Ответ на пост «Иностранцы о фильме "Чучело". Говорят, актриса там просто гипнотизирует»

Многие хвалят этот фильм и повесть, а мне ни то, ни другое совершенно не зашло. Причина - неправдоподобность.

Картонные дети. Картонно "хорошая" Бессольцева,  девочка с комплексом спасательницы, до последнего прощающая и выгораживающая предателя-Сомова, ангельски кротко (до эпизода с предательством) сносящая насмешки класса над собой и даже поддакивающая им в унисон. Как будто у неё вообще нет либо самоуважения, либо мозгов. Хотя любой ребёнок её лет хотя бы возмутится, видя, что над ним и его семьёй так откровенно насмехаются.

Но автору повести очень важно создать образ святого агнца для заклания, поэтому Лена вот такая.

Сомов - абсолютно картонный подлый красавчик, у которого нет ни одной хорошей черты, ни малейших зачатков совести, который делает хорошие дела и говорит хорошие слова исключительно "на публику". Неважно, состоит ли "публика" из всего класса, одной учительницы или одной влюблённой девочки.

Остальные туда же. Совершенно стереотипная красивая тварь Шмакова, трус Васильев, "правильная" Железная Кнопка. Единственный персонаж, переживший в повести хоть какой-то личностный рост и поэтому кажущийся хоть немного живым на фоне остальных - Рыжий. Но из фильма его убрали, а всем остальным даже не попытались прописать новых черт личности. Как были картонными статистами, так и остались.

В сюжете повести (следовательно, и в фильме, который следует ей практически побуквенно) тоже есть очень много неправдоподобных моментов:

1. Если Лена Бессольцева переехала к дедушке в какую-то глухомань, при этом родители даже потратили силы и время, чтобы устроить её в тамошнюю школу, значит у них на то были веские основания. И теперь вопрос: как Лена собирается в середине учебного года просто так взять и уехать? По своему желанию? Не предупредив родителей? Которым ещё предстоит урегулировать этот вопрос с руководством школы и думать, что делать с дочерью и дедом, свалившимися им как снег на голову в середине октября?

2. Истеричная учительница, которая постоянно задалбывает детей разговорами о своей свадьбе и бьёт об пол копилки с чужими деньгами, узнав, что ученики ушли с урока, сразу же несётся к директору, который тут же на месте подмахивает приказ о том, чтобы ученики никуда не ехали. Во-первых, кто ей позволяет так себя вести. Во-вторых, она руководствуется показаниями одного ученика, чтобы наказать весь класс. А что бы она делала, если бы остальные (ну, кроме Бессольцевой, разумеется) пошли бы к директору и в один голос повторяли версию Сомова?

В-третьих, а ей самой в этом случае взыскание и наказание не положено, случайно? Потому что если да, то создаётся впечатление, что красотка-учительница Маргарита Ивановна просто-напросто спит с директором, поэтому к ней такое особое отношение: и в Москву отпустят к жениху, не поставив на вид проступок класса, и приказ о наказании всех учеников состряпают за пять минут.

3. В книге дед Бессольцевой  - откровенно долбанутый старикан (в фильме его образ был значительно сглажен Никулиным, что хорошо). Взял себе ребёнка на пожить, не имея никаких условий для этого. И плевать, что он там коллекционирует, хоть картины, хоть ядерные боеголовки, хоть пуговицы от штанов. Это не повод ходить в обносках, демонстративно вести себя, как городской сумасшедший, и не замечать, что тебя стесняется твоя же внучка. А как он Лену из-за картины ударил?

4. Дети в повести превращают травлю в забавное развлекательное шоу. И чучело соломенное не поленились состряпать, и с масками в дом Бессольцевой лезут, и песни поют, окружая её, чтобы избить, и почти спокойно реагируют на то, что она, придя на день рождения к Сомову, куда её никто не звал, гримасничает и прыгает, перечисляя все их грехи.

Обычные подростки эту Лену, стоило ей заявиться на порог дома Сомова, выкинули бы оттуда, не успела она и рта открыть. Не исключено, что и избили бы, а то слишком много о себе возомнила, чучело гороховое.

5. Лена (да, опять про Лену) что в повести, что в фильме, до самого конца ведёт себя как дурочка с переулочка. Как можно не понять, когда над тобой откровенно смеются? Зачем провоцировать малолетних упырей и упыриц, демонстративно расхаживая по улицам под ручку с Сомовым, и заявляться на его день рождения, чтобы "свести счеты" с обидчиками? Как уже было сказано выше, её там никто и слушать не стал бы: вытолкали за дверь и дело с концом. И это ещё был бы самый благоприятный исход.

6. Стая упырей, увы, не превратилась бы моментально в стаю кротких ангелочков, узнав всю правду о Чучеле. Скорее, они сказали бы про нее: "Чью она там на себя взяла вину, по какой причине  - её личное дело. А нам она просто не нравится. Вот и хорошо, что свалила. Скатертью дорожка, Чучело".

7. Ну и конечно, абсолютное большинство класса (опять же, за исключением всяких там железных кнопок, чьё мнение в принципе не учитывалось бы) не стало бы исключать из круга общения красавчика-Сомова вовсе не потому, что они переосмыслили свой опыт с Чучелом и поняли, что травля - это плохо. А потому, что кому оно надо, ссориться с сыном богатеньких родителей,  в доме у которого можно и пирожных нахаляву пожрать, и пластинки послушать, и на машине покататься?

Ни повесть, ни фильм, к сожалению, не дают никакого представления о реальной травле. Лишь превращают её в яркое маскарадное шоу с песнями, плясками "злых" волков и медведей вокруг доброго "зайчка" с ритуальным сожжением чучел и ангельским прощением в конце.

Кому-то подобное заходит. Кому-то, как мне - нет.