22

Перед обсуждением инженерки

В доме не совсем обычное отопление, да и вентиляция. Но, прежде чем перейдем к их обсуждению, немного рассмотрим мифологию вокруг отопления. Пара мифов.

Но вначале, про расчетную модель.

Для расчетов, в рамках проекта, создана довольно простая модель теплообмена:

  • весь год разбит на кванты по 10 мин.

  • взят стандартный трехчасовой метеографик (метеоархивы с замерами уличной температуры каждые три часа), конкретно - Вологда, 2015 год (просто под руки попался)

  • в каждую десятиминутку года считается экспонента нагрева (либо остывания)

  • по температуре в конце десятиминутки принимается решение о включении, либо выключении печки, из метеографика берется температура следующей десятиминутки года и считается следующий квант.

  • переменные: размеры дома, тепловое сопротивление пола, стен, потолка, площадь и сопротивление окон, теплоемкость дома и т.д. (см картинку ниже) - можно поиграть параметрами.

Миф, про утепляться особо смысла нет, 50% уходит в вентиляцию/окна/двери/астрал...

Перед обсуждением инженерки Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Жилье, Длиннопост

Годовой расчет дома 9*12*2.5, с очень хорошим утеплением (полуметровый слой минваты вкруговую), 10 м2 обычных окон (двухкамерка), дом на двоих, т.е. вентиляция 60 м3/ч, но предполагается рекуперация проветривания, с КПД 50%, соотв. в объем ставим 30 м3/ч.

Даже при полуметровых слоях минваты вкруговую, 46% тепла уходит в ограждения, 36% - окна, 18% - вентиляцию.

Даже при полуметровых слоях утепления, основные потери тепла через ограждения. Утепляйтесь, люди!

Еще один миф, про инерционные дома, которые "экономичны", про "инерция наше все" и т.д.

Типа преамбулы. Это уже моя песочница (теория управления), поэтому позволю себе простые, наглядные модели.

На воде, при скорости стремящейся к нулю, сила сопротивление движению тоже стремится к нулю. Работы (энергия) - это произведение силы на расстояние. Если задача причалить судно, то при околонулевых силах, затраты энергии будут тоже околонулевые и равные для причаливания океанского лайнера и байдарки.

Это с позиций физики в идеальных условиях (ну там всякие ветра, волнения - уберем сильным колдунством).

А с позиций "как оно по жизни" - для причаливания лайнера, за час ерзанья потребуется с десяток тонн соляры. А на байдарку - пара взмахов веслом.

И никаких противоречий с физикой нет, просто в реалии, никто не хочет швартовок длительностью примерно в вечность. Надо побыстрей.

А побыстрей, это управление и ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ (без которых, управления не бывает). Лайнер нужно вначале разогнать (вложив бездну энергии), потом тормознуть (выкинуть вложенную энергию на подогрев моря). Потом снова разогнать и т.д. И на каждый чих - соляра ведрами.

Авто на трассе и в городе. Один вес, одно сопротивление качению, МЕНЬШЕЕ воздушное сопротивление (меньшие скорости) и бОльший расход топлива.

Потому что в городе, возникает задача управление скоростью, светофоры там, которые опускают скорость до нуля, а на последующий разгон требуется 0.5mv^2, которые у следующего светофора будут скинуты на разогрев колодок. И, замечу, чем больше масса машины, тем бОльшая разница между расходами трасса - город, тем бОльшая цена ошибок управления.

Ровно тоже, происходит в инерционных домах. У нас - разогрета плита пола, под уличную -40С. В течении суток, на улице теплеет до -10С, в доме, неизбежно станет жарко, люди открывают форточки, выбрасывая тепло, тем больше, чем больше его было запасено, т.е. чем больше теплоемкость (теплоинерция) дома.

При резком похолодании, при старте разогрева дома после какой-то консервации, возникает другая проблема, мощность источников тепла достаточная для поддержания +24С при -45С, вдруг, становится недостаточной. при каких-то -15С, слишком долго разогревается и люди в дополнение к теплым полам, лепят радиаторы.

Все это разумеется не на уровне "ой все пропало", но вполне заметные явления.

Короче, цепляю интересную табличку.

Перед обсуждением инженерки Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Жилье, Длиннопост

Малоинерционный (хорошо и плохо утепленный) и инерционный (утепленный и не) в сравнении между собой и в реакции, на разницу целевой температуры в доме на 1С..

Короче выводы:

  • инерция за год, нифига не наэкономила, скорей немного проиграла.

  • Снижение температуры в доме, дает на треть бОльший выигрыш для утепленных домов и меньший для инерционных, 9,7%, против 6,3%.

При этом, разумеется, инерционные дома могут экономить. Но, уже не ЭНЕРГИЮ, а ФИНАНСЫ. Т.е. если топите печкой, нифига не экономите, если электро по ночному тарифу - то экономия.

Еще раз повторю. Речь не о драматических разницах в энергии. Речь скорей о комфорте.

Ну и о том, что теплые полы, позволяют немного экономить на разнице в целевой температуре. Опять таки, вопреки лозунгам зафанатевших теплопольшиков - немного. В пределах 0,5-1 градуса. Т.е., если вам с батареями комфортно при +24С, с теплым полом, будет примерно также, при +23С.

Теплоинерция и теплоАКБ.

Не синонимы. Да, к примеру, в стяжке теплого пола, можно накопить теплоэнергию. Но, это аналог АКБ, который дико течет, саморазряд у него.

Его нельзя зарядить сегодня, а использовать через неделю, когда потребовалось. Он за пару суток, разрядится в ноль, вне зависимости, нужно Вам в эти сутки тепло, или нет.

Поэтому, все же более перспективным, считаю теплоАКБ. Который, в случае хорошо утепленного дома, требуется в разы меньшей и емкости и мощности.

Ну и уже не мифы, а просто прикинем параметры и цену простейшего теплоАКБ.

Пойдем от печки (котла). Теплотворная способность дров, где-то 15 МДж/кг. Пусть в котле сгорает 5 кило дров в час. Это мощность порядка 5*15000/3600=20 кВт, с учетом КПД в воду пойдет поток 14 кВт, или 14*3600=50МДж. Нам нужно, чтоб этот залп не разорвал хомячка на куски. Ограничим диапазон нагрева в 30С (с +30С, до +60С) для пластиковой емкости.

Для нагрева литра воды на градус, нужно 4,18 кДж. На 30С - 4,18*30=125 кДж.

50 000 кДж (50МДж), нам хватит для нагрева 50000/125=400 литров воды. Еще раз, одна топка, при которой за час сгорит 5 кило сухих дров, нагреет бак в 400 л. на 30С.

Насколько хватит этой энергии? Я на примере своего дома, при -6С. Для нагрева на 30С (до +24С в доме), мне хватает мощности в 1,7 кВт. 50 МДж я сожру за 50/1.7=29,4 часа. Т.е. при -6С улицы, хватит одной топки в сутки.

Сколько может стоить такой АКБ? Ну, самый наглый вариант - 130 руб + пара дырявых бочек 200 л которые "вон там валяются" (130 руб. стоит пластиковый вкладыш в такую бочку).

Контур нагрева для теплых полов и предварительного нагрева бойлера - внаглую крутим спираль из труб теплого пола. Ну и утепление, коробка из двух-трей слоев пеноплекса 50 мм, с перехлестом швов. Грубо, если коробка 2*1*1 метр, это 10 м2, или примерно 12 тыс. за пеноплекс слоем 100 мм. Если покупать пластиковую бочку, то на 500 л, начиная с 9 тыс.

При -36С улицы, топить (греть теплоАКБ) - придется дважды в день.

Или брать бак удвоенной емкости. Который все равно придется топить дважды (с одного раза запаса дров в печке не хватит) :)

Или большой теплообменник (кубовый) и большую печку (киловатт на 30), этого хватит на сутки при серьезных морозах (одна топка в сутки).

Есть НО. Все это верно, для домов с очень малыми теплопотерями. Для плохо утепленных домов, изба, камень... - объемы теплоАКБ сразу идут в кубах. И прогреть такое, пятилитровым котлом, уже не получится, там все размеры и цены растут в логарифмической прогрессии.

Впрочем, о связи цен на инженерку с потребными мощностями, уже писал. Тепловой насос на 3 кВт - 30 тыс, на 20 кВт - поллимона, и, вот это все, что следует знать о последствиях слабого утепления..

Каркасный дом

209 постов1.9K подписчиков

Правила сообщества

Разрешены любые посты про деревянные дома, кроме брус, бревно и пеноблок.