостольских времен. Возникшая на основе идей Лютера отдельная ветвь христианства — протестантизм — вступила в непримиримую борьбу с католичеством, что спровоцировало религиозные войны на территории всей Европы.

В рамках протестантизма существовало множество течений: лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. Позднее в протестантизме оформились новые течения: евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники и ряд других.

Интересующее нас так называемое харизматическое движение возникло в США в 1960–1970-е годы. Именно харизматические секты (иногда их называют неопятидесятниками или неопротестантами), управляемые западными центрами, оказались наиболее активными в «ловле душ» на территории бывшего СССР, где они развернули активную миссионерскую деятельность в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Харизматическое движение имеет некоторые черты, сходные с пятидесятничеством, но есть и отличия. Пятидесятничество возникло в США в начале ХХ века. Пятидесятники первой волны практиковали на своих богослужениях глоссолалии («говорение на языках») — произнесение во время молитвы нечленораздельных звуков. Глоссолалии зачастую соединялись с экспрессивным прославлением бога, включавшим в себя крики и танцы. Позднее пятидесятники отказались от слишком бурного выражения эмоций на богослужениях — так возникли пятидесятники второй волны. Иногда их называют «классическими пятидесятниками».

От пятидесятников в целом харизматов отличает то, что они гораздо более активны в поиске и привлечении новых адептов. У харизматов приветствуется проведение богослужений при большом стечении людей. Известны примеры проведения обрядов «исцеления» на целых стадионах.

Харизматы практикуют глоссолалии, исцеления, пророчества и откровения. В отличие от сдержанных классических пятидесятников, они вновь обращаются к экстатическому опыту пятидесятников первой волны. В ходе харизматических богослужений делается всё, чтобы довести присутствующих до предельной экзальтации: звучат призывы, гимны, стихи, песни, молитвы, раздаются аплодисменты, практикуются танцы, приветствуются плач, смех и крики, люди могут в экстазе кататься по полу. Экзальтированная атмосфера стимулирует переход человека из обычного состояния в состояние эйфории, транса. По ряду признаков такое состояние напоминает опьянение. Достижение человеком состояния экзальтации считается «Даром Святого духа».

По мнению исследователей, люди, посещающие подобные мероприятия, быстро впадают в эмоциональную зависимость от них. Они стремятся чаще приходить на эти мероприятия для получения всё новых и новых порций ярких ощущений. Ведь в состоянии эйфории человек испытывает удовольствие, при этом все возможные проблемы отступают на второй план. Иногда зависимость такого рода может оказаться «заменителем» наркотической или алкогольной зависимости. В каком-то смысле психологическая зависимость тяжелей, ведь большинство людей, страдающих алко- или наркозависимостью, осознает это как нечто негативное, от чего необходимо избавиться, что побуждает их проявить волю к избавлению от вредной наклонности. А в случае обсуждаемой нами психологической зависимости человек фактически приравнивает момент экзальтации к получению божьей благодати.

Важным фактором, который способствовал быстрому завоеванию тысяч и тысяч адептов харизматическими сектами на постсоветском пространстве, стремительно погружавшемся после развала СССР в тотальную разруху и депрессию, стала так называемая «теология процветания» — одна из ключевых «харизматических» доктрин. Эта доктрина сулит обращенным в новую веру быстрое избавление от болезней, материальное благополучие и решение всех личных проблем. В 1990-е годы характерной чертой массовых харизматических евангелизаций, проводившихся на стадионах, было обещание новообращенным быстрого достижения максимального успеха в финансовой и прочих сферах.

При этом каждый член харизматической секты обязан совершать денежные пожертвования в ее пользу. Сбор этих пожертвований ведется обычно либо во время проповедей, либо по установленному расписанию. В некоторых сектах даже определяются персональные размеры пожертвований в зависимости от уровня доходов прихожан. Но в большинстве случаев речь идет об отчислениях в пользу секты десятой доли своих доходов (так называемая «десятина»).

Замечу, что для нашей традиционной культуры, тесно сопряженной с православием, «теология процветания» очевидным образом подпадает под определение греха любостяжания или служения «золотому тельцу».

Вместе с тем харизматы большое внимание уделяют социально-благотворительным проектам. Это главным образом помощь людям с ограниченными возможностями в больницах, работа с беспризорниками, реабилитация десоциализированных слоев общества (преступники, наркоманы, алкоголики). Но и здесь, по мнению ряда исследователей, на первом плане не забота о чьем-то спасении, а забота о приобретении новых адептов из числа таких вот попавших в тяжелую жизненную ситуацию людей, которые зачастую охотно идут навстречу любому, кто принимает участие в их судьбе. А наркотические или алкогольные зависимости этих людей по отработанной технологии можно перевести в психологические.

Таким образом, в мотивационном «меню» харизматических сект практически любой потенциальный адепт может найти что-нибудь привлекательное для себя — от желания просто поправить свое материальное положение, вырваться из нарко- или алкозависимости, до реализации альтруистической потребности помогать другим людям, оказавшимся в беде.

Политическое значение сект. В Армении и не только Политика, Религия, Секта, Цветные революции, Армения, Украина, Длиннопост

Пятидесятники во время богослужения


Исследователи отмечают, что харизматические секты чаще всего имеют жесткую иерархическую структуру подчинения. Например, в видеоинтервью от 19 ноября 2019 года, размещенном на YouTube-канале «ОМАГАД шоу», руководитель российского отделения секты «Слово жизни» Маттс-Ола Исхоел рассказал о том, как решались разногласия между ним и главой организации из Швеции Ульфом Экманом. По словам Маттс-Олы, «было время, когда я не был согласен, сказал это [Ульфу Экману]. И он сказал: „Всё равно [будет] так, Маттс-Ола!“… И тогда я просто принял это как факт».

В мире существует продвигающее «теологию процветания» международное неопятидесятническое «Движение веры», которое также зародилось в США. Проводниками этого движения на постсоветском пространстве стали уже упомянутый мной в предыдущей статье Ульф Экман — главный лидер «теологии процветания» в Скандинавии, основатель входящей в «Движение веры» шведской секты «Слово жизни», а также его помощник Карл-Густав Северин. Два этих шведских миссионера, которые начали посещать СССР еще в середине 1980-х годов, основали на постсоветском пространстве отделения своей секты «Слово жизни». А также установили в СССР контакты со многими людьми, которые впоследствии основали собственные харизматические секты.

Одним из таких контактеров стал Алексей Ледяев, создавший в Риге следующую крупнейшую секту на постсоветском пространстве Церковь «Новое поколение».

Еще одной нашумевшей харизматической сектой стала украинская секта «Посольство Божье» во главе с нигерийцем Сандеем Аделаджей, который, в свою очередь, считается ставленником Ледяева (во всяком случае, эти двое находились в тесном общении).

Таким образом, Ульф Экман в каком-то смысле является «прародителем» трех крупнейших харизматических сект, работающих на постсоветском пространстве.

Во-первых, Экман основал секту «Слово жизни». Напомню, что существующая с 1983 года секта «Слово жизни» имеет в Швеции более 200 филиалов. Ее отделения есть во многих странах мира. На постсоветское пространство она пришла в начале 1990-х годов. А в 2018 году в ходе «бархатной революции» в Армении адепты этой секты фактически стали опорной базой Никола Пашиняна.

Во-вторых, Экман и его помощник Карл Густав-Северин «взрастили» Алексея Ледяева, который, в свою очередь, основал секту Церковь «Новое поколение».

В-третьих, уже Ледяев оказал влияние на Сандея Аделаджу, создавшего секту «Посольство Божье».

Однако в 2014 году Ульф Экман, сыгравший столь существенную роль в развитии харизматического движения, неожиданно совершил крутой поворот — перешел в католичество, причем не просто оставил «Слово жизни», но и публично подверг догматической критике учение и практику этого харизматического движения. В своей книге «Духовные корни» Экман пишет: «Недостаток объективности… заставил меня переосмыслить богословие и практику нашей церкви и задуматься о наших крайностях, упрощениях и богословском невежестве. Этот анализ привел меня к оценке отношения нашего объединения к другим группам и очищению от наблюдавшихся у нас поверхностности, невежества и предрассудков».

Таким образом, сам основатель практически всего харизматического движения, представленного на постсоветском пространстве, считает, что это движение изобилует крайностями, упрощениями, поверхностностью, богословским невежеством и предрассудками.

А теперь вдумаемся. Протестантизм, в лоне которого существует харизматическое движение, возникнув в результате Реформации, всегда жестко оппонировал католичеству. Протестантизма не было бы, если бы он не находился в непримиримых противоречиях с рядом католических догматов. Это противоречие породило европейские религиозные войны в XVI–XVII веках.

И вот один из крупных лидеров харизматического движения объявляет, что переходит в католичество. Что означает этот шаг? Существует ли вероятность того, что Экман реально «переосмыслил богословие и практику» харизматов? Всякое в жизни бывает… Но не будем забывать о том, что когда в XVI веке для борьбы с Реформацией католическая церковь породила орден иезуитов, одной из тактик, применяемых иезуитами, стало их внедрение в протестантские общины для последующего разложения этих общин изнутри.

Правомочна ли, с учетом этого исторического прецедента, гипотеза, согласно которой харизматическое движение «Слово жизни» — это католический «троянский конь» в протестантизме? Если это так, то католическая церковь должна была решить с помощью такого «троянского коня» какие-то «антипротестантские» задачи. Какие?

Перейдя в католичество в 2014 году, Ульф Экман признался, что оказался в лоне католической церкви не «вдруг». Его движение в сторону католической церкви началось пятнадцатью годами ранее, то есть на рубеже 2000-х годов. С этого времени в шведском центре «Слово жизни» постепенно внедрялись внешние элементы служения, стилизованные под католицизм, а Ульф Экман во время проповедей стал всё чаще говорить о «единстве» христиан разных конфессий и проводить идеи, близкие к католичеству. В период с 2008 по 2013 год он организовал для пасторов харизматических церквей постсоветского пространства несколько поездок в Рим, где они встречались с официальными лицами Ватикана и участвовали в католических богослужениях.

Всё это, конечно, породило в протестантской среде острую критику в адрес Ульфа Экмана и обвинения в том, что он хочет увести свою паству в католичество. Однако сам Экман и другие лидеры «Слова жизни» это отрицают. «Харизматическое» дело Экмана по-прежнему живет, он, несмотря на переход в католичество, продолжает открыто встречаться с пасторами секты.

Но если не произошло ни массового перехода паствы Экмана в католичество, ни развала основанного им харизматического движения, в чем тут «приобретение» католической церкви? И не является ли более правомочной гипотеза, согласно которой Экман с самого начала действовал в рамках проекта Ватикана, посчитавшего в 1980-е годы, что решать свои задачи на советской, а затем и постсоветской территории удобнее под личиной неопротестантских сект?

Ведь те же иезуиты, которые поначалу стали ключевой силой Контрреформации, то есть противодействия протестантизму, имеют большой опыт в части решения задач Ватикана «под личиной». Так, для того чтобы сломить после принятия Брестской унии 1596 года сопротивление православных, иезуиты инициировали создание униатского ордена василиан. И дальше вели борьбу с православием под личиной этого униатского ордена.

Политическое значение сект. В Армении и не только Политика, Религия, Секта, Цветные революции, Армения, Украина, Длиннопост

Ульф Экман


Католическая церковь с первых лет существования Советского государства рассматривала коммунизм как своего непримиримого врага. И искала самые разные способы подточить врага изнутри. На «восточном» («русском») направлении не один год работали опять же иезуиты. После Второй мировой войны Ватикан, опасаясь распространения коммунистического влияния на Европу, создал и поддерживал в Восточной Европе антикоммунистическое «религиозное подполье». В том числе он плотно взаимодействовал с польской церковью, которая в 1980-х годах сыграла огромную роль в событиях, фактически запустивших распад социалистического блока.

Да кто только не работал в годы холодной войны против СССР с задействованием (или под видом) религиозных движений и сект! Спецслужбы и разведки каких только стран не разрабатывали данное направление! А после крушения СССР эти движения и секты продолжили свою экспансию уже на постсоветском пространстве.

Вне зависимости от того, что знаменует собой переход Экмана в католичество, факт состоит в том, что сформированное им харизматическое движение развернулось на территории бывшего СССР с большим размахом. И не оно одно. Уже в первые постсоветские годы стало понятно: беспрепятственная деятельность сект и религиозных движений представляет серьезную угрозу для безопасности России, а также для традиционных ценностей, обеспечивающих государственную стабильность.

Кстати сказать, представители западных религиозных движений высказывались по поводу своей деятельности в России с удивительной откровенностью. Например, в середине 1997 года в американском журнале Christianity Today вышла статья-исповедь советского эмигранта, выехавшего в 1977 году в США, протестантского миссионера Майкла Моргулиса. Проповедник сообщил, в частности, следующее: «За доллары мы хотели купить всё! Мы духовно развращали россиян, демонстрируя, что мы готовы их покупать. Мы покупали квартиры, дома, устраивали детей российских функционеров в христианские колледжи Америки, давали взятки». По словам Моргулиса, «миллионы долларов жертвователей тратились на саморекламу, подкуп чиновников. Отчеты были полны обмана, желания выдать желаемое за действительное».

26 сентября 1997 года в России был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ. В пояснительной записке к проекту ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится, что «исследование деятельности зарубежных религиозных организаций в России приводит к выводу, что деятельность зарубежных миссионеров занимает «особое место в ряду антироссийских действий». Еще в годы холодной войны вокруг территории СССР было создано более двух с половиной тысяч «религиозных организаций» (миссий). Большая часть их решала, наряду с религиозными, политические задачи, взаимодействуя в этих целях с соответствующими службами США, Англии, ФРГ, ряда мусульманских стран и др. Значительная часть этих организаций продолжила свою деятельность после распада СССР, но уже на российской территории».

Об этом же говорится в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в которой «культурно-религиозная экспансия сопредельных государств на российскую территорию» отнесена к числу основных угроз национальной безопасности России. Помимо прочего, в Концепции указывается, что «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России… а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».

Отмечу, что в вышеназванных официальных документах об угрозах западного «негативного влияния» заявляет российская власть, которая сама же и поучаствовала в разрушении Советского Союза во имя идеи вхождения России (освобожденной от «обременений» в виде других советских республик) в западную цивилизацию. Вспомним хотя бы ельцинское «Боже, благослови Америку!» во время выступления в Конгрессе США в 1992 году… Как же нагло должен был действовать любимый и ненаглядный Запад, чтобы уже в 1990-х годах вызвать такую ответную реакцию российских властей!

Итак, зафиксируем, что, во-первых, миссионерская деятельность неопротестантских сект на территории постсоветского пространства находилась и находится на политическом острие как продвижения интересов Запада в целом, так и «американских ценностей и американских интересов» в частности.

Во-вторых, на обеспечение этой деятельности Запад не жалеет огромных материальных и финансовых средств.

В-третьих, вся эта деятельность очевидным образом не слишком-то связана с декларируемой заботой о духовной жизни окормляемой паствы.

А теперь предлагаю непосредственно окунуться в конкретику — без этого картина будет неполной. И присмотреться к «подвигам» одной из крупнейших и, на мой взгляд, самых ярких харизматических сект на постсоветском пространстве — украинской секты «Посольство Божье». В 2000-х годах эта секта оказывала серьезное влияние на украинский политикум.

Она была основана в 1994 году нигерийцем Сандеем Аделаджей, получившим журналистское образование в Белоруссии. По некоторым оценкам, в пике число активных членов секты доходило до 30 тысяч человек, а за всю историю через нее прошли более 100 тысяч человек. Зарубежные СМИ оценивали «Посольство Божье» как одну из самых крупных неопротестантских церквей в Европе.

Как уже было сказано выше, по некоторым сведениям, Сандей Аделаджа — это ставленник основателя секты Церковь «Нового поколения» Алексея Ледяева (которого, в свою очередь, выпестовали Ульф Экман и Карл Густав-Северин).

Однако, согласно официальной легенде, Сандей Аделаджа обратился к Богу через проповедь нигерийского пастора Уильяма Кумуйи, увиденную по телевизору.

При этом «духовным отцом» и наставником Аделаджи стал апостол Тофф Улиссис — основатель Христианского центра «Путь, истина и жизнь», расположенного в городе Декатур, штат Джорджия, США. На сайте основанной Тоффом Улиссисом организации AUT, Inc, которая обеспечивает набор услуг «духовного отцовства», говорится, что этот самый институт «духовного отцовства» предполагает не только духовное наставничество и руководство, но и финансовую помощь подопечным, а также снабжение литературой и всеми необходимыми для миссионерской деятельности материалами. «Духовный сын» при этом заключает с «отцом» письменное соглашение, по которому становится подотчетным и берет на себя ряд обязательств. Детали финансовых «отцово-сыновьих» отношений не раскрываются. То есть очевидно, что секта имеет все признаки внешнего управления и подпитки из западного центра. Невольно возникает вопрос: «божье» ли это «посольство»?

В 1996 году секта Аделаджи обзавелась влиятельным прихожанином — бизнесменом Леонидом Черновецким. Тем самым, который позже, в 2006 году, занял кресло мэра Киева. Последовательное восхождение на политический олимп (сначала это была победа на выборах в Раду на мажоритарных участках Киева, а потом победа на выборах мэра) Черновецкому неизменно обеспечивали адепты секты Аделаджи.

Кстати, по словам Сандея Аделаджи, в 2003 году Александр Омельченко, который был мэром Киева до Черновецкого, пообещал секте выделить землю под строительство храма. Но когда мэр затянул с выполнением обещания, «Посольство Божье» организовало в Киеве митинг, на который пришли 17 тысяч человек. В результате мэр выделил «Посольству» 2,3 гектара земли. То есть, как видим, уже в то время секта продемонстрировала серьезное политическое влияние.

Дальше — больше. В 2004 году секта самым активным образом участвовала в «оранжевой революции» на Украине. Адепты и сотрудники секты, а также сотрудники аффилированных с ней финансовых и бизнес-структур ходили на митинги каждый день, как на работу. По сообщениям СМИ, на акции в поддержку Виктора Ющенко, которого сектанты называли «Мессией» и «выбором Бога и народа», в разгар рабочего дня только от «Посольства Божьего» собиралось до 15 тысяч, а вместе с приходившими адептами других киевских сект до 30–40 тысяч человек — этого с лихвой хватало для заполнения майдана вместе с прилегающими улицами.

Всё это делалось с предельной откровенностью. Когда Ющенко занял пост президента Украины, на почетном месте в офисе «Посольства Божьего» было выставлено его письмо со словами благодарности в адрес Сандея Аделаджи за вклад в победу Ющенко на выборах. (Позднее Аделаджа построил отношения с новыми властями и похожая грамота «за активное участие в президентской кампании 2010 года» была выдана ему уже от имени следующего президента Украины Виктора Януковича.) Сразу после победы Ющенко Аделаджа получил украинское гражданство, хотя до этого 12 лет существовал на Украине на птичьих правах (в 1998 году СБУ Украины пыталась даже инициировать высылку пастора из страны, но уже тогда за него вступилось более 70 депутатов из разных фракций Верховной рады).

В 2005 году в журнале «Русское ревью» Кестонского института (Оксфорд, Англия) было опубликовано интервью с пастором московского отделения секты «Посольство Божье» Александром Дзюбой. В интервью Дзюба хвалился большим вкладом украинских братьев по секте в успех «оранжевой революции» 2004 года на Украине, призывал российских коллег перенимать этот опыт и выражал надежду на то, «что российское общество уже в ближайшем будущем открыто заявит о своей гражданской позиции. Церковь не сможет остаться в стороне и будет защищать право граждан на свободные выборы и демократическое развитие. Тогда придет время, и опыт „Посольства Божьего“ поможет в осуществлении „оранжевой революции“ в России».

В разное время членами «Посольства Божьего» становились депутаты Верховной рады и многие чиновники, в частности экс-министр культуры Украины Оксана Билозир. По словам Аделаджи, Юлия Тимошенко до своего первого премьерства регулярно участвовала в проводимых сектой постах и молитвах за благополучие страны. Секта всё время своего существования вела активную и небезуспешную работу по внедрению своих адептов в органы различных уровней власти Украины.

Нельзя также не упомянуть известный факт, когда после бандеровского переворота на Украине в феврале 2014 года и. о. президента этой страны оказался проповедник протестантской баптистской церкви Александр Турчинов. Именно по его приказу против русскоязычных жителей юго-востока страны была начата так называемая антитеррористическая операция (АТО). За свои деяния Турчинов получил прозвище «кровавый пастор».Кстати, баптистская церковь Турчинова — случайно или нет, отдельный вопрос — называется «Слово жизни». Из-за одинакового названия ее часто отождествляют с сектой Ульфа Экмана.

Общую картину о харизматах можно дополнить парой штрихов, касающихся деяний основателя секты Церковь «Нового поколения» Алексея Ледяева. Путь в «харизматическую» жизнь Ледяев начинал со знакомства с одним из «отцов-основателей», помощником Ульфа Экмана Карлом-Густавом Северином. В одном из своих выступлений Ледяев проговорился, что главная цель создания «церкви» — это «стрижка своих овец» и «сдирание с них семи шкур». Из-под его же пера вышел резонансный политический манифест с говорящим названием «Новый мировой порядок», согласно которому политическая власть во всем мире должна оказаться в руках евангелических пасторов.

На одном из совместных с Сандеем Аделаджей харизматических богослужений, видеозапись которого можно найти в Сети, Ледяев кричит буквально леденящим кровь голосом изгибающемуся в экстазе на полу Аделадже: «Ставлю тебя над народами, чтобы разрушать и сокрушать старый порядок, и утверждать новый порядок в этих землях!» Как говорится, без комментариев…

С большим внутренним удовлетворением сообщаю читателю, что Ледяеву с 2002 года и Аделадже с 2006 года «в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства» запрещен въезд в Россию.

Ознакомившись с особенностями харизматического движения и его поступью на постсоветском пространстве, вернемся к Армении и зададимся вопросом: почему секта «Слово жизни» и подобные ей смогли завербовать существенное число армян, с V века ведущих войны за свою традиционную веру и прежде повально приверженных родной Армянской Апостольской Церкви? Каким образом в Армении могла состояться такая многочисленная уличная поддержка «бархатной революции» во главе с лидером, открыто проклявшим своих предков и свою историю?

