5

Перехват лидов конкурентов. Рабочий инструмент или неэтичная практика? Мое мнение

Как и любой предприниматель, я хочу много заявок для своего бизнеса. Но все же некоторые способы выходят за рамки моего понимания.

Согласитесь, неприятно когда названивают без причины. Одно дело, когда вы уже являетесь клиентом, например у сотового оператора, и они предлагают дополнительные услуги. А другое – когда заходите на сайт посмотреть информацию, не оставляете заявку, но через несколько минут телефон начинает взрываться от количества звонков

Причем вы нигде не оставляли контактные данные. Ну совсем не горячий лид для этой компании. Но все равно они как-то определили номер и решили записать в список, который нужно прозвонить здесь и сейчас. Такие действия не только нарушают здравый смысл, но и закон о персональных данных.

Однажды я зашел на сайт автосалона просто посмотреть ассортимент. И тут начался полный ад. Мне начали названивать каждый день и продолжалось это целый месяц. Когда попытался спросить у менеджеров, откуда у них мой номер и что они думают о законе о персональных данных – молча сбрасывали трубку.

Как это вообще работает

Решил разобраться в этой теме поглубже. Некоторые сервисы используют скрипты или трекеры, которые устанавливают на сайт. Иногда это происходит даже без ведома владельца.

Счетчик собирает все данные о посетителях: IP-адреса, поведенческие факторы и номера телефона. Бывает и так, что серыми способами такой трекер устанавливается на сайтах конкурентов и вытягивает «горячие» лиды.

На словах звучит красиво. Горячие лиды, срочно звоните им. Но на деле вы раздражаете людей и портите репутацию своему бренду. После такого спама никто не захочет иметь с вами дел.

Как мы пытались такое использовать

Скажу честно, мы тоже такое пробовали. К нам приходили ребята на пилотный запуск и в ответ предложили попробовать их сервис. Я не совсем понимал, как это работает, но согласился. Тем более для нас это было бесплатно. Нам обещали, что предоставят готовую базу номеров, где все лиды свежие и заинтересованные. И вот мы начали ее обзванивать.

Что оказалось на практике:

  • Большинство лидов старые, интересовались продуктов несколько месяцев назад

  • Некоторые люди не оставляли заявку и их данные утекли к нам

  • Часть потенциальных клиентов уже купили решение у конкурентов и вежливо намекнули, чтобы мы их не тревожили

В итоге мы прозвонили всю базу и получили полный ноль. Все время, которое мы потратили на обработку этих «лидов», ушло впустую. Возможно, если бы мы моментально звонили по поступающим данным, результат был бы немного лучше. Но всё равно остаётся вопрос: этично ли вообще так работать?

Почему это плохая идея

Перехват лидов – это

  • Неэтично. Вы нарушаете личные границы человека, который к вам никогда не обращался.

  • Противозаконно. В большинстве случаев — это нарушение закона о защите персональных данных.

  • Нерентабельно. Такие лиды чаще всего "протухшие", их интерес давно остыл.

  • Портит репутацию. Один раздражённый звонок — и ваша компания мгновенно ассоциируется со спамом.

Что же делать вместо этого

Не гонитесь за серым лидгеном, а качественно обрабатывайте существующие лиды. Многие клиенты теряются, потому что с ними неправильно работают: не выясняют потребности, не отвечают на вопросы, не предлагают следующий шаг и забывают вовремя перезвонить.

Даже в своем бизнесе я успел столкнуться с такой проблемой. Поэтому решил системно подойти к контролю и разработать свой ИИ-инструмент: он анализирует звонки, находит ошибки и помогает обучать сотрудников через тесты в мессенджерах.

Перехват лидов — все же спорный инструмент. Работать с теми, кто сам выбрал вас, всегда выгоднее, чем навязываться тем, кто даже не собирался становиться вашим клиентом.

А как вы относитесь к таким сервисам? Что думаете по поводу этого?