Поездка в Финляндию.

Вернулся из велосипедного путешествия по Финляндии, который буквально перевернул мое отношение к финнам.



Маршрут проходил по финской провинции, дороги — грунтовые. Ночевки — вне кемпингов. Не многие знают, но вставать с палаткой в Финляндии можно везде. Граница и таможня на велосипеде проходятся за пять минут без очереди (Привет, автомобилисты!). Сразу от границы начинаются велодорожки, но дальше в деревенской части страны асфальта и прочих удобств нет.



О финской дорожной инфраструктуре написано много, как и о самих финнах, которые в разных «Особенностях национальной рыбалки», да и в нашем сознании в основном предстают некими неотесанными, пьяными увальнями. А любая страна — это люди, вот они-то меня и удивили. Вот несколько эпизодов интересных с культурологической точки зрения: мы приехали в музей деревянного зодчества в Иматре, но облом, он оказался закрыт до июня. Встретили хозяина, возившегося с машиной. Он открыл музей — все избы старые финские с деревенской утварью, приветливо сказал: «Смотрите» и ушел обратно в машину.



Ни слова о деньгах и никакого страха за драгоценное музейное имущество, как в наших Кижах и прочих музеях, где в каждой комнате по смотрителю.



Вторая история: девушка, торговавшая мороженным, заметила, что мы рассматриваем карту и подошла узнать, все ли в порядке. И когда не смогла нам помочь, закрыла свой киоск (!) и решила позвать маму, сидевшую неподалеку, чтобы та подсказала. Пришла мама, которая говорила немного по-русски, и помогла и даже откуда-то принесла и подарила более подробную карту. Вроде мелочи, да? Но приятно.



Но и на этом наш культурный экспириенс не закончился. Уже под ночь, проехав более 80 километров по сельским дорогам, в районе Суокумы нам никак не удавалось найти выход к озеру. Слишком много тропинок и тропок. Решили ловить редкие в этих местах машины, чтобы спросить дорогу. Остановилась первая же (!) машина. Водитель — голый по пояс рыжебородый финн, а с ним его миловидная подруга. Мы объяснили проблему, что хотим переночевать у озера, вдали от людей и ближе к воде. Проблему они поняли. Стали пытаться чертить карту. Не получилось. Попросили подождать десять минут. Уехали и что вы думаете — вернулись на велосипедах!! И проводили нас несколько километров по лесным дорогам к озеру. Эта пара живет на хуторе и разводит лошадей. Мы видели прекрасных коней в поле неподалеку.



Ну и последняя история: после утренних шестидесяти километров под палящим солнцем, мы попросили воды у одного из фермеров, работавших в поле. Фермер не отрываясь от работы указал рукой на свой дом: «Идите и налейте на кухне». Офигеть! Думаете, это мелочи? Но это ведь ни какая-то там Германия, это Финляндия здесь под боком, рядом с русской границей, и как другая планета!



Каким образом? Почему так? Находясь там, я постоянно задавал себе эти вопросы. И мой внутренний патриотизм и мою национальную гордость постоянно подтачивало мерзкое чувство несостоятельности и ущербности.



Вот та же природа по обе стороны границы, те же березки, сосенки, каменистые склоны и болота. Конечно, северная природа не самая удобная для взращивания разных культур и животноводства (так у нас обычно оправдываются), но в Финляндии поля распаханы, везде хутора с прекрасным хозяйством. Люди разводят лошадей, кто-то коз и коров. Везде почтовые ящики со свежими газетами.



Дома не заперты. Чистота на дорогах – ни мусора, ничего. У каждого озера лодки и домики для барбекю общего пользования. В городах покрупнее велодорожки, никак не пересекающиеся с автомобильными.



Полицию за всю поездку мы не видели ни разу. Общее ощущение, что явно нация взяла и сделала все под себя, для своего кайфа и удобства. Природа не угроблена – за одну короткую поездку можно увидеть зайцев, лис, сов. У нас, к примеру, за десять лет я один раз только встретил лису. Зато полицию с многочисленными КПП в приграничных областях встречаю постоянно. Пять раз проверяли паспорт, начиная с Лесогорска. Интересно, зачем? Два раза пытались сознательно напугать или сбить на машине. Натравливали собак.



Я уже ничему не удивляюсь, много лет путешествую по России. Но к иллюстрации рассказа о Финляндии приведу несколько коротких свежих эпизодов «российского гостеприимства» (из множества) за этот только-только начавшийся велосезон.



На майские ездили недалеко от Хийтолы по северному берегу Ладоги, увидели пожар в полях и одиноко стоящий домик, к которому подбирался огонь. Поехали по дорожке к домику предупредить о надвигающейся опасности. Выбежала бабка и не дав нам рта раскрыть сразу: «Что вы тут забыли? Это дорога не проезжая. Убирайтесь вон!!!». Сказали, что предупредить о пожаре за домом. Поджала губы: «Посмотрим. А вы уезжайте».