Я убежден, что это частное армянское самоотречение является одним из звеньев в общей цепи самоотречения народов СССР, повлекшего за собой распад великой красной империи. В угоду материальному было отброшено всё нематериальное, мешающее «развернуться» инстинкту приобретательства: история, культура, идеология, вера… Именно этот сброс концептуально оформляет Пашинян в своей статье «Забыть героическое прошлое». Ведь когда он говорит, что предки якобы не оставили никакого наследства, то под наследством он понимает буквально собственность. Он говорит, что не нужна армянам какая-то там гордость за подвиги и жертвы во имя веры и земли (самопожертвование совсем не совместимо с приобретательством). Не надо нам самоуважения! Дайте собственность!

Эту сакральную для либерально-западнического меньшинства мысль мы встречаем постоянно под разными соусами. Как в виде знаменитого лозунга украинского майдана: «Я не хочу в ТС! Я хочу кружевные трусики и в ЕС», так и в виде серьезно обсуждаемого этой публикой вопроса: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» (или столь же серьезно обсуждаемого тезиса, согласно которому «если б мы проиграли войну, то сейчас пили бы баварское пиво»).

Дихотомия смыслов, заложенная в этих ярких высказываниях, взятых из нашей современности, расставляет всё по своим местам и выявляет ту точку, где сходятся пашиняновские и неопротестантские вожделения.

Где здесь подлинное нематериальное — свобода, героизм, самопожертвование во имя своей земли и своего народа? В «ТС» (читай условно «русский мир») и в защите Ленинграда от фашистов любой ценой.

А где вожделенные «кружевные трусики», «баварское пиво» и в целом «потребительский рай» без всяких там жертв? В ЕС, в сдаче Ленинграда производителю баварского пива — немецко-фашистскому западному захватчику, в обмене национальной идентичности на универсальную западную «теологию процветания», якобы благословленную Богом и обманчиво сулящую не только потребительский рай, но и рай как таковой.

Эта подкупающая идея материального процветания была вброшена в армянское общество в самый «подходящий» для этого момент — момент перестроечного смятения, внезапного смыслового вакуума, обрушившихся на республику бед в связи со Спитакским землетрясением и нищетой, разразившейся после распада СССР.

Напомню, 7 декабря 1988 года в Армении произошло разрушительное Спитакское землетрясение, охватившее около 40% территории республики. В результате погибли, по разным данным, от 25 до 45 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, 514 тысяч человек остались без крова. Город Спитак и 58 сел были разрушены до основания, частичному разрушению подвергся 21 город и еще около 300 населенных пунктов. Тогда спасать Армению приехали 45 тысяч строителей изо всех союзных республик. Но после распада СССР эти работы были прекращены, и на всё это наложилась нищета, пришедшая в постсоветскую Армению. И по сей день в республике есть потерявшие во время землетрясения свои жилища семьи, которые вот уже более 30 лет продолжают проживать в наскоро сколоченных бараках. С распадом СССР в домах жителей Армении пропали горячая вода и отопление, а электричество давали по часу в сутки. Люди отапливали дома всем, чем могли. Армения стала единственной из бывших советских республик, где хлеб выдавали по карточкам.

Именно в этот момент в республике появились хорошо финансируемые из-за рубежа западные миссионеры, предложив армянам способ забыться в эйфорическом экстазе и с «божьей помощью» решить все свои проблемы. Армянская Апостольская Церковь в это время не могла составить существенной конкуренции западным миссиям, находясь в столь же бедственном положении, что и весь армянский народ. И, конечно же, многие в этих условиях купились на лукавые сектантские посулы.

В заключение хочется выразить надежду на то, что армянский народ с полной ясностью увидит причины произошедшей с ним катастрофы, с достоинством найдет выход из нее и выработает надежный иммунитет по отношению к пытающемуся разрушить его изнутри мещанскому, рядящемуся в сектантские одежды, недугу. В равной степени надежду свою я возлагаю и на русских, украинцев, грузин и прочие народы, потому что где-то в большей, а где-то в меньшей степени, но это наш общий недуг и грех, требующий искупления.


(с)пёрто https://rossaprimavera.ru/article/3a8caa08