Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота

К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 «Кит», все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Именное наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход

Первая советская атомная подводная лодка – К-3 «Ленинский комсомол» – подняла военно-морской флаг  1 июля 1958 года. Три дня спустя она первой в Советском Союзе дала ход под главной энергетической установкой – ядерным реактором, а через четыре года впервые в СССР всплыла из-подо льдов на Северном полюсе.

Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход

Конструкторы АПЛ:

Главный конструктор: В.Н. Перегудов (СКБ-143).

Научный руководитель: А..П. Александров (академик ИАЭ, оставался руководителем атомной темы всех последующих проектов АПЛ).

Главный конструктор атомной установки: Н.А. Доллежаль (академик НИИ Химмаш).

Паротурбинной установки: М.А. Казак (Кировский завод).

Реакторы:

В.Д. Максименко (ГМЗ - Горький).

И.И. Африкантов (ОКБМ - Горький).

Ю.И. Кошкин (ОКБМ - Горький).

Электрооборудование:

А.В. Мозалевский ("Электросила").

Радиоэлектроника:

Н.А. Чарин (НШ-49).

Навигационное оборудование:

Э.И. Эллер (МНИИ-1).

Гидроакустика:

Е.И. Алдышкин (НИИ-3).

Регенерация воздуха: В.С. Шпак (ГИПХ).

Сталь (металлургия):

Г.И. Копырин (Институт металлургии и сварки).

В.А. Горынин (Институт металлургии и сварки).

Архитектура корабля: К.К. Федаевский (УАГИ), В.И. Першин (УНИИ-45).

Ядерное оружие: А.М. Борушко (НИИ-400).

Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход

Подводная лодка К-3 в походе

Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход

К-3 в доке

Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход

Выход экипажа К-3 на лед на Северном полюсе, июль 1962 года. На переднем плане — руководитель похода командир 1-й Краснознаменной флотилии подводных лодок Северного флота контр-адмирал Александр Петелин.

Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход

Подводная лодка К-3 в море.


По понятным причинам первой в Советском Союзе атомной подводной лодке пришлось быть не только объектом для испытаний различных технических нововведений для атомного флота. Ей довелось на своей стальной шкуре проверять возможности ядерных субмарин. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами – сначала под кромкой, а потом и под серьезным паковым льдом, в итоге дойдя до Северного полюса.

Это был третий дальний поход лодки К-3, состоявшийся 11-21 июля 1962 года. Прежде всего экипажу лодки предстояло подтвердить, что она и подобные ей корабли способны на длительные походы подо льдами. Кроме того, советским морякам предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность. Все задачи были выполнены успешно, за 178 часов лодка прошла в подводном положении 1294 мили и трижды – 15, 18 и 19 июля – всплывала почти точно на полюсе. Это было не просто достижение: таким образом советские подводники подтвердили, что арктические льды не станут препятствием для атомных ракетных подлодок. А это означало, что при необходимости нанести ракетный удар можно и оттуда, существенно увеличив ударную дальность ракет. Таким образом, восстанавливался паритет, нарушенный в марте 1959 года, когда первое в мире всплытие на полюсе совершила американская лодка «Скейт».

Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход

Экипаж подводной лодки К-3 на Северном полюсе. В центре группы в фуражке с белым чехлом — командир лодки капитан второго ранга Лев Жильцов, получивший по итогам этого плавания звание Героя Советского Союза.


Одними успехами служба К-3 «Ленинский комсомол», конечно, не ограничивалась. И хотя печальный счет авариям на советских атомных субмаринах открыла не она, а первый атомный ракетоносец К-19, события 8 сентября 1967 года привели к самым тяжелым на тот момент последствиям. Лодка уже заканчивала боевую службу в Норвежском море, когда в первых двух отсеках случился пожар, унесший жизни 39 моряков. Пострадал и остальной экипаж, когда, чтобы не допустить взрыва торпед, командир приказал уравнять давление в отсеках, и из первых двух внутрь лодки хлынул отравленный продуктами горения воздух. В итоге лодке пришлось возвращаться на базу в надводном положении. Позднее в ходе следствия выяснилось, что причиной трагедии стала то ли жадность, то ли глупость кого-то из рабочих, во время планового ремонта заменившего медную прокладку на гидравлической системе высокого давления на паронитовую (смесь асбеста с пластиком).

Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход

Атомная подлодка «Ленинский комсомол» на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске, 2010 год.


Несмотря на периодические проблемы, связанные с тем, что лодка эксплуатировалась в тяжелейших условиях, К-3 оставалась в боевом составе флота до октября 1987 года – почти три десятилетия! За это время она шесть раз выходила на боевые службы и за 14 тысяч ходовых часов прошла в общей сложности почти 129 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнула Землю по экватору. После того как подлодку окончательно списали, она долгое время ожидала решения своей участи. Из первого советского подводного атомохода хотели сделать музей, подобно тому, как стал музеем атомный ледокол «Ленин», но у Минобороны долгое время не было на это средств. И лишь осенью 2020 года было окончательно решено, что подлодка «Ленинский комсомол» перейдет на вечный прикол в Кронштадт, где станет главным элементом Музея военно-морской славы. Она это заслужила.

Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход
Подводная лодка К-3. Первый атомоход советского флота СССР, История, Корабль, Подводная лодка, Сделано в СССР, Длиннопост, Атомоход

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу