Ответ на пост «Высшее образование нужно»

Как человек, получивший высшее образование сильно до бакалавриата и прочих извратов, немного поправлю этот поток снобистского сознания.

Высшее образование действительно нужно мало кому (1)(и то, что автор этого не понимает - серъезная недоработка преподавателя философии); из тех, кто высшее образование получает/получал, оно скорее вредит 3/4 (2); большая часть перечисленного должна даваться ещё в школе (для фиксации и стандартизации чего был придуман ФГОС, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) (3).

Почему высшее образование нужно мало кому, особенно сразу после школы?

Потому, что из выпускающихся из школы детей, несмотря на красивые слова о "прекрасном будущем", "всех открытых дорогах" и "аттестатах зрелости", 3/4 пойдет работать рабочими и служащими, не сделает "суперуспешную" карьеру, проживет всю жизнь в полученной по наследству/съемной жилплощади и тихо, незаметно помрёт по наступлении старости.

Потому что экономика большинства стран мира, включая Россию, банально не предполагает такого лютого количества вакансий для специалистов с высшим образованием. В 90-е и 00-е был такой лютый переизбыток избыточно квалифицированной рабочей силы, что слесарей, каменщиков, дворников и продавцов в рознице с "вышкой" было как того самого - за баней.

Более того, это разбаловало работодателей до того, что подобный избыток начал восприниматься как нечто должное и само собой разумеещеся - и "вышку" стали требовать вообще везде (в том числе и там, где она не нужна ... совсем).

Я уже не говорю, что из тех профессий, что предполагают наличие высшего образования, большая часть - путь в нищету и/или личностную деградацию (смотрим, например, на педагогов и большинство врачей), а меньшая для большинства людей недоступна (либо стоит дорого, либо требует направления от производства, на которое просто так "с улицы" не попадёшь, либо имеет сильно ограниченный пул вакансий).

Почему полученное высшее образование большинству (до 3/4 по моим личным наблюдениям) его получивших скорее вредит?

Самая частая причина хорошо известна как минимум на Западе и описывается выражением "look at all the things you won't get" - "смотри, вот всего этого у тебя никогда не будет".

Правильным образом полученное высшее образование должно сочетаться с определенным складом характера и силой воли для вступления в высококонкурентную борьбу "за место под солнцем" - вакансии, гранты, премии, звания, должности...

...или ты будешь хорошим специалистом за копеечную зарплату, в то время, как всякое "зубастое" шакальё будет деньги зарабатывать, не разбираясь ни в чём и не зная ничего.

Отсев настолько жёсткий по личностным качествам, что в практически любой школе/институте руководство - отъявленные мрази, "успешные" преподаватели - те, кто у мразей "на подсосе". В ССУЗах попроще, там нормальных людей встретить можно чаще.

Я в свое время - в начале нулевых - в школах работать не смог, хоть и попытался. Сначала в хобзайке преподавал, потом - недолго в науке побыл, потом ушёл в управление качеством на производство, потом в частное преподавание (где и остался).

Не потому, что денег в школах мало. Деньги есть, но не для всех... Сильно не для всех.

Не потому, что "с детьми трудно". С детьми нетрудно, если самому нормальным человеком быть и обращаться с детьми как с маленькими, но людьми.

И даже не потому, что родители замучали - родители в массе своей замученные работой, бытовухой и накопившимися собственными решениями в жизни Homo Sapiens. Они не знают, что с детьми делать - поэтому они надеются на школу, в которой единицы умеют и знают хоть что-то, напоминающее профессиональные компетенции.

Я ушёл из-за коллег.

Из-за тех самых улыбчивых бабушек и интеллигентного вида женщин, которые так мило стоят на фотографиях с вашими детьми.

И которые жрут друг друга, как только выключается свет и начинается делёжка денег (часов, грантов, номинаций, классного руководства и пр.). Такого двуличия и такого яростного желания втоптать конкурентов в грязь я не видел нигде - ни до, ни после.

Выбор был простой - либо "живя с волками, по-волчьи выть", либо уходить; своими принципами никогда не поступался и не собираюсь - поэтому и ушел.

Было время, когда я после этого работал на производстве квалифицированным рабочим; и я могу со стопроцентной уверенностью заявить - в рабочей среде искренность, доброжелательность, вежливость и "чувство локтя" встречаются гораздо чаще, чем среди тех моральных инвалидов после педагогического института, с которыми меня сталкивала жизнь.

А ведь они могли бы морковку выращивать и салаты по банкам раскладывать, забывая про работу на выходе с предприятия.

Последний вопрос - это то, что перечисленное автором в качестве "плюсов" высшего образования - знания, умения и навыки - должно развиваться в детях в школе.

Но этого, однако, не происходит - в школе в детях развивается только хронический гастрит, сколиоз и миопия (и прогрессируют приобретаемые дома, в любящих семьях психические расстройства).

Почему так происходит?

Потому что, как высказывался один древний философ, "учитель может научить только быть таким, каков учитель". И если учитель - неграмотное, злобное, алчное чмо, то и научить он может только этому.

Поскольку денег хочется всем (и учителям, внезапно, тоже) - тут, опять же, выбор небогатый: либо быть "на подсосе" у руководства, либо брать частные уроки, либо следовать совету мудрейшего представителя Правительства РФ и "идти в бизнес".

Частные уроки могут протащить без ущерба для работы в школе очень немногие - требуется очень хорошо развитые навыки управления временем - да и жизнь такая сильно неполезна для здоровья.

Поэтому школьные учителя делятся на бездарных овощей, которые все свое время уделяют на бытие хорошими для руководства; на самородков-бессребренников, медленно теряющих разум и душу от надрывной работы за копейки; и на тех, кто работает в частных школах на качество за пристойные деньги.

И только у последних есть время, здоровье и мотивация чему-то детей организованно и последовательно учить.

А сколько их, частных школ, в России? Очень, очень немного. Тем, кому повезло родиться в обеспеченных семьях, по лютому конкурсу имеют принципиальную возможность чему-то обучиться.

А всем остальным остаётся в лучшем случае заниматься самообразованием, слушать набившую оскомину ложь про "иди в институт сразу после 11 класса, и будешь хорошо жить", затем разочаровываться в людях, в жизни, и становиться завсегдатаем наливайки на углу.