Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Почему Фонд национального благосостояния не назвать тем, чем он является: Фондом сдерживания укрепления рубля?

Мои дорогие читатели, затрагивая и изучая выше обозначенную тему, я с большой долей уверенности прихожу к выводам, которые мне совсем не нравятся, как бы я этого не хотел...

Фонд национального благосостояния претерпел множество трансформаций и в юридическом смысле оформился к августу 2017 года. Именно тогда основной целью фонда стало «обеспечение сбалансированности бюджета российского Пенсионного фонда и софинансирование пенсионных накоплений россиян». До этого основной целью было «обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета». Понимание факта национального богатства через призму «финансирования пенсий» лично для меня уже не понятен. Получается иметь пенсию – это значит обладать частью национального богатства? А если «наступление» пенсии отодвинули – то и «обладание» национальным богатством тоже? Фактически я -россиянин- имею право на нац. благосостояние в пенсионном возрасте. Новая нация объявлена – «русский пенсионер» с правами на нац благосостояние? Смотрим далее.

Источник Мин Фин. Накопления ФНБ с 2008 по 2020 годы

Источник Мин Фин. Накопления ФНБ с 2008 по 2020 годы

Способами формирования ФНБ являются «дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета» и собственные доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния. Из Мин фин источника (таблица прилагается) видно, что доходы ФНБ стали резко расти с апреля этого года – например, в октябре этого года они составили рекордные 226,4 млн руб, тогда, как ранее, никогда не превышали и 20 млн. Сам размер фонда - тоже резко увеличился с 7,84 трлн в феврале 20 года до 12,85 трлн в апреле 20 года – аж на 64 % за два месяца!!!


Причина такого могучего роста весьма прозаична. По данным Минфина в ФНБ «поступили» акции Сбербанка России, «рыночная стоимость» которых как раз и дала такой астрономический рост ФНБ. И, далее, акции Сбера дали такие огромные его «доходы». Самое удивительное даже не то, что «рыночная стоимость» акций Сбербанка на счету ФНБ оказалась выше почти в два раза той суммы по которой была закрыта сделка между правительством и ЦБ, а то что движение этих 2,139 трлн со счетов ФНБ не видно. Вроде как известно, что средства были выплачены ЦБ «за счет средств ФНБ» - а у самого ФНБ средства только ошеломительно выросли. Загадка? Не думаю – как раз в марте-апреле произошел скачок курса рубля по отношению к доллару с 62,5 в конце февраля до 75,3 рублей в середине апреля. Курс рубля ушатали на 20% триллионами напечатанных ЦБ рублями. Именно! Их тупо напечатали, еще раз обрушив рубль. И если во всех странах «выгодное» приобретение ФНБ акций только усиливает внутреннею валюту, то в России – наоборот!!!


Я не понимаю – как уже имеющиеся акции у Государства вообще попали в ФНБ, увеличив его на 64%? Это и есть декларируемое Законом «пополнение за счет дополнительных нефтегазовых доходов»? Что за бред! Сбербанка акции и стоят и приносят доход исключительно от оборота сбережений Россиян! Банк ничего не производит и ничего не экспортирует, в конечном счете он обладает только тем, чью стоимость определяет Правительство и ЦБ РФ – рублями. Сегодня они есть, а завтра – напечатают сколько надо? Это и есть наше «национальное богатство»?

С какой целью Правительству, вообще, «увеличивать» ФНБ столь оригинальным образом, перекладывая триллионы (с одновременным авто увеличением) из одного своего кармана в другой? Даже не так – а, вообще, в ФНБ есть не пустышечные деньги?

90% всех «нефте газовых доходов» в бюджет РФ поступают от вывозных таможенных пошлин на нефть и газ. И если по газу утверждена твердая такса в 30% от вывозной стоимости (а всего по нефте-газу газовые доходы это 25-30 %), то по нефти ежемесячно идет расчет по одной из формул привязанных к среднерыночной стоимости нефти марки «Urals». Формул придумано таможенным кодексом 4 штуки, но реально работает только одна, последняя, предусматривающая при стоимости нефти менее 140 долларов пошлину в районе 12,5% - 15% от экспортной цены.

В общем смысле схема нефте газовых доходов такая: бюджет закладывает с 2017 года среднюю стоимость нефти в 40$ +2% ежегодного прироста умноженную на средний объем экспорта нефти. Чем больше и по более высокой цене экспортировано – тем больше «доход» бюджета и, соответственно, больше «капает» в ФНБ. Но в реалиях, такой способ, пополнения бюджета совершенно не предусматривает поставки ресурсов нефтяников и газовиков по контрактным объемам в которых прописывается фиксированная цена некоторой части (вплоть до 100%) ресурсов. Не секрет, что беря у западных компаний кредит (а часто беря в лизинг оборудование) и нефтяные и Газпром отечественные компании расплачиваются не деньгами, а нефтью и газом. Цена за которые может резко отличаться от среднерыночных бюджетных. Кроме того, огромные объемы, поступают на запад в период самых низких цен, когда идет заполнение нефте и газо хранилищ, оплата за которые поступает на счета наших компаний в момент их реализации западными импортерами населению – т.е. через несколько месяцев. А пошлины приходится платить в бюджет по факту отгрузки. Ну и самое тревожное, для ресурсников - это резкое увеличение себестоимости поставок трубопроводной нефти и газа в зимний период, связанный с дополнительным подогревом и работой сезонного оборудования. Это увеличение в разы (по сравнению с летом) и даже сезонный рост среднемесячной цены нефти и газа не может перекрыть издержек. Пошлина же зимой растет вслед за ценой, без учета «зимней эксплуатации».

