Почему стоит избегать заказа цветов в крупных компаниях-доставках (и несколько советов, как быть, если букет уже привезли)

Хотел подготовить короткую статью о плохой компании, но получился лонгрид с историей, примерами и некоторыми рекомендациями, которые помогут либо предотвратить негативный опыт, либо добиться некоторой справедливости. «Некоторой», потому что, к сожалению, законно удовлетворить расстройство от испорченного праздника или сюрприза, а может быть и единственного события в жизни, практически невозможно.

Итак, к семейному торжеству я заказал букет в компании, которая занимается продажей и доставкой цветов - Русский букет. Далее в тексте всё равно будут и сриншоты с водяными знаками, и отсылки к сайту, и выдержки из текстов, а поэтому как-то вуалировать или скрывать название компании, с таким отношением к клиентам и важным моментам в их жизни, не имеет смысла. Отмечу, что некоторые «особенности» ведения бизнеса, исходя из Оферт и отзывов, с которыми я ознакомился, присущи всему рынку крупных доставок цветов, в целом.

Заказ сделал утром 13 августа с доставкой на утро 14 августа, за сутки, чтобы заказ прошел спокойно, без суеты и с возможностью предпринять меры, если что-то пойдет не так. (заметьте, история никак не привязана к датам «повышенного спроса»). Понимая, что ситуации бывают разные, а мне нужны именно определенные цветы, я воспользовался функционалом сайта и выбрал вот такой пункт при заказе и он отобразился в подтверждении, пришедшем на электронную почту.

Почему стоит избегать заказа цветов в крупных компаниях-доставках (и несколько советов, как быть, если букет уже привезли) Негатив, Торговля, Цветы, Доставка цветов, Закон, Защита прав потребителей, Претензия, Длиннопост

Судя по отзывам, "исключительные" случаи происходят постоянно

Кроме подтверждения заказа в почте, никакой информации от Русского букета до вечера не поступало, поэтому в конце рабочего дня я позвонил и уточнил у оператора ситуацию. По телефону оператор сообщил, что всё хорошо и букет приедет в 8:00 утра на следующий день.

По просьбе одариваемого и общей задумке букет был подобран исходя из сочетания «розовые цветы и серая упаковка». При этом, на фотографии обертка букета была сделана со стильной подкладкой из пленки с кантом и контрастной ленточкой (о вкусах не спорим, но именно такой букет понравился и подходил по всем параметрам). А в 7:00 утра на следующий день началось...

В почте обнаружилось письмо, отправленное в 5:00 утра с букетом, совершенно не похожим на заказанный. Цветы другого цвета, эвкалиптовой зелени, можно сказать, не видно, упаковка не серая, а голубая, пленки с кантом нет в принципе, да и упаковано очень так себе. Даже если отключиться от того, что это совершенно не похоже на выбранный вариант, то выглядит откровенно дешево, по сравнению с карточкой товара.

Начинаю писать в чат, через пару уточнений сотрудник чата начинает хамить, просто дублируя сообщения о том, что, оказывается, в описании написано «Роза Кахала» и приводит цитату из Википедии или какого-то справочника по флористике «Кахала — оранжевая», а серой упаковки не было, поэтому заказ полностью соответствует описанию.

И в самом разгаре этого чат-спора около 7:40 появляется курьер с букетом, цветы в котором ещё бледнее, чем на подкрашенном фото от сборщиков. Фото выбранного букета с карточки товара, фото собранного букета и реальный цвет, полученных цветов, с неровными рваными краями упаковки.

Почему стоит избегать заказа цветов в крупных компаниях-доставках (и несколько советов, как быть, если букет уже привезли) Негатив, Торговля, Цветы, Доставка цветов, Закон, Защита прав потребителей, Претензия, Длиннопост

Мало этого, при установке цветов в воду оказалось, что вся декоративная зелень представляет из себя пару закопанных в глубь букета сучков с черными пятнами на коре и белесыми пятнами на листьях, а все листья роз в засохших каплях какой-то химии.

Почему стоит избегать заказа цветов в крупных компаниях-доставках (и несколько советов, как быть, если букет уже привезли) Негатив, Торговля, Цветы, Доставка цветов, Закон, Защита прав потребителей, Претензия, Длиннопост

 

Здесь нужно оговориться о первом из моментов, которые неплохо прикрывают бизнесы, привязанные к событиям и мероприятиям.

Привезли плохой букет, доставили плохой торт, явился вялый аниматор в помятом костюме — как быть? Обращаясь к закону, проще всего отказаться от получения товара или оказания услуг до их начала, причем даже успешно вернуть оплаченную стоимость, но! Вы оказываетесь, во-первых, в большой растерянности, и, во-вторых, с четким осознанием того, что подарок или сама суть праздника будет испорчена.

Добавим сюда ситуации с выпиской из роддома, встречей поезда, посещением больницы, поздравлениям в офисе от всего коллектива... «тысячи их!», когда вручение привязано к событию во времени и оказаться с пустыми руками неприемлемо. И это мы говорим только о тех случаях, где букет заказан, чтобы вручить его лично. А если удаленно вручает курьер?

Поняв, что не только внешний вид и цветовое решение отличаются о выбранного, но и состав букета низкого качества как по содержанию, так и по исполнению, что выяснилось только после распаковки, начал требовать возврат денег.

Просто копипастим сообщения

Здесь стало ясно, что разговаривать в чате бесполезно, по пути на работу понял, что нужно подходить к таким товарищам более серьезно и уже с помощью переписки в почте начал собирать больше информации. «Прекрасные» ответы не заставили себя ждать, добавляя нарушений законодательства.

Собрав достаточно материала для подготовки официальной претензии, занялся основной работой и тут через день раздался звонок от Руководителя контактного центра Русского букета. Справедливости ради, единственный, на мой взгляд, судя по разговору, подкованный человек в Русском букете из тех, с кем довелось общаться, несмотря на то, что ему приходится транслировать требования и позицию компании, прикрывая её и остальных сотрудников. Итогом разговора стало предложение вернуть 80% суммы, как я просил в самом начале переписки с Русским букетом, либо 100%, чтобы я «отстал от них». Человек я неконфликтный и если бы речь шла, например, о купленном смартфоне, гнилой картошке или другом товаре, то точно согласился бы и закрыл вопрос. Однако мы говорим, помимо самого товара, как объекта, ещё и об испорченном настроении и негативных эмоциях, вместо радости от дарения и чувства праздника. Поэтому от предложения отказался и подготовил претензию.

Совет 1. Отправить официальную претензию сейчас проще всего через приложение Почты России, выбрав раздел «Отправка» и «Письмо». Там выбираете ИНН компании (чаще всего адрес подгружается автоматически), подгружаете скан претензии с датой и подписью, оплачиваете отправление и готово, можно высылать копию скана с приложением чека об отправке заказного на e-mail, указанный на сайте

Есть большая вероятность, что компания начнет рассматривать и реагировать на претензию раньше почтовой доставки. Так и произошло в этом случае: буквально через несколько часов пришло уведомление от сайта Русский букет о том, что по моему заказу произведен возврат средств.

Правда, это было лишь одним из требований Претензии, ещё вторым пунктом, в качестве моральной компенсации, я потребовал двойную стоимость букета в виде перевода в благотворительный фонд «Русфонд» по ежегодной акции «Дети вместо цветов». Разумеется, он оказался не удовлетворен, но стимулировал множество интересных формулировок в ответах юридического отдела Русского букета вроде «Потребительского экстремизма».

Тут всплывает следующий момент, который прикрывает цветочников:

«Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену» – цветы в него входят. А взяв цветы из рук курьера, вы вроде бы как акцептировали сделку.

И последний самый серьезный момент, который скорее всего возникнет у вас при общении с компанией типа Русского букета – в случае, если удастся применить «Статью 18 Закона ОЗПП при обнаружении в товаре недостатков», то букет придется возвращать. Да-да, в зависимости от срока переписки и выяснения правоты, цветочники вправе потребовать вернуть старый вялый букет «…По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.» То есть при минимальной адекватности и признании ошибки 7-дневный букет у вас могут и не потребовать, но, например, Русский букет потребовал.

То есть, даже если вы заказывали букет для самостоятельного дарения и он остался у вас в доме, то возникнет некоторая сложность с тем, чтобы отправить его обратно. А если вы взяли букет чтобы дарить его, например, учителю в школе? Или старичкам-родителям в другом городе?

Итоговая схема выглядит так: Делаем красивые фотографии, дописываем в Оферту пункты, лепим букеты как пойдет и из чего пойдет, доставляем. А дальше проходимся по вышеописанным моментам: «не подарить – испортить событие», «цветы – товар невозвратный», «если и вернем деньги – придется вернуть букет», подкрепляем это офертой.

Почему стоит избегать заказа цветов в крупных компаниях-доставках (и несколько советов, как быть, если букет уже привезли) Негатив, Торговля, Цветы, Доставка цветов, Закон, Защита прав потребителей, Претензия, Длиннопост

Пункты, созданные для пользы, но используемые как попало

Кстати, обратите внимание, у самого Русского букета оценка на Я.Картах 4.4 (правда многие положительные отзывы вызывают подозрения), а доставят вам из цветочного магазина, например по адресу: Москва, ул. Нижегородская д.25, где оценка на Я.Картах 3.3 с натяжкой (мне оттуда и привезли), при этом, если бы я сам зашел в этот магазин, то покупать цветы там бы не стал, а просто ушел искать другой.

Совет 2. В официальной претензии при подобных случаях, если привезли не то, стоит указывать нарушение «п.4 Статьи 4 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.»

Совет 3. На замечания продавца о том, что в описании указана «Роза - Кахала», а этот сорт оранжевый, и в подобных случаях несовпадения изображения, по которому вы выбрали букет (или другой товар) с описанием, где использованы названия и термины, указывайте в претензии: «п.4 Статьи 12 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).»

Что интересно, хоть Русский букет со мной и не согласен, а после возврата денег ещё и фотографию на сайте быстренько поменял, подкрасив цветы оранжевым

Почему стоит избегать заказа цветов в крупных компаниях-доставках (и несколько советов, как быть, если букет уже привезли) Негатив, Торговля, Цветы, Доставка цветов, Закон, Защита прав потребителей, Претензия, Длиннопост

Цвет стал немного ближе к цвету названия сорта Кахала из описания

Совет 4. В случае возникновения переписки, есть вероятность, что юристы цветочников постараются незаметно свести смысл претензии и возврата к тому, что товар некачественный. Не нужно в это погружаться, потому что следствием могут стать продолжения в виде экспертиз, а экспертиза и качество здесь не при чем. Мы говорим о том, что вам привозят не то, что заказно. Хотя, опять же, про Русский букет очень много отзывов с плохими цветами, там и вялые и слишком зеленые недораскрытые бутоны, и общая «жидкость» букета, ну и мой вариант с какой-то плесенью или лишаем на декоративной зелени.

Совет 5. Разберитесь в статусе компании и, в соответствии с ним, затребуйте документы. Случаями нарушений подкрепите претензию. Например, сотрудники Русского букета не знают что это за компания: то продавец, то доставка. А на самом деле это АГРЕГАТОР, и для них есть отдельная статья 26.1 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1. По которому агрегатор должен дать подробную информацию о продавце товара и предоставить необходимые документы.

Совет 6. Старайтесь применить статью 36 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.» Для того, чтобы эта статья сработала более уверенно, не ленитесь в комментарии к заказу указывать пожелание о том, что букет должен максимально соответствовать изображению и предназначен для подарка. Тогда может начать фигурировать «п.3 Статьи 4 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1. Компания продавец (исполнитель) при заключении договора была поставлена потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.»

Итог: как видите, половина моей статьи оказалась про негатив вместо радости в момент дарения, а вторая про последующие разборки. При этом, даже если вам вернут деньги и вдруг, в отличие от Русского букета, не потребуют тащить через весь город вялый веник, то осадочек останется.

Видимо, с такими участниками рынка всё же лучше полагаться либо самостоятельную покупку, либо заказ непосредственно в салоне того населенного пункта, где делаете подарок. В этом случае и оценка рейтинга салона окажется более честная и фотографии салона в отзывах, а работу с доставкой наладили почти все торговые точки. Обычно, работая напрямую с клиентом, салоны цветов относятся более внимательно к пожеланиям и своевременному информированию, лучше контролируют свой ассортимент.

Даже если вы почувствуете себя вооруженными моими советами и законодательством, с готовностью, в случае чего, защищать свои права, то в любом случае неудачный заказ это, в первую очередь, плохое настроение, расстройство от доставки не того, что вы долго и тщательно выбирали.

P.S. На данный момент я вернул в салон букет. Разумеется, Русский букет так и не дал ответ о доверенности у сотрудника на компанию ООО "Технология", которому принадлежит этот сайт, товарной накладной по возврату или акту приема-передачи, поэтому пришлось фиксировать на процесс на видео. Да и информации о салоне, кроме адреса на сайте нет, как и в самом салоне - совершенно пустой уголок потребителя.