Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

По ком звонит колокол?

По ком звонит колокол? История России, Иван III, Политика, Армия, Великий Новгород, Длиннопост

Иван III Великий (Часть 2)


В 1470г. новгородцы перестали выполнять условия Яжелбицкого мирного договора заключенного в 1456г. между Василием Темным и Великим Новгородом.
Они прекратили выплачивать Москве налоги, захватили княжеские земли, изгнали с насиженных мест москвичей и верных людей Великого князя.


Иван III призывал новгородцев прекратить бесчинствовать, но те, войдя в раж, уже не могли остановиться.


Великий князь послал в строптивый город посольство, в которое вошли родовитые псковитяне, но послы получили ответ, что новгородцы до скончания веков не признают власть Московского князя. Псков проинформировал Москву о результатах переговоров и сообщил Ивану, что готов ему помогать в борьбе против Новгорода.


Клятвоотступников новгородцев не устрашили даже грозные знамения явленные Господом в городе: буря сломившая кресты на соборе Святой Софии, и неизвестного происхождения скорбный колокольный звон.


Вдова новгородского посадника Марфа Борецкая встала во главе мятежа, она призвала новгородцев искать защиты у Великого князя Литовского Казимира IV.
Новгород получил обещание Казимира помогать в борьбе с Москвой и пригласил к себе на княжение Михаила Олельковича князя Копыльского.


Вскоре «пришлый» князь разонравился Марфе, и та приказала вышвырнуть недотепу за городские стены.


Жители Новгорода разделились на две части, одни предлагали жить под защитой Великого князя Московского, тогда как партия Борецкой, призывая страшные беды на голову Москвы, убеждала горожан уйти под Казимирово крыло. Подкупом, угрозами и шантажом Марфа убедила горожан в необходимости борьбы с Москвой и отправила в Литву «великое» посольство, которое предложило Казимиру, бывшему к тому времени Великим князем Литовским и королем Польши стать, главою Новгорода сохранив городу свободу и вольный дух.


Польский король подписал составленный новгородцами договор о дружбе, в котором он обещал:
- держать в Новгороде наместника православного по вероисповеданию, свита которого не будет превышать пятидесяти человек;
- что наместник будет получать от городских властей только судную законную пошлину, но судить новгородцев не сможет;
- если Москва пойдет войной на Новгород, Казимир, и Рада безотлагательно окажут городу необходимую помощь;
- что король не сможет уводить из Новгорода жителей, покупать у горожан села с крестьянами, и принимать в дар новгородские земли;
- что литовские купцы обязаны торговать с немецкими торговыми людьми только через новгородских посредников;
- не касаться вопросов православной веры.
- что в случае если Казимир поможет замириться господину Великому Новгороду с Москвой, он получит единовременную выплату равную обещанной ежегодной дани.


Договор утвердили взаимным крестоцелованием.


Узнав, что старшему сыну Казимира предложили выступить в роли наследника чешского престола, Иван стал ждать, когда Великий князь Литовский ввяжется в соперничество с конкурентами в борьбе за «чешское наследство».


Укрепив войска тверскими и псковскими отрядами и выждав удобный момент в конце мая 1471г. Иван, двинулся к Новгороду. Новгородские земли предавались мечу и огню. Московскому воинству объяснили, что новгородцы хуже татар, поскольку изменили своей истинной вере, присягнув католику Казимиру.


Казимир не бросил лакомый «чешский кусок», и новгородцы остались один на один с грозной волей молодого Великого князя. В спешке они послали гонцов в ставку к Ивану, вымаливая у людей князя охранные грамоты для новгородских послов.


Тем временем Борецкая возбуждала среди новгородцев недовольство переговорами с москвитянами и внушала народу мысль, что одно удачное сражение навсегда покончит с «гнетом» Москвы. Марфа созвала ополчение и приказала, совершив скрытный переход, атаковать войска первого московского воеводы Даниилы Дмитриевича Холмского.


Прибыв к точке сбора, ополченцы не дожидаясь подхода кавалерии, внезапно атаковали москвичей.


Холмский, под командованием которого были опытные воины, контратаковал неприятеля, внес в ряды наступающих панику и обратил новгородцев в бегство.


Тела 500 обезображенных бунтавщиков на подводах отправили к новгородским стенам. Оружие и доспехи погибших, победители собрали и словно боясь замараться, утопили в Ильмень озере.
Иван III узнав о победе Холмского, отказался принять новгородских послов, он приказал Даниилу Дмитриевичу объединиться с псковитянами у реки Шелонь и осадить Новгород.

Перед форсированием реки 5000-й отряд Московского князя увидел на другом берегу новгородские полки, превышавшие их численностью в 6-7 раз.


14 июля 1471г. новгородцы потерпели сокрушительное поражение, потеряв 12 000 человек убитыми и 2000 пленными. Полонен оказался и предводитель новгородцев сын Марфы-посадницы Дмитрий Исаакович Борецкий, при обыске у него обнаружили договор Новгорода с Казимиром IV.


Знатным новгородцам, сдавшимся в плен (в том числе и Дмитрию Борецкому) за измену отрубили головы.


27 июля московские полки вновь разгромили войска мятежников, захватив хоругвь новгородского ополчения.


Простолюдины, устрашенные мощью Москвы, ставшей военным лагерем у Новгорода, все сильнее роптали на Марфу, развязавшую напрасную войну. Казнь ее сына считали высшей карой, которую свершил Иван III – божий мститель.


Охваченные страхом горожане бросились к епископу Феофилу, моля его просить у Ивана мира. Включив в посольство выборных горожан, новгородский епископ отправился в ставку Великого князя.


Несколько дней Иван Васильевич томил послов тягучим ожиданием, прежде чем удостоил их аудиенции. Пав ниц Феофил просил грозного ликом князя не разорять Новгород, не обижать раскаивающихся в своих прегрешениях перед Москвой мирян. Выдержав необходимую паузу Иван, простил новгородцев.


Новгород выплатил победителю 1310кг. серебра, вернул вероломно захваченные еще в правление Василия II земли. Обязался выплачивать ежегодную дань, и не вступать в явные и тайные сношения с Казимиром и другими врагами Великого князя. Умиротворенный Иван, поклявшись крестом, обещал новгородцам править справедливо и милосердно согласно прежним договоренностям.


Свободу оставили даже главной смутьянке Борецкой, 1 сентября Великий князь вернулся в столицу.


Зимой епископа Феофила вызвали в Москву, и избрали архиепископом Велкиновгородским и Псковским. Архиепископ, впоследствии прославленный в лике святых как Феофил Печерский, умолил Великого князя выпустить из заточения всех новгородцев обвиняемых в измене. Исполнив просьбу Феофила, Иван III приказал слугам не спускать с мятежного духом города глаз.


Осенью 1475г. с малой охраной Великий князь отправился в Новгород, в 90 километрах от города москвичей встретила торжественная процессия во главе с Феофилом. 23 ноября после молебна в Святой Софии, Иван отобедал у архиепископа, и принял от него богатые дары.
В следующие дни в своем дворце Иван Васильевич вершил правосудие, разбирая жалобы новгородцев. Внезапно взор князя упал на кучку бояр уличенных четыре года назад в сношениях с Литвой. Короткий взмах рукой и охрана при гробовой тишине взяла под стражу тех, на кого указал Великий князь.


Архиепископ, родовитые родственники подносили Ивану Васильевичу дорогие подарки и просили освободить заключенных в темницу бояр. Приняв подношение, князь приказал освободить изменников и вернулся в Москву.


Стоит отметить, что горожанам пришелся по душе справедливый и беспристрастный суд Великого князя, запутанные правовые вопросы новгородцы стали решать в Москве.
В 1477г. к Московскому двору прибыли посланцы архиепископа Феофила, которые при многочисленных свидетелях приветствовали Ивана Васильевича словами: «Государь Великого Новгорода».


Великий князь тут же воспользовался моментом и отправил в Новгород гонца. Который на Вече задал жителям господина Великого Новгорода вопрос: «признают ли новгородцы в князе Московском верховного господина и властителя?»


Народ на площади всколыхнулся, и пошел громить дворы и дома горожан ездивших за справедливым судом в Москву. Княжеских гонцов не тронули, только передали им грамоту с ответом. В ней говорилось, что народ новгородский хочет жить по старине и условиям договора заключенного с князем, а подлых обманщиков назвавших Ивана Васильевича Государем Великого Новгорода, он казнил, уповая на справедливость Господа.


Иван, получив столь дерзкий ответ, объявил двору, что не помнящие добра новгородцы, хотят его Великого князя Московского честного христианина не раз прощавшего им преступления выставить перед всем миром лжецом. Войска получили приказ готовиться к новому походу на Новгород.


Новгородцы, понимая, что они обречены на поражение прислали к Ивану Васильевичу гонца с просьбой выдать охранные грамоты для новгородских послов. Взяв под стражу посланца, великий князь отдал приказ полкам выступить в поход.


8 ноября 1477г. в Еглинскоий лагерь к Великому князю прибыли новгородские посланники, которые, обратились к нему Государь, и буквально вымолили охранные грамоты.
Псковитяне предложили новгородцам быть посредниками в переговорах с Москвой, но получили ответ, что Великий Новгород готов заключить договор со свободным Псковом, а в услугах рабов московитов вольный город не нуждается. Пскову не оставалось ничего
другого как объявить Новгороду войну.


23 ноября в княжескую ставку прибыл Феофил, который вновь умолял Государя простить новгородцев. Он обещал Великому князю, что на веки вечные Великий Новгород станет верным союзником Москвы и просил оставить городу ряд древних привилегий.
Государь не дал ответа, а после завершения встречи приказал войскам окружить Новгород, князь опасался, что смутьяны уничтожат монастырское и крестьянское добро и выжгут городские посады.


25 ноября Иван III дал новгородцам ответ, в котором говорилось, что он уже не раз прощал изменников, если Новгород хочет и в этот раз получить прощение, ему предстоит добровольно отказаться от стародавних вольностей.


27 ноября началась осада города,15 января Новгород пал, распахнув ворота перед московским войском. Горожане целовали крест и клялись в верности Великому князю и его потомкам.

2 февраля 1478г. арестовали и отправили в Москву Марфу Борецкую. Насильно постриженная в монахини она скончалась в 1503г. в нижегородском Зачатьевском монастыре.


Иван III в качестве трофеев вывез из Новгорода, сотни повозок груженных золотом, серебром, мехами, парчой и прочими ценностями. В конце колонны медленно катились гигантские сани, навсегда увозившие из строптивого города новгородский Вечевой колокол, повешенный потом на колокольне московского Успенского собора.


Народ, переживавший «пленение» вольного колокола выдумал легенду, согласно которой «новгородский глашатай» разбился на валдайских горках, дав жизнь тысячам валдайских колокольчиков, собранных местными крестьянами.


Господин Великий Новгород повторил путь многих древних государств и городов где отвагу, смелость и честь, жители со временем променяли на тугую мошну.

Остатки былого величия Новгород передал зарождающемуся единому государству Российскому.

Продолжение следует…