То что пополнение ФНБ мало связано с «дополнительными нефтегазовыми доходами федерального бюджета» можно увидеть из графиков объемов поставок нефти и газа и их стоимости. Мы видим, что никакой взаимосвязи с «нефте газовыми доходами» ФНБ не имеет абсолютно. В 2008 году (когда и был создан прообраз ФНБ) мы поставили за рубеж 243 млн тонн нефти при средней цене в 94,1 доллар , а в пиковых 2011-2013 годах более 240 млн в год при цене более 110 долларов. При этом в стаб фонд поступило за неполный 2008 год на январь 2009 года 2,584 трлн. руб. А на январь 2014 года в нем было 2,9 трлн. руб – то есть за 5ть самых жирных лет в стаб фонд поступило 12% от тех средств от первого 2008 года. Фактически «жирные года» просраны.

Почему Фонд национального благосостояния не назвать тем, чем он является: Фондом сдерживания укрепления рубля?

Почему Фонд национального благосостояния не назвать тем, чем он является: Фондом сдерживания укрепления рубля?

В 2015 санкционном году рубль обрушился с 40 до 60 ти, однако доходы ФНБ «загадочным образом» нарастились вливаниями Мин фина припрятанных им за еще один жирный 2014 год десятками миллиардов долларов

В супер богатом 2014 году на фоне переизбытка долларов и евро Минфин просто стал направлять избыток долларов в ФНБ не давая укрепиться рублю. А нехватку средств для Пенсионного фонда и рабочих «нефтянников+газовиков» решил «по-тихому» - напечатав 5 триллионов. Иного объяснения пополнения ФНБ на фоне кризиса для большинства граждан просто нет. Кроме того, искусственное завышение стоимости доллара позволило не хило (на 50 %) повысить ФНБ до 5,1 трлн руб.

Источник изображения fintonkosti.ru

Источник изображения fintonkosti.ru

С февраля 2015 до июля 2019 года ФНБ только тратился. Бездарно и целенаправленно триллионы рублей уходили на помощь «банкирам» по плану четы Набиуллиных. Ни какого роста экономики, а тем более «пенсионного софинансирования» не было. Более того, именно в это время, Пенсионный фонд фактически превратился в банкрота – его средства (т.е средства граждан) были хищнически разграблены путем разрешения ЦБ размещать их у ком банков с последующим выводом их и искусственным «обонкрачиванием». А ЦБ покрыл их и свои убытки из ФНБ сократив его до 3,7 трлн к июлю 2019 года.

В июле 2019 года Минфин исходя из принятых в конце 2017 года правил перевел почти 4,13 трлн руб (в долларовом эквиваленте) сверх доходов от новых таможенных 40+2% долларовых вывозных пошлин на нефть и газ за 2018 год. Я уже выше описывал, что данные пошлины совсем не соответствуют рыночным механизмам и напрочь лишают нефте-газовиков наращивать добычу и экспорт. Главный же смысл их – это не дать укрепиться рублю искусственно поддерживая его низкий курс, что по расчетам Правительства даст нарастить ФНБ и позволит покрывать издержки ПФР. Однако в ковидный 2020 год этот «планчик» посыпался как карточный домик. ОПЕК+США заставили Россию (лично Путина) существенно снизить экспорт, а главное - производство нефти. Хотя для России с ее много летними контрактами и налаженными экспортными поставками в Китай и Европу это относилось в меньшей степени. Снижение поставок было не столь ощутимо летом, но зимой продолжение «содержание полупустых труб» чревато превращением всей нефтепроводной системы России в «нафталиновый» затык. О чем и шло «обсуждение» на выездном в Тобольске совещании с «производителями и переработчиками». Долларов стало мало. Очень мало.


Минимальное поступление платежей в 2020 году от «новых пошлин» уже привело к «закономерному» потрошению ФНБ. Причем изымаются реальные деньги, а не инвест-фантики или акции. Можно и не сомневаться, что в 2021 году ЦБ будет вынужден продолжать патрошение ФНБ, заменяя его долларовую составляющую рублями. Потому что ФНБ никогда не играл и не будет играть роль для будущих пенсионеров – это чистой воды оптимизатор валютной выручки. Рубль укрепляется – копят доллары, а потом их выводят в офшоры. Все крупные (а других и не было) пополнения ФНБ - мгновенно оборачивались крупной девальвацией рубля. Странный Фонд в экспорто ориентированной стране...

Почему Фонд национального благосостояния не назвать тем, чем он является: Фондом сдерживания укрепления рубля? Фонд, Пенсия, Обман, Политика, Владимир Путин, Нефть, Длиннопост