Ответ постом на комментарий. 30.08.20243

Сегодня я постараюсь ответить постом на комментарий, присланный Уважаемым Оппонентом @Yeiradohr. Заданные им вопросы являются наиболее часто задаваемыми в комментариях к моим постам.
#comment_319950741
Текст из комментария приводится курсивом.
Мои ответы - прямым текстом, после знака //.

... То, что мы имеем на данный момент, не имеет почти ничего общего (кроме продажи ресурсов) с довоенной экономикой. Опровергните тезисы, если можно:
1. IT и наукоемкое производство в тесном соотрудничестве с западом схлопнулось. Курс на импортозамещение ведет исключительно к коррупции включая перепродажу китайского ширпотреба по кратной стоимости. Относительно ПО - идет продажа open software, собственных разработок практически нет. Собственное производство микроэлектроники заблокировано санкциями (и там своих технологий кроме мертворожденного Эльбруса тоже нет - сплошной ARM, что с технической точки зрения совершенно правильно, но об импортозамещении речи не идет).

// Я не специалист в области микроэлектроники. Однако замедления банковских сервисов, Госуслуг, мобильной связи, Интернета (кроме Ютьюб) я не замечаю, хотя пользуюсь сервисами активно и постоянно. По данному вопросу приглашаю к комментированию отраслевых специалистов - действительно ли у нас так всё плохо, как пишет @Yeiradohr? Предполагаю, что это не совсем так. Вероятно - действительно плохо, но лучше, чем пишет автор комментария. А с коррупцией сейчас борются несколько более эффективно, чем это было до 24.02.2022. См новости и списки посадок. Например:
https://news.ru/criminal/sostavlen-spisok-chinovnikov-kotory...
2. Автомобилестроение производит хлам под заказ государства, единственная причина по которой автопром еще существует - дотации и доп. сборы. Раньше оно хотя бы занимало какую-то нишу критически низкого ценового сегмента, теперь цели продавать этот хлам населению больше не ставится.
// Совершенно тенденциозное утверждение. ВАЗ наращивает производство, и продаст в этом году более 500 000 автомобилей. Также неверно утверждение о том, что отечественные марки не покрывают потребности нижнего ценового сегмента. Покрывают. Просто ещё не все привыкли к тому, что нижний ценовой сегмент подорожал. Из-за инфляции, санкционных проблем и т.д. Подорожал. Это факт, который невозможно оспорить. И ВАЗ как закрывал этот сегмент, так и закрывает. Экономика России в 2024 году начала движение к "экономике высоких цен". Пояснения по теме здесь:
Заглядывая в будущее. 29.08.2024
Пруфы по ВАЗу здесь:
https://www.interfax.ru/spief2024/965100
https://www.lada.ru/press-releases/122092
Также отмечу, что по китайским маркам, которые сейчас собираются в России, есть движение в сторону локализации. Локализацию Рено тоже начинали с ковриков.
3. Авиапромышленность в кризисе: несмотря на ваши прогнозы, фактического производства не случилось. Потребности в том, что получается без полного цикла - нет.
// Тенденциозное заявление, хотя и не лишено правды. Есть значительные проблемы с самолётом SJ-100 из-за двигателя ПД-8. Нужно время. Совсем плохо с малой авиацией - типа "Ладоги" и "Байкала". А вот по МС-21, ТУ-214 и Ил-114 в 2025 или на худой конец в 2026 году все мы будем приятно удивлены, когда разом выкатят несколько десятков новых бортов, в течение трех - четырёх месяцев после получения сертификата типа. Дело в том, что МС-21 и Ил-114 уже строятся серией. Напомню, что на одном заводе подготовлены цеха под производство 20 шт. Ту-214 в год, а на другом стыкуют уже двенадцатый фюзеляж МС-21, и ещё восемь передадут на стыковку до конца текущего года,
https://aviation21.ru/dlya-sborki-tu-214-na-aviazavode-v-kaz...
https://aviation21.ru/na-desyatom-serijnom-ms-21-zavershena-...
https://aviation21.ru/naz-sokol-prodolzhaet-rabotu-po-sborke...
Резюме: реальные проблемы есть с "Байкалом", "Ладогой" и SJ-100. МС-21, Ту-214 и Ил-114 увидим в товарных количествах в 2025 - 2026 годах. На худой конец - в 2027 году, как я и писал более двух лет назад в посте:
О жизни без неба. Импортозамещение в гражданской авиации
4. Человеческие ресурсы невозвратно утрачены, экономика официально буксует из-за недостатка рабочих рук - и это на фоне провала рождаемости. Замещение иммигрантами не сработает, нужны специалисты, а не инкубаторы.
// Спорное утверждение и педалирование темы миграции. По миграции наметилась тенденция к наведению порядка, см. новости, например:
https://www.forbes.ru/society/520123-uznal-ob-obsuzdenii-kab...
https://www.kommersant.ru/doc/6850840
Не менее спорно - безвозвратная утрата специалистов. Действительно, кто-то уехал. По разным оценкам, даже самым пессимистическим - не более 900 000 человек. Не менее половины уже вернулись. Из не-вернувшихся половина живёт "на две страны". Вот пруф из интернет-архива. Этот источник никак нельзя назвать "провластным".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмиграция_из_России_после_вторжения_России_на_Украину
https://newizv.ru/news/2023-08-24/the-economist-s-nachala-sv...
Так что по утрате человеческого потенциала - объем проблемы сильно преувеличен. И не хватает кадров не потому, что уехали или ушли на СВО, а потому, что производство растёт взрывными темпами. Посмотрите на график загрузки производственных мощностей:

Ответ постом на комментарий. 30.08.2024 Политика, Санкции, Экономика, Рубль, Alexradio, Длиннопост, Кот

https://www.cbr.ru/Content/Document/File/164702/on_2025(2026...

5. Этой весной бюджет условно сошелся за счет "разовых" "добровольных пожертвований". Во-первых, это не экономические методы. Во-вторых, полагаете в этот раз получится обойтись без них?
// Извините, но это, мягко скажем, неправда. Бюджет получил 318,8 млрд рублей от налога на сверхприбыль. Это менее 1% от суммы бюджетных расходов, которые составили 32,6 триллиона рублей...
https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38838-byudzhet_p...
6. Разрыв уровня доходов населения вышел на качественно иной уровень. От беднейших так или иначе избавились, средний класс либо перешел в "бедные", либо переключился на "непроизводительный труд".
// Отчасти правда. По данным Росстата, коэффициент фондов (разница в доходах между 10% самых обеспеченных россиян и 10% самых бедных) вырос в 2023 г. до 14,8 после 14% в 2022 г. В то же время доля россиян, проживающих за чертой бедности, снизилась до 8,5% в 2023 г. с 13,5% в 2016 г. Группы богатых и верхнего среднего класса, наоборот, растут. Почти в 2 раза выросла доля людей, среднедушевые доходы которых превышают 100 000 руб.: если в 2021 г. она составляла 5,7% населения, то по итогам 2023 г. – 10%. Одновременно группа тех, кто зарабатывает больше 100 000 руб., превысила доли двух предшествующих групп распределения.
Для ЛЛ: богатые разбогатели сильнее, чем остальные, но и остальные тоже отнюдь не беднеют.
https://www.finmarket.ru/main/article/6234810
7. Увеличение непрямых налогов (тарифы ЖКХ, утиль-сбор) опережает самые негативные прогнозы.
// Ну, тут совсем бинго... Назвать тарифы ЖКХ, которые никак не являются налогами - надо постараться. Кстати, тарифы эти выросли не выше инфляции. Официальной. А вот по утильсбору - соглашусь. Как бы его не называли - по сути это налог.
Резюме: Налоговая нагрузка действительно выросла. Но ЖКХ и утильсбор тут совершенно не причём.
8. Внешняя экономика фактически держится на продаже ресурсов: нефть, газ, зерно, метал (единственное исключение - атомная промышленность), сером импорте (а каналы перекрывают все тщательнее, так что премия за риск возрастает), и искусственной стимуляции потребления за счет оставшихся ресурсов ФНБ (печать денег для оплаты "труда", не приносящего пользы экономике).
// Очень сложно комментировать подобные заявления. Они неверны в корне. Что плохого в том, что Россия экспортирует нефть, газ, зерно и металл? У нас есть эти ресурсы и мы их продаём. Серый импорт перекрывают, да никак не перекроют. Разве что автомобили сильно подорожали, а остальное импортное - в пределах инфляции. Искусственная стимуляция потребления - близко ничего похожего нет. Есть стимуляция сбережения, путём повышения ставки. А то, что деньги, поступающие в экономику в виде, например, зарплат работникам ВПК не приводят к росту экономики - утверждение ошибочное в принципе. Мультипликатор работает вне зависимости от того, работники какой отрасли получают деньги.
9. Были пересмотрены итоги приватизации с отжиманием бизнеса - и даже не в пользу государства, но с его прямым участием. В довоенной экономике кроме Юкоса ничего подобного даже в голову не приходит...
// И вот прямо тенденция? Сколько случаев? Какие основания? Изъяты несколько предприятий либо по коррупционным основаниям, либо по основаниям стратегической безопасности. По пальцам двух рук можно пересчитать. Тенденции не прослеживается.
https://www.rbc.ru/business/29/03/2024/64e3a6769a7947634c7c9...
10. Заявленная инфляция даже не покрывает ставку по банковским вкладам, это уже указывает на недостоверность официальной статистики.
// Прошу перестать путать инфляцию по экономике в целом с "личной инфляцией" домохозяйства среднего класса. Для домохозяйства среднего класса удорожание по корзине действительно выше, по 2023 году - около 12%, в этом году будет примерно 15% (мои расчёты). Но это не инфляция! Инфляция по экономике в целом в этом году закроется в пределах 9%, как я и прогнозировал ранее.
11. В итоге имеем фиктивную экономику, управляемую в ручном режиме. Довоенная экономическая модель (а вместе с ней нефтегазовые сверхдоходы за 20 лет, как и пенсионные отчисления за 10 лет) принесена в жертву двум годам относительной экономической стабильности.
// Не без доли здравого смысла. Разберём по полочкам:
- Довоенная экономическая модель принесена в жертву. Согласен. Но её давно надо было уничтожить, потому, что она была сырьевая, с элементами индустриальной. А надо переходить к индустриальной, с элементами сырьевой. Я об этом писал здесь:
Война план покажет. О возможных изменениях экономической парадигмы Российской Федерации. 21.05.2022
- Нефтегазовые доходы за 20 лет принесены в жертву... Да нет конечно. Все эти доходы наконец - то пошли в экономику, а не в стерилизацию в резервах. И развитие видно не только в ВПК.
- Пенсионные накопления заморозили задолго до.
- Фиктивная экономика? Да нет конечно. Главный показатель реальности экономики - возможность приобретения наличного доллара в банке по курсу, близкому к курсу ЦБ.

