ПЕДАГОГИКИ ПОСТ, ИЛИ МАКАРЕНКО ОТДЫХАЕТ?

Как-то во время приёма вечернего душа меня внезапно пробило на размышления о детях и педагогике в частности. То ли обстановка в дУше была располагающей, то ли от того, что я дико соскучилась по детям, не видя их в коридорах гимназии с марта.
В голове среди хаотичного потока мыслей я выудила вопрос: что повлияло на мой выбор профессии? Кем бы я могла стать кроме учителя? Так вот. В другой профессии я себя не представляю. Как сказала одна коллега - тот, кто проработал в школе минимум пять лет, не уйдёт из образования никогда. И я полностью с этим согласна.

Почему же мне не хватило одиннадцати лет пребывания в школе? Как и во многих случаях, в моём всё пошло из детства. Приходя будучи мелкой из школы я играла... в школу. Раздавала задания, тетради, учебники и что-то рассказывала своим воображаемым ученикам. Меня не надо было заставлять утром вставать в школу и контролировать, чтобы я делала уроки, потому что для меня это было как почистить зубы. Не в том смысле, что учёба давалась мне легко, а была для меня естественным процессом, со своими радостями и трудностями. Хотя по всем раскладам я должна была ненавидеть школу: редкий день обходился без слов «малявка» и «карлик» в мой адрес. Сейчас я понимаю, что «играя» в школу, я отматывала ситуацию назад, где уже не было «слов обидных и властных», а где я была успешной, так как находилась в роли учителя. По большому счёту, в школу я пошла работать из-за того, чтобы на маленькую толику было поменьше обижаемых детей, а также детей, которые решили, что почему-то лучше других. Некоторые коллеги считают, что если ребёнок не вылезает из троек и двоек, то значит ничего путного из него выйдет. Дворник или уборщица - вот его потолок. Как бы не так. Оценки в журнале не более, чем набор цифр, потому что на самом деле они ничего не значат. Успех ребёнка в будущем зависит не от того, насколько правильно он решает примеры или выразительно читает стихи, а насколько он понимает, зачем ему это нужно и как это может пригодиться в дальнейшей жизни. Главная наша задача - научить ребёнка учиться. Утверждение старо как мир, но очень верно. Образование идёт рука об руку с воспитанием, их нельзя разделить. Если в ребёнке не заложена ценность важности знаний, то чёрта с два вы докажете ему, что 11 лет он обязан эти знания получать. В противном случае он будет похож на машину, которая заучивает материал от точки до точки, не очень-то понимая его смысл, но выдавая в нужный момент, уже через пять минут забывая. Потому что всё, желаемая (прежде всего родителями) пятёрка получена. Миссия выполнена. Как другая крайность - ребёнок возненавидит учёбу, потому что искренне не понимает, зачем ему всё это надо, и непонимание с учителями и родителями будет только расти. Таких детей называют «трудный подросток». Звучит как диагноз.

Сложность воспитания заключается в том, что единого рецепта, как воспитывать ребёнка, НЕТ. Кому-то нужен арбуз, а кому-то - свиной хрящик. Поэтому помимо того, что надо требовать от детей усиленно грызть гранит науки, с ними надо разговаривать как с людьми со своими чувствами, эмоциями, переживаниями. Иногда душевный разговор или просто правильное подобранное слово может дать больше, чем знания. Нет «отличников», «хорошистов», «троечников» или «двоечников», есть неправильный подход, когда вместо арбуза дали свиной хрящик. Или наоборот.

Мне не зазорно обниматься с детьми, весело скакать с ними на школьной дискотеке, говорить «Привет!» вместо официально сдержанного «Здравствуй, [имя ребёнка]», когда встречаю своего ученика/цу на улице. Мне очень приятно видеть их улыбки, когда в своё дежурство по пятницам перед уроками я громко здороваюсь с ними в гардеробе и желаю успешного учебного дня. И опаздывающие после этого уже ставшего неизменным ритуала как-то охотнее торопятся пройти в класс.

Если в моей жизни случатся собственные дети, я буду к ним крайне требовательна, но «чужим» я могу простить многое... Потому что каждое утро переступая порог гимназии я... отматываю ситуацию назад, но где уже нет слов «обидных и властных», потому что я - учитель.

ПЕДАГОГИКИ ПОСТ, ИЛИ МАКАРЕНКО ОТДЫХАЕТ? Школа, Гимназия, Педагогика, Учитель, Дети, Взросление, Мысли, Длиннопост