Покупка автомобиля с аукционов Японии. Часть 1: Теория

@Treazilge спрашивали - отвечаю)

Покупка автомобиля с аукционов Японии. Часть 2: Практика


Набивая текст, я в итоге решил разделить пост на два блока:

1. Немного теории о японских аукционах и машинах на них
2. Непосредственное описание процесса выбора посредника/поставщика, нюансы работы, сроки и т.д.
******************************************
Итак, вы решили заказать машину с Японии.
По большому счёту вам просто нужно найти надёжного посредника: частника, либо компанию и вас подробно проконсультируют по всем нюансам, подробно расскажут все процедуры и сориентируют по срокам. Но, тем не менее, некоторые знания матчасти вам не повредят.

1. Начну, пожалуй, с самого распространенного и самого глупого стереотипа, что японцы настолько богаты, что могут себе позволить менять автомобили чуть ли не каждый год, а мы подбираем за ними объедки.

И, сразу же, рождается второй стереотип: раз японец может купить себе новую машину через пару лет, то следить за ней он не видит особого смысла, отжигает на все бабки, а потом скидывает на аукционе и берёт другую.

Оба тезиса - полнейший бред.

В Японии, как и везде, существуют и бедность, и средний класс, и богатые. А также существуют внутренние рынки б/у авто, комиссионки и прочее. Последние, кстати говоря, выкупают не маленькую часть аукционных авто. Японцы покупают у японцев, чтобы продать японцам, да-да. Мало похоже на байку, что там всё лакшери а у нас помойка?

Теперь по поводу общего состояния автомобилей.

Японцы обязаны проходить тех. осмотр 2 раза в год.

И это не наш ТО, где "давай пятихат и покури минут 10 за дверью, потом бумагу заберёшь". У них всё очень строго и дотошно. Допускаю, что может и есть у них шаражки, где ТО пройдёт любой драндулет. Возможно, в некоторых локациях за ТО банально не следят. Но это лишь предположения. Ни в сети, ни в общении с поставщиками подтверждения этому я не нашёл.

Вообще поставщики крайне скудно и неохотно делятся информацией о том, как и что работает на Японском авторынке и аукционах. Оно и понятно: если слишком много распространяться, то люди могут начать выходить на аукционных брокеров в Японии сами и делать ставки напрямую.

Поставщики ставят довольно скромную комиссию за свои услуги, 30-50 тысяч, но на деле имеют конечно больше, поскольку вы знаете стоимость всех движений в Японии только со слов поставщика. Никто при этом не отменяет откаты и проценты от сделки.

С вашей стороны выглядит всё кристально честно: вы оплачиваете инвойс в йенах, деньги уходят в Японию, поставщик вообще как будто не при делах, но при этом у поставщика с брокером может быть заключён вполне себе прозрачный договор, что с каждого найденного покупателя, оплатившего инвойс, брокер возвращает 10%, скажем. Брокер же в свою очередь в два раза (условно) завышает в инвойсе цену на доставку до порта и прочие расходы.

Ну да ладно, это всё не нужная лирика, в целом, и просто мои наблюдения.

Если задаётесь вопросом "а можно ли ещё дешевле?" - да, можно, но вам придётся искать все контакты и наводить мосты с Японией самостоятельно.

Ну и если наткнётесь на какого-то наглого и хамоватого поставщика, который в какой-то момент начнёт приводить довод "да я с этого всего тридцатку имею, чё вам надо?" можете смело в хуй его послать словами "мне то не лечи, Вася, или работаем нормально или возвращай бабки и я работаю с другим".

2. О строгости аукционов и оценках автомобилей.

Изучая самостоятельно информацию про японские аукционы, люди как правило, приходят к убеждению, что машину нужно искать непременно на "строгих" аукционах, по типу Хонды или Тойоты. Также, после чтения и просмотров различных гайдов, люди начинают требовать от поставщиков, чтобы машина была непременно с юга Японии, а лучше с центра, ибо на юге "топляки" на севере "гнильё", и так далее. Этим же спекулируют и автодельцы.

Наверняка видели объявления в духе "в пути авто со строгого аукциона, пробег по югу Японии" и т.п. И цена на это авто несколько выше аналогичного, где нет пометки о строгости и информации о местонахождении.

Так вот, строгость аукциона это весьма условное понятие. На любом аукционе стандарты осмотра выставляемого автомобиля +- одни и те же, т.е. в любом случае это проверка на участие в ДТП, проверка сервисной книжки и сравнение информации в ней с шильдиками под капотом, проверка "шоб горело, всё что должно гореть", внешний осмотр состояния кузова, узлов и агрегатов и небольшой тест-драйв (буквально заехать с парковки в бокс осмотра).

Подразумевается, что если у хозяина есть действующий ТО - машина технически исправна. Если при движении выявляются посторонние шумы, то отметка об этом будет сделана в аукционном листе, но при этом на дополнительный ТО машину отправлять никто не будет.

Исходя из осмотра машине выставляются оценки:

- состояние кузова (А - лучшая оценка, Е - худшая)
- состояние салона (А лучшая, Е худшая)
- Общая оценка от 1 до 5, где 5 лучшая оценка.

При этом существуют оценки:

S и 6 - это авто в состоянии нового, небольшой возраст (для S не старше 12 месяцев, для 6 до 3 лет), минимальный пробег, идеальное состояние. В общую шкалу я их не включил, поскольку ликбез посвящён возрастным автомобилям с пробегом.

R - авто был в зафиксированном ДТП и отремонтирован после него. Повреждения могут быть совсем не значительные, ремонт выполнен производителем, но всё равно машина получит эту оценку. Более тяжёлые случаи получают оценки RA, R1, RB, но на них заострять внимание не буду, они не стоят внимания.

Экстерьер, то есть состояние кузова, фар и стёкол оценивается по наличию вмятин, царапин, трещин, коррозии, яркости краски, следам ремонта, соответствию оттенка краски на элементах. Отдельно отмечаются замены элементов не зависимо от их состояния.

Салон оценивается по чистоте, наличию повреждений обивки салона и сидений, состояние ковриков, состоянию панели приборов, руля, клавиш, накладок и декалей.

Все выявленные недостатки отмечаются на диагностической карте соответствующими условными знаками, либо кратко описываются в комментариях. Не буду останавливаться на расшифровке знаков, в интернете и без меня множество хороших статей по запросу "как читать аукционный лист".

По итогу осмотра выставляется итоговая аукционная оценка, вот тут и начинаются различия по условной "строгости".

Один аукцион может посчитать деталь с вмятиной размером с перепелиное яйцо как элемент требующий ремонта, а другой оценит как незначительный дефект.

На одном аукционе замененный элемент посчитается основанием для снижения оценки на балл, даже если он выглядит идеально и менялся производителем по страховке, на другом этот элемент отметят на карте, но оценку снижать не станут.

На "строгом" аукционе могут занизить оценку за одно пятнышко на потолке салона, на обычном же могут закрыть глаза на мелкий мусор на полу, который легко уберётся пылесосом.

Не редки случаи, когда авто с низкой оценкой выкупается на "строгом" аукционе, перегоняется на обычный, получает более высокую оценку и продаётся дороже. На мой взгляд это всё не более чем игра на чувствах покупателя, желающего приобрести самый лучший автомобиль.

Поскольку мы ведём речь о машинах в возрасте, то нас интересует диапазон 3,5 - 4 балла, либо R, т.е. недостатки будут в любом случае и, лично на мой взгляд, намного важнее общее состояние кузова и дефекты, указанные в комментариях письменно, чем грязь в салоне, с которой любая химчистка справится на ура.

За время поисков лотов и анализа аукционных листов мне попадались машины с оценкой "4" на "строгом" аукционе и при этом в комментариях были указаны подтёки масла в области двигателя. При этом источник этих подтёков не указывается и остаётся лишь гадать, бежит ли масло из под прокладки крышки клапанов или просто неаккуратно меняли и чуть плеснули мимо горловины. В такую лотерею мне играть не хотелось, поэтому эти лоты я пропускал.

Стоит упомянуть также, что большинство царапин и вмятин на кузове, отмеченных в диагностической карте, вы сами, возможно, даже не найдёте. Аукционы дорожат своей репутацией, поэтому при осмотре сотрудники лучше поставят повреждение, если сомневаются есть ли оно, чем не укажут что-то, покупатель обнаружит не отмеченный дефект и закатит грандиозный скандал.

И если зарубежный покупатель даже не будет связываться из-за одной лишней царапины, то японец напротив постарается взыскать по полной. Такие риски аукционам не нужны, поэтому дефектовка идёт на грани паранойи.

Кстати, именно по этому, абсолютно на всех автомобилях в возрасте вы увидите отметку "царапины" на лобовом стекле. Его сложно осматривать и можно легко пропустить царапку, которую видно лишь под определенным углом зрения, проще поставить отметку не рискуя.

3. Про север и юг Японии.

Традиционно считается, что на юге Японии зимы как таковой нет, поэтому не используются реагенты для обработки дорог от обледенения. Но при этом там чаще происходят тайфуны и цунами, что повышает риск затопления машин. В целом, это соответствует действительности.

И да, на аукционных картах машин с севера Японии мы чаще можем увидеть страшную отметку "следы коррозии".

Что мы представляем при этом? Правильно, соседскую тойоту, у которой дыры вместо крыльев и порогов, лонжероны, рассыпающиеся при нажатии, а пол держится за счёт ковриков...

А если ещё пару однотипных историй из интернета прочитать, как "купил машину с севера Японии и через три года она превратилась в гнилую тыкву"...

Что ж, коррозия это действительно не приятно, но как вы думаете, какой дефект поставят в карте на элементе, если он съеден ржой насквозь? Правильно "требуется ремонт".

Метка "следы коррозии" как правило, означает что покрылись налётом крепёжные элементы, возможно присутствует коррозия на элементах подвески, выхлопной системе, тормозных барабанах и т.п.

На кузове коррозии может не быть вовсе, либо присутствует в том виде, который мы называем "жучками".

Как бы там ни было, стоит помнить также о качестве применяемых реагентов, частоте их использования, а ещё о том, что в Японии хорошо развит общественный транспорт и зачастую автовладельцы предпочитают оставить машину дома в снежные дни.

Зато в автомобиле с севера Японии вы скорее всего обнаружите бонусом комплект зимней резины, а также зимний пакет опций: дополнительный обдув печки, подогрев руля, сидений, зоны покоя дворников.

Автомобили с юга и центра страны, в основном, представлены в базовой комплектации, без дополнительного комплекта колёс.

Истории про утопленников с юга в основном тянутся своим началом к приморью. То есть их завязка звучит так "Приехал на рынок, выбрал машину, оказался топляк, аукционный лист поддельный". Смекаете? То есть человек не сам выбрал лот на аукционе и дождался его, а приобрёл автомобиль без пробега по РФ уже в России у кого-то с рук.

Вероятнее всего утопленный автомобиль приобретался с аукциона Японии с соответствующей пометкой "был затоплен" за копейки. Затем, после прибытия в Россию следы подтопления скрылись, аукционный лист взяли от другого автомобиля, отредактировали и выставили под оценкой "4".

Виноваты ли в этом аукционы? Нет.

Ещё раз повторюсь, репутация много значит для владельцев аукциона. "Топляки" выявляются и помечаются. Вариант, что японец скрыл следы подтопления маловероятен, поскольку такая махинация обойдётся ему по стоимости намного дороже, чем он сможет продать автомобиль.

Это не наш отечественный вариант "накрасить губы за полтинник и найти лоха". Японцу проще сдать "топляк" в пакистанскую комиссионку, где не гнушаются ни разбитыми в тотал машинами, ни топляками, ни погорельцами и получить какую-то копейку, чем пытаться обмануть аукцион и поиметь проблемы, если факт сокрытия выявится.

На этом заканчиваю теоретическую часть, буду готовить вторую, непосредственно касающуюся процедуры выбора автомобиля и нюансов сделки. Пока вторая часть готовится, буду мониторить вопросы в комментариях и постараюсь дать на них ответ в следующей части.

Спасибо за внимание!