Апдейт по прошлым прогнозам:
1. Как поживает цифровой рубль?
Хорошо поживает. Расширение пилота, благодаря которому эту форму нацвалюты начнут использовать значительно чаще, стартует 1 сентября 2024 года. Операции по-прежнему будут доступны клиентам 12 банков, участвующих в проекте с августа прошлого года. При этом доступ к нему теперь получат не 600, а 9 тысяч граждан и 1,2 тысячи компаний вместо прежних 22-х.
https://lenta.ru/news/2024/08/30/v-rossii-rezko-rasshiryat-i...
2. Как дела у рубля в качестве международной валюты - он уже побил доллар и евро?
Нет, не побил. Но и цель такая не ставилась. Основная задача по интернационализации рубля была в широком применении рубля в международных расчётах России и создание оффшорного рынка рубля. И то и другое - достигнуто. Доля рубля в расчетах за экспорт России достигла максимума с августа 2023 года — 41,6%, а за импорт — 38,1%. Таким образом, в феврале 2024-го рубль впервые стал ведущей валютой во внешнеторговых расчетах РФ.
https://www.tks.ru/reviews/2024/04/11/02/
А на оффшорном рынке рубль стоит дороже, чем по ЦБ.
https://www.profinance.ru/chart/usdrub/
3. Как дела у доллара, он уже совсем никому не нужен?
Доллар нужен всем, о чём я многократно писал, например, здесь:
Боже, храни Америку! 07.01.2024
А дела у доллара - в соответствии с моими предположениями. Доллар начал падать к основным мировым валютам
https://www.profinance.ru/chart/usd_index/
Если придёт Трамп - то он обвалит доллар до 1,5 к евро и до 2 к фунту. Тем самым забивая дополнительные гвозди в крышку гроба европейской экономики, и снижая стоимость госдолга США.
4. Есть ли достижения по общей валюте БРИКС? Есть, но медленнее, чем хотелось бы. Напомню также, что речь идёт не о "гражданской" валюте, а о валюте международных расчетов, типа ЭКЮ.
Пока основная тема в рамках БРИКС - это создание системы расчетов в национальных валютах, без использования доллара США.
https://ria.ru/20230803/valyuta-1887931184.html
https://tass.ru/ekonomika/21723793
5. Как решен вопрос с зависшими рупиями?
Детальной информации нет, но вроде-как разработан какой-то механизм по оплате этими рупиями импорта из третьих стран. Также часть рупий инвестирована в фондовый рынок Индии.
https://ria.ru/20240506/eksport-1943466559.html
https://www.gazeta.ru/business/news/2024/05/07/22953175.shtm...

Частное обращение: сегодняшний пост - фактически, новый формат. Надеюсь, он окажется интересным. Дело в том, что отвечать на такие комментарии в комментариях большого смысла нет, ответ потеряется. А вот в формате поста - ответ сохранится. И может стать предметом для дополнительной дискуссии. Ещё раз отмечу, что несмотря на некоторую эмоциональность исходного комментария, поставленные в нём вопросы вполне актуальны, и отвечать на них было интересно.

С Вами - AlexRadio. На связи!

P.S. Не так давно я заключил с пользователем @ksysol пари, на ключевую ставку.
#comment_287570232
Я предполагал, что ставка к 31.08.2024 будет не выше 10%. Проиграл.
По условиям пари отправляю 3к на поддержку котиков @IrinaKosh
Приглашаю всех желающих присоединяться к поддержке.
Котики сами не заработают, у них лапки.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
103
Автор поста оценил этот комментарий

>замедления не наблюдаю

Так вопрос не в том, что сервисы сломаются. В мире IT нет проблем перемасштабировать из акамая в селектел.

Вопрос в том, что
- снизится скорость разработки: из-за отъезда ряда наиболее востребованных на мировом рынке разработчиков, из-за отсутствия деловых связей, из-за санкций на железо, из-за дубовых законов про "отечественное ПО"

- уже снизилась трансграничная доступность сервисов (VPNы, как с эндпоинтами за рубежом для россиян, так и в России – для уехавших, стали необходимостью). Кто-то, как я, пользуется туннелями с 2013 года, с первых блокировок, но массовым явлением они стали всё же позже

Я профессионально не связан с производством высокотехнологичной электроники и автомобилей, но вижу ровно тот же эффект: единовременно полного опустошения не случается, но
- то, что было доступно в 2022, остаётся, более новые разработки проникают с трудом и с дикой наценкой

- то, что стоило $100, начинает стоить $150. В рублях эффект ещё более неприятный.

раскрыть ветку (16)
44
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо описал. Я не очень понимаю эти рассуждения про: "ну отрасль же не умерла." Конечно, нет. Но! Во-первых, то что Алекс перечислил было и до этого, уж на поддержание старых продуктов людей хватит, вопрос в дальнейшем развитии. Во-вторых, это возросшая сложность из-за того что вы перечислили, и добавлю, если вы хотите свой продукт продавать за пределами СНГ, то придётся открывать юр. лицо за пределами, возможно делать независимый сервис что бы не ассоциировать себя с Россией и так далее, а это ещё накидывает к сложности и расходам.


Часто когда идут рассуждения про урон ИТ рассказывают про умер/не умер, но это не 1 и 0, тут вопрос в том сколько все эти сложности нанесли урона ИТ, много или мало. И тут так просто не скажешь, а рассуждать как Алекс это очень поверхностно.

раскрыть ветку (5)
26
Автор поста оценил этот комментарий

софт, используемый сейчас, вероятно, устареет через пять лет. Пользоваться им по большей части будет можно, но програмные уязвимости никто (кроме энтузиастов) устранять не будет, и интеграцию новых сервисов (например, сейчас идет мода на интеграцию AI куда только можно) ожидать не следует.


Маловероятно что вокруг российских форков open source софта для гос.сферы за пять лет вырастет коммьюнити [энтузиастов софта для гос.сферы] сравнимое с западным.

ещё комментарии
26
Автор поста оценил этот комментарий

В IT-то ладно, пока не намечается полный разрыв коммуникаций с миром, люди смогут догонять. Как значимый поставщик и игрок на мировом рынке Россия сильно потеряет, но тут сама отрасль динамичная, люди больше тридцати лет умеют вытаскивать информацию из любой дыры – ещё с советских времён. Эти же люди, собственно, строили первый, свободный интернет.