Второй эпизод: прокололся, отстал от товарищей, пытался застопить машину, чтобы уточнить маршрут. Я простоял час, проехало мимо около сорока машин, прежде чем остановилась раздолбанная девятка, и та с ветераном войны, глухим на одно ухо, который все-таки помог.



И третий эпизод: под Каменогорском — выехали из дичайшего леса к какой-то усадьбе с фонтанами и с красивым домом — решили спросить о том, куда дальше ведет дорога — выскочил жирный хозяин со свинячими глазками, в которых так и читается вечный застрявший страх, что вот даже спрятавшись в этой глуши с наворованными деньгами, его рано или поздно найдут и спросят «Откуда?».



И конечно из его глотки вырвались вместо приветствий сразу угрозы: «Что вы тут ездите? Сейчас собак спущу. Пошли вон!». Вот такой вот контраст, вот такое «гостеприимство». Вот из-за этого, путешествуя по Финляндии, я думал в основном о нашей с вами родине.



И когда ехал обратно, уже в Ленинградской области, по-другому смотрел вокруг — на эти свалки, мусор, разруху. Обращал внимание, что нет ни одного вспаханного поля по дороге. В основном или пустые деревни или грязнущие заводы и комбинаты (привет Светогорск!) или частные дома с припаркованными джипами и высоченными заборами, вокруг которых свалка из мусора, валяющихся шин и прочей нечисти.



Все подходы к озерам загажены так, что страшно подойти. А чаще не подойти по другой причине — все озера и даже весь север Ладоги нелегально застроены. У всех собаки и джипы. А места общего пользования с таким количеством мусора, что сколько мы не пытались его вывозить на своих велосипедах, иногда таща по три дня мусорные мешки — этот мусор не иссякаем. Что говорить, если даже таможенная, еще закрытая, территория с русской стороны в Брусничном — загажена так, что словами не описать.



Вот и вопрос: как с этим жить?


--------------------
Взято с ВК.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас придут убеждать, что всё не так радужно у них и вообще мисс Хельсинки2к17 ниггерша. Вот.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Конечно.
Пусть автор сравнит с московской областью.
Сравнили перефирию 500млн европы и ипиня страны с плотностью 1чел на км.
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ладно.. Специально для тебя.
Решил посмотреть остальные города.
Залез в Википедию,и нашёл случайный город в Финляндии с 12.000 населением.
Потом нашёл город в России,с таким же населением.

Решил посмотреть Google Картинки - Результат на лицо.

p.s.
Финляндия - г.Лиекса
Россия - г.Балей


раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В московской области?
Ты видимо не понимаешь причины.
Почему мерседес премиум класса стоит 6кк а хёндай солярис 600тыр?
С китаем сравни лет через 30ть. Думаю вся европа будет туда ездить как ты сейчас в европу.
Есть прямая зависимость экономики, плотности населения и климота.
Да финдляндия переферия этой системы, но это 700 млн конгломерат который находится в очень удобном климате.
Автор поста оценил этот комментарий

Я вам сейчас расскажу интересное :)


В Финляндии хуторная система, и город 12к это как бы центр куда съезжаются на шопинг и рекреацию со всех прилегающих хуторов. Даже адрес улицы в городе может закончится за сотню, другую км домом номер 1675 ;)


По этому да, в маленьком Йоэнсуу будет и Университет, и Ипподром, и ботанический сад.  

Но это в том числе и из-за хуторной системы. Иначе Финляндия обезлюдела бы и одичала (если бы из хуторов пришлось на шопинг и обучение ехать в Хельсинки за 1000км ;)

А у нас это моногорода вокруг одного производства, мало того зачастую обанкротившегося в 90е


Но я не доказываю, что там плохо, там отлично все устроено, но это специфика страны с маленьким количеством населения размазанного по лесной территории.


С другой стороны, в той же Кондопоге, городок маленький, даже после распада СССР сделали и Ледовый дворец, и Органный зал )))


Так что все это от денег зависит… сейчас вот в Карелию начали бабло вливать, дороги вылизывать, туризм попер, и внезапно  местами стало даже круче чем в финке. Со временем если развитие продолжится, будет картинка. (Опять же Финляндия порушила много связей торговых и деловых с РФ, и не очень понятно насколько это скажется на их экономике в дальнейшем.


И да повторюсь, я не умаляю их развитие инфраструктуры и экономики. Молодцы. Но есть кардинальные различия, есть исторические предпосылки…


Есть канал парня который уехал в Финляндию жить, так вот он в одном ролике вспоминал свое село в Карелии, и сказал, что в СССР у них на поля были асфальтовые дороги проведены…

Такие дела… у нас ещё 20 лет назад былкатаклизм уровня дефолта, финны жили мирно довольно давно, и даже войны начала прошлого века не затронули их территорию сильно. Они быстро сдавались/переобувались )))  

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку