Ответ на пост «Плати чаевые, жмот!»

Внесу свои 5 копеек со стороны официанта.

Работаю в общепите с 19го года.

Нач-во любит офикам говорить фразы а-ля "официанта не интересует оклад, проф. официант работает на чай" или "если у вас чай меньше 10%, то поздравляю, вы - плохой официант". Считаю это хренью, так как в комментах под оригинальным постом можете сами почитать мнение людей о чаевых офикам, это не показатель профессионализма официанта.

Я считаю, что профессионал в сфере обслуживания стремится оказать качественный сервис всем гостям. Сам стараюсь так же, но эмоционально иногда приходится очень трудно держать эту планку, т. к. офик не только еду носит, он еще и фильтр негатива. Почти всегда недовольство гостя в любой форме по делу/не по делу выгребает на себя офик, а уже потом транслирует суть ответственным людям. Плюс работа на ногах (20к шагов за смену в сезон - это еще не предел, у меня бывало и 30к, а я в основном за баром то, карл!), таскание посуды (один полный поднос весит плюс - минус 7 кг), ну и позитив и лучи добра всем вокруг, даже если внутри ты уже выжат, как лимон, и такой же кислый. Ну ладно, везде есть плюсы и минусы. У офика плюс - чаевые, минус - здоровье идет нахер, почти всегда забирая с собой и нервы. Тяжело, в общем и целом, официанту, хотя раз уж работает, значит есть зачем, это касается и меня. А раз уж работаешь, то изволь делать свое дело хорошо.

Это я про официанство чуть поныл, теперь хочу про чай.

Чаевые - это поощрение за хорошую работу. Это может быть какая то денежка, может быть что то иное (мне дарили, например, дорогую сигару, или пару сертификатов в алкомаркет, ребенок подарил пластилин :D). Вы сами решаете, кого поощрять, а кого нет.

Хочу ответить на пункты ТСа:

  1. Нормальный коллектив работает "в кружку" т. е. на общий чай, а потом делится с кухней, с мойщицей, с остальным персоналом, и делит остаток между собой. На личный чай работают либо если коллектив говно, либо если офик жадное говно.

  2. Не могу согласиться с этим полностью. Отчасти - да, согласен. Но... Есть куда более бесполезные люди (например, риелторы, перекупы, автодилеры) которые гребут еще бОльшие бабки и не платят либо обходят налоги. Ну может я и не прав, но все равно не согласен.

  3. Я оставляю чай курьерам, офикам, барменам, парикмахеру, таксистам. Это если мв говорим о деньгах. А так вообще я за то, чтобв поощрять людей, когда они поступают правильно. Например, кассир в условной пятерочке вернула вам лишние деньги, т. к. Вы ошиблись и дали больше, чем нужно - ну купите ей шоколадку, скажите, что она или он умница:). Надо беречь и поощрять в окружающих добро. Наивно, может, но мне кажется так мы сами себя воспитаемв итоге:).

  4. По-моему, такой же пункт, как и предыдущий. Хочешь - поощряй всех, не хочешь - как хочешь, это твой выбор.

  5. Тут не поспоришь, маленькая зп, потому что за эту маленькую зп идут работать, и даже конкуренция есть (если говорить о более менее нормальных заведениях).

  6. То, что зп офика с чаем не справедлива относительно зп учителя, например, я согласен. Но я тогда предлагаю сначала к футболистам предъявить претензии, за что им такие бабки :D. А формулировка "должен оставить чаевые" сама по себе не верна. Желательно оставлять чаевые, если вам конечно все понравилось, но это точно не обязанность, а кто говорит вам про "должен" - жадина, фу таким быть.

  7. Если вас принуждают оставить на чай, то согласен, это конечно же переброр (тс пишет про сервиснвй сбор или озвучивание суммы "вместе" с чаевыми). Если нет, то не согласен.

О сервисе.

Если у вас приняли заказ, подали еду и напитки, затем убрали грязное и рассчитали, то это не сервис, тут и поощрять нечего. Офик просто сдедал базу своей работы.

Сервис - это когда офик доброжелательно вам улыбается, дружелюбно общается, подсказыает по меню, рекомендует напитки, следит за вашим столом, чтобы он был чистый, подливает напитки после первого разлива (по правилам именно первую порцию напитка должен налить офик), предлагает апперитив, дижестив, десерты, оперативно реагирует на ваши просьбы, не отказывает, если чего то нет (например нет блюда или напитка в меню, или заняты все зарядки для телефонов и офик принесет для вас свою личную), когда не бросает ваш стол после рассчета, если вы не ушли сразу, прощается с вами, проводит до выхода, и радуется вам в ваш следующий визит.

В зависимости от заведения, в которое вы пришли, что то из этого, или все сразу, будет уже частью базовой работы официанта, или не будет, тут уж смотря куда вы пришли.

В общем и целом, чай - это благодарность, а не обязанность. Но крайности типа "почему я чаевыми должен компенсировать низкую зп официанта" это такая же дичь, как и мнение официанта, что гость ДОЛЖЕН оставить минимум 10% от счета в качестве чаевых. Цените честность, доброту и внимание обслуживающего персонала, а хамам не оставляйте ничего и жалуйтесь на них управляющим или в жалобную книгу, это работает) Всем позитива!