В прикладной науке, завязанной на единое пространство англоязычных публикаций и конференций, гораздо хуже будет, к сожалению. Госзаказ со стороны военного заводика и журналы из РИНЦ не заменят мирового академического пространства и мобильности.

23
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы добавил про IT - мотивацию работать. До этих диких санкций можно было делать что-то новое и интересное. Сейчас же очень много сил будет уходить, чтобы просто еще раз переизобрести калькулятор, БД, ОС и тд, которые уже очень давно сделали и они работали прекрасно. Какая вообще мотивация у программистов это все переписывать, импортозамещенные калькуляторы БД и тд ?

раскрыть ветку (4)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Именно с этой целью – мотивация минимальная.

Пока рынок был един, был смысл находить недостатки существующих систем и делать какие-то прикольные новые вещи (Clickhouse, Tarantool, PostgresPro).

раскрыть ветку (3)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Clickhouse уехали из России еще вроде до войны, а может и сразу как компанию открыли. В соседней комнате сидели со мной - они были частью Яндекс метрики. Возможно даже какие-то мои фиксы до сих пор в click house есть ;)

раскрыть ветку (2)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Ага. Товарищ в испанском юрлице с 2021 года, да.

Но сделали-то изначально в российском Яндексе для внутренних нужд)

раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Яндекс вообще норм местом был до 2014 года. Без Сегаловича как-то он в разнос пошел :(

Я как сотрудник 2 раза с откровенным кидаловом сталкивался в 2014-2015м

6
Автор поста оценил этот комментарий

По ит скажу так, как человек который тарит в компанию железо итшное и всякое ПО. Стало сложнее, но не задница, стало дороже, но не адски, всё равно в ИТ железо (у нас своё, он-премис, не облако) составляет не сильно большую величину в затратах на общий бюджет компании. Смотрели отечественные аналоги на серверы и виртуализацию, скажем так есть сильно позитивные сдвиги (относительно доСВОшных времён) в качестве наших продуктов и видно стремление это делать у некоторых отечественных вендоров. Но пропасть в функционале с теми, кто это делал на весь мир ранее, пока глобализация не показала свою "не глобальность" всё же приличная. Также пока что цены на параллельный импорт на (сильно примерно) 30% ниже отечественных особенно реестровых решений. Тем не менее жить и балансировать можно, общий тренд на переход на отечественное (реально без шуток есть достойные решения) будет расти и увеличиваться. Надеюсь только что в руководствах ИТшных наших вендоров будет больше чем гребунов бабла тех, кому интересен хороший продукт. И я вижу такие направления, думаю в ближайшее время они станут более зрелыми и их использование можно будет масштабировать сильнее чем сейчас. Надеюсь наши не пойдут на действия аналогичные утиль сбору для форсирования перехода на "своё" ИТ, это хреновая история.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Добавлю свои 5 копеек.
ПОКА в ИТ все не так уж плохо, но пугают тенденции:
- вывод в Росреестр опенсорсных проектов. Т.е. превращение их в закрытые со всеми вытекающими. Сейчас это происходит с целью импортозамещения, но те, кто выживут и смогут развиваться - станут монополистами
- низкая квалификация кадров, очень много "вайтишников". Добавьте сюда кадровый голод и отсутствие системного вузовского образования, и через несколько лет качество и количество российского ПО упадёт до уровня плинтуса. А затраты вряд ли уменьшатся

Новости хорошие для реально крутых спецов (они буду снимать сливки), но для отрасли и страны в целом - это деградация
@AlexRadio,
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тут, к сожалению, с двух сторон. Где-то наши переусердствуют, но есть и случаи когда лидеры СПО закрывают доступ для компаний РФ (недавняя стория с форком тераформа тому пример). Общая адекватность, отсутствие шапкозакидательства и тотальных безумных ограничений в целом позволит оставить ИТ нашей страны, России, на плаву даже с учётом санкций. Это моё имхо, просто мой взгляд, не более того.

3
Автор поста оценил этот комментарий

По процессорам весь прогресс заморожен на неопределенный срок из-за сво: можно разрабатывать что угодно, но физических кристаллов по относительно современным тех.процессам отгружать не будут.

По любым другим комплектующим ни о каких успехах мне не известно.


По сборке компьютеров из импортных компонентов преимущества "отечественных" решений не очевидны

1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за актуальную статистику!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку