Покупатели виноваты в растущих ценах?

Вот это мы дожились. Часто слышу от разных людей, что в росте цен виноваты те, кто поддаётся панике и раскупает какие-то товары. Мне кажется, что такое мнение - следствие популяризации эльфийской (в смысле сказочной) теории рыночной экономики.

Как это работает?


1. С точки зрения этой сказочной экономики всем управляет баланс спроса и предложения, или отношения покупателя и продавца, как участников рынка. Иными словами, покупатель хочет купить дешевле, а продавец - продать дороже, и где-то посередине они должны сойтись в цене ко всеобщему удовольствию. Допустим эта система действительно так и работает и если покупатель отказывается покупать по высокой цене, то продавец вынужден будет продавать по более низкой. Сказочная экономика на этом и основана.


И вот тут сразу в голове приверженцев того, что в росте цен, виноваты покупатели должен бы возникать вопрос о роли продавцов в процессе, ведь участников то строго двое. Когда покупатель начинает яростно покупать, продавец, радостно хохоча, начинает поднимать цену, чтобы продать как можно дороже. То есть, если искать виноватых, то виноваты обе стороны, так как каждая преследует свои интересы в полном соответствии со сказочными принципами.

Покупатель хочет купить сегодня дешевле, так как опасается, то завтра будет дороже, а продавец, стремясь получить большую выгоду - повышает цену. То есть если уж обвинять покупателя, то в равной степени, в реалиях сказочной экономики в равной степени, нужно обвинять и продавца (здесь и далее - не продавца в магазине, конечно, а того, чей склад с сахаром), в конце концов, именно он перерисовывает ценник. Ведь продавец мог бы продавать за ту же цену и повышать свою прибыль просто за счёт увеличивающегося объёма продаж (если бы эльфийская экономика работала, но что-то я нигде, даже на губернаторских ярмарках не вижу сахар по 55 рублей).


2. И вот тут мы подходим к тому, что работает всё как-то не так. Ведь продавцу можно было бы не повышать цену, а получить сверхприбыль просто за счёт увеличения объёма продаж. Но в реальной экономике такого не происходит. Потому что в реальной жизни покупатель и продавец не равноправные участники рынка. Если продавец не продаст, то он недополучит денег, за ним стоит склад продуктов, а если покупатель не купит, то недополучит калорий и помрёт, за ним стоит семья, которую надо кормить, грубо говоря. В реальной экономике покупатель не видит баланса между спросом и предложением, а видит постоянно растущие цены и баланс между работой с утра до ночи и зарплатой за неё, которой как раз хватает на существование. На деле, грубо говоря, баланс спроса и предложения такой: сколько денег может заплатить покупатель в месяц (условному продавцу), чтобы как-то обеспечивать своё существование в течение некоторого времени (пока будет способен работать), достаточного для продолжения рода (чтобы было кому работать дальше). Ведь если никто не будет работать, то у продавца не будет чего продавать))


3. Дошли до необходимости работать, начинается самое интересное. Ведь покупатель работает не на себя, а на продавца, обеспечивая продавцу наличие того, что можно будет продать. Собственно, продавец (владелец склада с сахаром) тоже работает – организует доставку и хранение. То есть у нас получается, что все работают, производят какие-то продукты, но обмениваться ими не могут и продукты оказываются на чьём-то складе. И этот кто-то уже решает по какой цене их продавать тем, кто их и произвёл! А классификация на участников процесса в сказочной экономике происходит по принципу покупатель/продавец (спрос/предложение), а не по каким-то признакам, имеющим отношение к произведённому продукту.