Ответ на пост «Гуманитарий и ЕГЭ по информатике»1
Прекрасная история, очень рад за Федю. Плюс очень хороший репетитор, респект!
Вспомнилась история из жизни.
Я не репетитор, один раз читал «лекции» в летней школе информатики для детей по Криптографии (!) и два семестра работал помощником преподавателя по компьютерному моделированию в одном малоизвестном европейском вузе (от нужды, не по призванию).
Параллельно учился в том же вузе на Master of Science по компьютерному моделированию, в основном MATLAB.
И был у нас такой предмет, назывался Tools. Там мы вперемешку с машиностроителями проходили за один семестр все подряд от Bash-скриптов и Subversion до Python и Matlab. Все под Ununtu, в общем типичным доморощенным Виндовс-юзерам без бэкграунда было непросто.
Экзамен длился 2 часа и проходил сугубо на бумаге (!). Надо было ответить много вопросов с выбором и написатьдве программы на python и MATLAB. Единственное что спасало - если правильно делал в семестре домашние задания, то получал пункты. От 85% пунктов за семестр можно было получить + 1 балл к оценке, за 65% +0,7 и за 40% 0,3 балла (точно не помню, но как то так). Система Европейская, 1 - высший балл, ставятся еще 1.3 или 1.7 ну или 2 и т.п.
Я много инвестировал времени в предмет и в силу своего обширного опыта с python и MATLAB решил таки на экзамене обе нетривиальные задачи.
В итоге из потока наивысший балл получил я один (с учетом +1 балла на ДЗ). Отрыв от второй оценки был 1,7 балла (!). То есть 1, затем одна на 2,7 и затем много выше 3 и половина не сдала.
На потоке было много индусов с машиностроения, которые меня после публикации результатов сразу поставили в один ряд с коровами и стали всегда смотреть с уважением и даже называть по имени, хотя мы не были знакомы.
И вот одна девушка из Камеруна попросила помочь. Она была одной из тех, кто завалил экзамен полностью. Так как мы ходили на этот предмет в одном и том же семестре, мы были отдаленно знакомы, но даже этого хватило, чтобы сказать, что программирование не ее. От слова вообще.
Репетиторством профессионально никогда не занимался, но ей нельзя было проваливаться, потому что следующая попытка была крайняя (три раза не сдал один и тот же предмет - вылетел).
Ну и по доброте душевной решил я помочь. Мы занимались информатикой регулярно, я ей давал ссылки на туториалы (тогда онлайн-обучение еще только зарождалось) и требовал выполнения домашнего задания. Потом помогал исправлять, указывал на ошибки, и ДЗ сдавалось.
Надо отдать ей должное, она очень старалась. Поначалу не шло совсем. У нее не было практически никакого бэкграунда (математики или алгоритмов), только более-менее уверенное знание ПК и воля к победе.
В итоге она набрала на домашних заданиях +0,7 балла и сдала в сумме на 2,3 (!!!). Это был отличный результат, я был очень приятно удивлен. И помню это до сих пор. Даже, можно сказать, горжусь своей ученицей.
Через семестр она попросила помочь с дипломом, нужно было писать что-то на python. Но так как я бы сам по уши в -дерьме- своей магистерской работе и провалившемся стартапе, я ей вежливо отказал.
То, как я чуть не написал «диплом» о биткоине, когда он стоил 100€, но в итоге писал о никому нах не нужной фигне, и как меня спустя годы приглашал тот же профессор к изучению криптовалют - это немного другая история.
Но пример Камерунки мотивирует меня до сих пор. Воистину, терпенье и труд все перетрут.