«Песнь дыма и пламени». Огневые фугасы и прочие зажигательные инженерные боеприпасы и заграждения. Часть I

В качестве эпиграфа.


«Специалисты радиационной химической и биологической защиты и военные инженеры Центрального военного округа создали управляемые поля огневых фугасов в целях прикрытия флангов наступающей ударной группировки войск (сил) в рамках стратегического командно-штабного учения «Центр-2019».» (из репортажа ТВ «Звезда» от 20.09.2019 г.)


Огневые фугасы, фугасные огнемёты и создаваемые с их помощью огневые инженерные заграждения имеют достаточно длинную историю. Единичные случаи использования огневых фугасов отмечались еще в Первую Мировую [2]; в этот же период был создан первый фугасный огнемет (кстати, инженерами российской армии; но об этом позже). Во Вторую Мировую ОФ и ФОГ использовались весьма активно, как в обороне, так и в наступлении. И несмотря на почтенный возраст, данный вид инженерных боеприпасов отнюдь не собираются списывать со счетов (как в РФ, так и за рубежом).


1. Импровизированные огневые фугасы


1.1. Общее устройство.


Что же такое огневой фугас?

Под «огневым фугасом» понимается сочетание зажигательного вещества (или их смеси) с взрывчатым, устанавливаемым так, что при подрыве последнего воспламеняется зажигательное вещество, которое чаще всего применяется в жидком виде (импровизированные и штатные огнеметные смеси, самовоспламеняющиеся вещества) и иногда в твердом (фосфор). Взрывчатого вещества берется столько, сколько требуется для того, чтобы выбросить на поверхность земли и поджечь зажигательную смесь, не распыляя ее и не разбрасывая в большом радиусе, а также создать, при необходимости, концентрированный огненный факел [1][2].

«Песнь дыма и пламени». Огневые фугасы и прочие зажигательные инженерные боеприпасы и заграждения. Часть I Оружие, Огнемет, Мины, Вторая мировая война, Военное дело, Видео, Длиннопост

Управляемый и неуправляемые огневые фугасы.

Слева- огневой фугас в неуправляемом варианте: 1 – провод к запальной (подрывной) машинке; 2 – корпус фугаса; 3 – пробка для заливки; 4 – стакан для запального и рассеивающего заряда; 5 – запальный или рассеивающий заряд; 6 – зажигательное вещество (смесь веществ); 7 – метательный заряд; 8 – электрозапал; 9 – маскировка и уровень земли.

Справа- управляемый огневой фугас: 1 – емкость с зажигательным веществом; 2 – заряд ВВ; 3 – упрощенный взрыватель; 4 – выдергивающаяся предохранительная чека; 5 – уровень земли; 6 – проволока, выдергивающая чеку при задевании; 7 – детонатор; 8 – направляющий блок.


Обычно огневой фугас приводится в действие или автоматически при проходе неприятельских частей через место расположения фугаса (в этом случае он играет роль обычной мины, только огненной), или же при помощи электроподрывной машинки и электрозапалов или детонаторов (в этом случае он играет роль управляемого минного поля) [1][2].

Обычно применяются фугасы емкостью 6-15 л жидкой зажигательной смеси. В больших огневых фугасах количество зажигательного вещества может доходить до 100 кг и более.

В качестве огнесмесей могут применяться [5] :

- импровизированные огнесмеси (см. описанные ниже огневые фугасы британской Home Guard) на основе нефтепродуктов;

- напалмы- студнеобразные вещества, состоящие из жидкого горючего и загустителя; напалмовые смеси легко воспламеняются и горят, создавая температуру 800—1000 градусов С; скорость сгорания зависит от степени загущения и типа загустителя. Более вязкий напалм горит медленнее. При смешивании напалма с легкими металлами (например, натрием) или фосфором образуется «супернапалм», который активно самовоспламеняется на влажной поверхности и на снегу.

- пирогели- представляют собой вязкие металлизированные зажигательные смеси, обладающие повышенной температурой горения (1400—1600°С). По своему составу во многом напоминают напалм, но в них добавляют порошкообразные металлы (магний, алюминий), окислители (нитрат натрия), тяжелые нефтепродукты (асфальт, мазут, соляровое масло). В качестве загустителей вязкой основы применяют, как правило, полимеры. В отличие от напалмов, пирогели по внешнему виду приставляют собой более густую массу с сероватым оттенком, которая интенсивно горит яркими вспышками;

- белый фосфор- применяется для снаряжения зажигательных и дымовых снарядов, мин, бомб, а также для воспламенения и усиления действия напалмовых зажигательных смесей. Белый фосфор и его пары облагают ядовитыми свойствами, доза 0,1 г. вызывает смерть. В последнee время для снаряжения зажигательных средств армии США применяется пластифицированный белый фосфор (состоит из белого фосфора и каучук). В отличие от белого фосфора пластифицированный фосфор дробится на более крупные части, что обеспечивает более длительное его воздействие. В частности, пластифицированный белый фосфор применялся при изготовлении американской противопехотной зажигательной мины XM-54 (описание смотри ниже).

В качестве ВВ, используемого для выброса огнесмеси могут в различных известных образцах были использованы:

- пороховой заряд;

- тротил;

- аммониты, аммоналы;

- пластичная взрывчатка

Огневые фугасы применяются при защите оборонительных рубежей укрепленных районов и т. д. Помимо психологического воздействия на наступающего, горящая масса зажигательной жидкой смеси, падая, осыпает дождем горящих капель обмундирование солдат и создает первичное (огнесмесью) и вторичное (загоревшимися элементами обмундирования, снаряжения, местными предметами) огневые поражения, воздействуя одновременно и морально.

«Песнь дыма и пламени». Огневые фугасы и прочие зажигательные инженерные боеприпасы и заграждения. Часть I Оружие, Огнемет, Мины, Вторая мировая война, Военное дело, Видео, Длиннопост

Подрыв огневого фугаса во время совместных учений 1-й дивизии Корпуса морской пехоты США и военнослужащих ОАЭ «Ятаган пустыни» в 2014 г. в Калифорнии [4]


1.2. Огневые инженерные заграждения.


Огневым инженерным заграждением (огневой преградой) называется искусственная огневая завеса или препятствие, создаваемые обороняющейся стороной при помощи зажигательных веществ на пути движения неприятеля.

Одним из способов создания огневых преград является как раз размещение перед линией обороны расположенных вблизи друг от друга серий замаскированных огневых фугасов.

Огневая преграда в основном играет роль временно труднопреодолимого огневого рубежа и подавляюще действует на наступающую сторону [1][2].

Огневое инженерное заграждение в ходе СКШУ «Кавказ-2020» на полигоне Ашулук [6].


Примечание.

Весьма интересно, что данный вид инженерных заграждений может использоваться не только на суше. В ходе второй мировой войны создавались огневодные заграждения, используемые в качестве средства противодесантной обороны; они образовывались путем воспламенения разлитых на поверхности воды горючих жидкостей (нефть, нефтепродукты и т. п.) или смесей (напалм и др.). Такие заграждения характеризуются высокой температурой горения (›1000°С), свойством налипать на различные поверхности (десантно-высадочные средства), высокой концентрацией окиси углерода, наличием сильных воздушных потоков, образованных вследствие недостатка кислорода и втягивающих переправочно-десантные средства в зону горения. Наибольший эффект поражения достигается при создании очагов горения на расстоянии друг от друга не более 50 м [1].

Примером могут служить заграждения, созданные в Англии в конце 1940 г. Англичане с целью защиты от высадки немецкого десанта уложили под водой, вблизи некоторых участков побережья, трубы и емкости с горючей смесью. В нужный момент жидкость могла быть выпущена на поверхность и воспламениться. Однако боевой проверки это средство не получило [7].

Фрагмент британского фильма «Defence by Fire», 1945 г.


Известно, что немцами также применялся данный вид заграждений в попытках задержать наступающие войска союзников на водных рубежах.

Также, в период холодной войны в прессе приводились сведения о подготовке армии США к созданию в Западной Европе огневодных заграждений, образуемых путем сброса в воду имеющихся запасов нефти и нефтепродуктов, расположенных вдоль внутренних водных путей. При этом рассматривались следующие способы образования этих заграждений: выпуск горючей жидкости из резервуаров нефтебаз, разрушение нефтепроводов в месте пересечения ими водных преград, подрыв танкеров, служащих для транспортировки нефтепродуктов по водным путям. Для воспламенения разлитой по поверхности воды горючей жидкости предполагается использовать стандартные воспламенители, применяемые войсками армий НАТО в огневых фугасах, баках и авиабомбах, снаряженных напалмом, а также электровоспламенители, ранцевые и танковые огнеметы.


1.3. Огневые фугасы Великобритании (1940- 1945 гг.). [7][8][9]


После эвакуации британских войск из Дюнкерка возможность вторжения немецких войск в Британию казалась вполне реальной. Проблема усугублялась тем, что после поражения во Франции британская армия и ополчение (Home Guard) испытывали большой недостаток в противотанковых средствах. И импровизированные огневые фугасы, изготовляемые под руководством «Департамента нефтяной войны» (Petroleum Warfare Department) стали одной из попыток эту проблему решить (кстати, упомянутые выше огневодные заграждения- тоже плод деятельности этой конторы). Всего было произведено 50000 емкостей для огневых фугасов, с помощью которых было устроено 7 000 батарей в Англии и около 2 000- в Шотландии.

Существовало три основных разновидности британских огневых фугасов – «безопасный фугас» (safe fougasse), «полу-фугас» (demigasse) и «заборный прыгун» (перевод весьма приблизительный; в оригинале- «hedge hopper», hedge- живая изгородь, hopper- прыгун).


1.3.1. «Безопасный фугас».


Фугас назывался так, потому что позволял хранить метательный заряд отдельно до тех пор, пока он не понадобится. Сооружался следующим образом:

«Песнь дыма и пламени». Огневые фугасы и прочие зажигательные инженерные боеприпасы и заграждения. Часть I Оружие, Огнемет, Мины, Вторая мировая война, Военное дело, Видео, Длиннопост

«Безопасный фугас». Road level- уровень дорожного покрытия, Direction of flame- направление выброса пламени, Light camouflage- маскировочный слой, Earth filled in- земляная обсыпка, Leads- провода, Bank- насыпь, склон, вал, Drain pipe for charge- водосточная труба для заряда, Charge- заряд, Barrel- бочка с зажигательной смесью.


- вырезался небольшой участок склона с таким расчетом, чтобы образовывалась площадка, на которую можно было уложить набок бочку со смесью; торец бочки направлялся в сторону цели.

- к заднему торцу бочки крепился вертикально кусок печной или водопроводной трубы, в которую перед использованием опускался на веревке заряд ВВ с электродетонатором. Верхняя часть трубы, выходящая из- под земли). Закрывалась крышкой во избежание попадания туда посторонних предметов и влаги;

- фугас маскировался, так что из- под земли выглядывали только передний торец бочки и отрезок трубы.

Метательный заряд состоял из 4 шашек аммонала с добавлением магниевой стружки (для более надежного воспламенения), помещенных в водонепроницаемый резиновый мешок.

Емкость бочек для огнесмеси составляла 40 и 50 галлонов (~185 и ~230 л.). Огнесмесь представляла собой смесь нефти и различных масел.

«Небезопасный фугас» представлял собой такую же бочку с таким же зарядом, но в этом случае заряд не помещался в трубу, а просто вкапывался рядом с бочкой. Это создавало, по мнению руководства PWD, во-первых, проблемы с безопасностью, а во-вторых- проблемы с надежностью- аммонал гигроскопичен и сильно впитывает влагу, в результате чего теряет свои свойства.

Размещались фугасы вдоль дорог, предпочтительно- возде мест где бронетехника или автотранспорт должны были остановиться или притормозить. При подрыве вышибного заряда площадь сплошного накрытия огнесмесью составляла 50 кв. ярдов (42 км. метра)

«Песнь дыма и пламени». Огневые фугасы и прочие зажигательные инженерные боеприпасы и заграждения. Часть I Оружие, Огнемет, Мины, Вторая мировая война, Военное дело, Видео, Длиннопост

Слева- испытания «безопасного фугаса» в Англии (1940 г.), справа- остатки фугаса, так и не выкопанного в конце ВМВ, в районе города Гиффорд, Шотландия.


1.3.2. «Полу-фугас».


Назывался так потому, что «фугас» как инженерный боеприпас в классическом понимании- это заряд взрывчатого вещества, закладываемый в земле или под водой на небольшой глубине. Здесь же в землю вкапывалось не все устройство, а только метательный заряд.

«Песнь дыма и пламени». Огневые фугасы и прочие зажигательные инженерные боеприпасы и заграждения. Часть I Оружие, Огнемет, Мины, Вторая мировая война, Военное дело, Видео, Длиннопост

«Полу-фугас».


Представлял собой более простой вариант. Заряд ВВ вкапывался на глубину не более 20 см. На него укладывалась бочка с огнесмесью с таким расчетом, чтобы заряд находился на уровне верхнего ребра бочки (т.е. ровно 1/3 от ее объема). При подрыве заряд ВВ не только разрывал бочку и воспламенял содержимое, но и опрокидывал бочку в противоположную сторону. Площадь сплошного поражения составляла 30 кв. ярдов. Надо сказать, что аналогичные бочки, только с «мирным» содержимым, использовались в Британии при ремонте автомобильных дорог, и использовать данный фугас предполагалось, замаскировав его среди других бочек на обочине дороги.


1.3.3. «Заборный прыгун»


Самый редко используемый вариант.

«Песнь дыма и пламени». Огневые фугасы и прочие зажигательные инженерные боеприпасы и заграждения. Часть I Оружие, Огнемет, Мины, Вторая мировая война, Военное дело, Видео, Длиннопост

«Заборный прыгун». Слева- общее устройство, справа- испытания «hedge hopper» .


Состоял из бочки с огнесмесью, установленной вертикально; она устанавливалась на строго выверенном расстоянии от забора, изгороди и т.п. высотой не более 10 футов (3 м.). Под бочкой, опять- таки на строго выверенном расстоянии от ее края, помещался заряд ВВ из шашки аммонала. При подрыве заряда бочка выбрасывалась на 10 футов (3 м) в воздух и на 10 ярдов (9 м) вперед, перепрыгивая через изгородь или стену, за которыми она была спрятана.

Надо сказать, что на установку «прыгуна» шли в том случае, если иначе укрыть фугас не получалось. Недостаток его состоял в том, что он требовал точности при установке; в противном случае бочка либо врезалась в забор, либо взлетала вверх.


Еще до окончания Второй Мировой, когда угроза оккупации Британии была снята, большинство фугасов было демонтировано. Но, как видно на одном из приведенных выше снимков, кое- где остались лежать в земле…


Спасибо за внимание!


Если тема вызовет интерес, в следующей части будут рассмотрены огневые фугасы, фугасные огнеметы и другие зажигательные инженерные боеприпасы СССР (и Российской Империи), Германии и США.


Источники информации:


[1] А.Н. Ардашев. «Огнеметно-зажигательное оружие: иллюстрированный справочник», М.: ООО «Издательство ACT», 2001. https://readli.net/ognemetno-zazhigatelnoe-oruzhie/

[2] С. Федосеев «Огненный меч. Огневые фугасы и огненные заграждения (преграды)» Журнал «Техника и вооружение», №3, 2004 г.

[3] FM 20-33: Combat Flame Operations. Headquarters Department of the Army. July 1970

[4] https://www.dvidshub.net/image/1340632/1st-marine-division-3...

[5] http://www.zvo.su/suhoputnye-voyska/amerikanskie-ognemetno-z...

[6] https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=123160...

[7] Sir Donald Banks, «Flame Over Britain», 1946 г.

[8] D.M.Clarke, «Arming the British Home Guard, 1940-1944», 2010 г.

[9] John Weeks, «Men Against Tanks. A History of Anti- Tank Warfare», 1975 г.

[10] https://www.warhistoryonline.com/world-war-ii/flame-fougasse...