86

Первые кадры из "В бой идут одни старики"

Помните этот момент в самом начале фильма (после титров)? Там Ла-5 (уж не знаю, какой модификации) садится, его крутануло на пробеге и главный герой (Маэстро) говорит механику, что он "Лапку подломил":

Первые кадры из "В бой идут одни старики" В бой идут одни старики, Авиация, Самолет, Советское кино, Леонид Быков, Длиннопост
Первые кадры из "В бой идут одни старики" В бой идут одни старики, Авиация, Самолет, Советское кино, Леонид Быков, Длиннопост
Первые кадры из "В бой идут одни старики" В бой идут одни старики, Авиация, Самолет, Советское кино, Леонид Быков, Длиннопост

Это, видимо, кадры из реальной хроники - у съемочной группы никаких Ла не было, в качестве реквизита использовались спортивные Яки с балластом в хвосте и убранной носовой стойкой.

Я этот момент вспомнил после чтения буржуйской книжки про P-47 - там на каждом шагу встречался термин "ground-loop", который переводчики и контекстные словари переводят как "петля заземления". Обратился к специалистам и они подсказали, что по русски это явление называется "циркуль" - когда из-за разной нагрузки на стойки (например из-за момента от винта) и, особенно, из-за разного сопротивления (кочки, ямки, рыхлый грунт) самолет рыскает при посадке, чему способствует отнесенный назад центр тяжести и близко расположенная хвостовая опора (автомобилист бы сказал про короткую базу и широкую колею).

И вот только после того, как я пересмотрел этот момент в начале фильма, до меня дошла ироничность сцены, где Маэстро распекает молодого Кузнечика за точно такую же аварию. "От полётов отстранить! Назначить дежурным по аэродрому! Вечным дежурным!", - помните?

Первые кадры из "В бой идут одни старики" В бой идут одни старики, Авиация, Самолет, Советское кино, Леонид Быков, Длиннопост
Первые кадры из "В бой идут одни старики" В бой идут одни старики, Авиация, Самолет, Советское кино, Леонид Быков, Длиннопост

И вот мне интересно: многие ли, как и я, не заметили в фильме этот момент - с наказанием за такую же аварию, которую комэск сам недавно совершил? Он ведь важен для фильма - подчеркивает напускную суровость наказания.

P.S. Случай, прямо по Чехову: "Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить" - вот только зрители со склерозом, вроде меня, к моменту "выстрела" про ружьё в начале уже забывают. Обидно.

UPD:

Поправка: фразу про "Лапку подломил" Маэстро говорит не механику, а чуть позже своему коллеге - командиру другой эскадрильи. [Спасибо уч-ку Shkodnick за поправку!] И очень может быть, что это именно он "подломил" стойку шасси. Правда, тогда непонятен монтаж первой сцены... Впрочем, не суть - все же интересно, многие ли заметили схожесть этих двух аварий?

Авиация и Техника

11.3K поста18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, пересмотрите сцену с комэском, он вернулся на землю после боя, говорит, что на фюзеляже было 10 пробоин, бак вырвало, а на нем ни царапины. То есть заходил на посадку с планирования, никак не контролируя скорость, опять же возможно повреждение механизма шасси, тормозов, поэтому и лапку подломил.

С Кузнечиком история другая, он совершал учебный вылет, заходил на посадку практически в идеальных условиях на целом, неповрежденном самолёте с возможностью работы газом, регулировкой скорости и т.д. Тут налицо недостаток опыта. А наказание получил за пофигизм к произошедшему, когда после морального внедрения командира не пошёл ошибки исправлять, а кузнечиков ловить,за что получил свое прозвище.

Так что ситуации похожие, но абсолютно разные, поэтому наказания в первом случае не было, а во втором оно было необходимо

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Поперла волна переосмысления фильмов. Скоро узнаем от зумеров, что Лукашин угнал самолёт в Ленинград с целью совершить рейдерский захват квартиры на 3й улице Строителей

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы смогли увидеть в моём посте попытку охаивания? Ну, что тут скажешь - у кого что болит...

0
Автор поста оценил этот комментарий

Насчет наказания - целиком и полностью согласен. Да и в комментариях выше я писал - наказан был "по совокупности", когда продемонстрировал своё детское отношение к происходящему. Но наказание за "детство" - оно суровым не бывает. А что "лапку подломил" - так это, оказывается, и с комэсками случается.
А насчет того, чья же авария показана в начале фильма... Если это была авария не Маэстро, то вам придётся признать, что самая первая сцена - с аварийной посадкой, кадрами подломанной стойки, открыванием фонаря Маэстро и т.д. - смонтирована бездарно, т.к. по ней полное ощущение, что это всё - про один и тот же самолет и про одного и того же пилота. А как по мне, так это не бездарность - думаю, именно это Быков и хотел показать.
Насчет "бак вырвало" и посадки на планировании - вы сцену то (хронику) посадки посмотрите: там самолет садится с работающим двигателем (пропеллер крутится). Ни о каком планировании без топлива там и речи нет. Более того, авария (судя по кадрам), произошла из-за ошибки пилота при сбросе оборотов мотора: присмотритесь - собственно приземлился то он вполне нормально, и уже в ходе пробежки после приземления (двигаясь на всех трёх точках) ни с того ни с сего он вдруг накренился направо (оторвав левую стойку от земли), потом резко компенсируя крен плюхнулся на левую стойку и его крутануло с подломом стойки шасси.

Показана стандартная ошибка: у АШ-82 и модификаций вал винта вращается по часовой стрелке (если смотреть сзади - из кабины пилота). При этом мотор моментом реакции пытается вращать самолет против часовой - давая крен влево. Пилот в полете должен компенсировать этот момент, работая элеронами. А при посадке, резко сбросив обороты, "расслабившийся" уже пилот (сел ведь!) про необходимость синхронно со снижением оборотов шевельнуть ручку влево - забывает. В результате - правый крен и отрыв левой стойки. Он там без малого правой консолью землю не цапнул. Потом резко компенсировал и ударил о землю левой стойкой. Вот только после этого левая стойка пошла складываться и его крутануло влево.
Т.е., ваш аргумент насчет "бак вырвало, садился на планировании" - он как раз за то, что в первой сцене - не самолет командира соседней эскадрильи. Но может и в ваших словах есть зерно истины, и "лапку подломали" оба комэска :-). Так ещё красивее получается.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку