Отправили в трудовой лагерь Германии, но злой НКВДшник все равно нашелся на Родине. Мнение об игре Torn Away

Отправили в трудовой лагерь Германии, но злой НКВДшник все равно нашелся на Родине. Мнение об игре Torn Away Рецензия, Игры, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Игровые обзоры, Длиннопост, Компьютерные игры

Неплохая игра на один вечер, визуальная новелла с платформингом в духе Inside, только с топорными прыжками и без головоломок. Геймплейно, конечно, однообразно и скучно, но сама история трогательная и сделана с душой, хотя некоторые моменты, связанные с подачей истории ВОВ, смущают и разочаровывают.

Думаю, основной задумкой было показать судьбу маленького человека в условиях разрушительной войны, трудную жизнь мирных жителей обеих сторон, без привязки к подвигам советской армии и преступлениям немцев. Эдакое обезличивание конфликта до антивоенной позиции, это не в плюс и в не в минус игре, а просто данность, которую стоит иметь в виду. Вопросы вызывают спорные исторические моменты, параллели и акценты. То, что были фильтрационные пункты для проверки населения с оккупационных территорий это правда, и там вполне могли устроить допрос с пристрастием, проверку документов и личной биографии, но это больше про начало войны (например, в книге Василь Быкова "Дожить до рассвета" упоминается прохождение героем фильтрационного центра в 41-м после долго блуждания в глубоком тылу во время отступления части). А уж весной 45-го, после освобождения Белоруссии, Прибалтики и Польши, после открытия ворот концлагерей, такого строгого отношения к гражданам, прибывшим из трудовых лагерей и плена, не было, тем более к детям. Поэтому эпизод со злым НКВДшником, который высказывает девочке претензии в пособничестве немцам и хочет отправить ее мыть полы, это перебор, очередная клюква. Казалось бы, большая часть игры проходит на территории Германии, во время работы в трудовом лагере и после побега, значит эпизод с допросом должен быть с участием немецкого "НКВДшника", какого-нибудь начальника лагеря или Гестапо. Но нет, такой нашелся только на родине в СССР. Разработчики сказали, что опирались на документы, предоставленные организацией "Мемориал", что уже звучит сомнительно и недостоверно.

Отправили в трудовой лагерь Германии, но злой НКВДшник все равно нашелся на Родине. Мнение об игре Torn Away Рецензия, Игры, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Игровые обзоры, Длиннопост, Компьютерные игры

Про доброю немецкую Фрау, которая откуда-то знает русский язык и согласилась приютить и спрятать бежавшую из лагеря русскую девочку это, конечно, та еще сказка. Может и были такие случаи, но это настолько редкое исключение, что глупо это вводить в игру, если не стоит цель обелить граждан Германии и выставить их в хорошем или нейтральном свете. Все они знали, что происходит на Востоке, и также получали письма с фронта от своих сыночков и мужей фашистов, которые порой во всех красках описывали им расстрелы и казни людей, хвастались количеством убитых. Вообще, в игре четко прослеживается старая риторика, что враг - это солдаты вермахта, некая абстрактная грозная сила, агрессивная, но вот она где-то там на горизонте, ведет огонь из-за кустов. А вот жители Третьего Рейха - милые порядочные люди, не все конечно, есть и доносчики, что тоже показано в игре, но все-таки шанс попасться на добрую сочувствующую женщину довольно велик, судя по сюжету. Фашисты здесь не более чем декорации и молчаливые статисты, что удивительно, ведь выбирая местом действия трудовой лагерь в Германии, основным лицом зла и несправедливости должны быть как раз немецкие полицаи и смотрители.

Отправили в трудовой лагерь Германии, но злой НКВДшник все равно нашелся на Родине. Мнение об игре Torn Away Рецензия, Игры, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Игровые обзоры, Длиннопост, Компьютерные игры

Странной деталью является и то, что работники трудового лагеря, попросту рабы и похищенные люди, каким-то образом могли получать письма из СССР. Списки угнанных в Германию сталинградцев смогли составить только после их возвращения на Родину, и то данные были неполные.

Ну и финальная сцена в сожженной деревне - конечно, жизнь после войны, даже в 50-е, была очень тяжелой, многие дети остались сиротами, без родни и дома, но все-таки с бродяжками и беспризорниками государство старалось бороться, их помещали в детские дома, приюты, в школы, кто-то усыновлял, но уж совсем одинокая жизнь детей на пепелище деревни выглядит слишком депрессивной. Возможно, авторы хотели показать этим не дальнейшую судьбу девочки Аси, а общий символ разрушения старого уклада жизни.

Отправили в трудовой лагерь Германии, но злой НКВДшник все равно нашелся на Родине. Мнение об игре Torn Away Рецензия, Игры, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Игровые обзоры, Длиннопост, Компьютерные игры

Противоречивая игра, но отрицательный отзыв поставить ей все-таки не могу, потому что чувствуется, что она делалась с душой. По крайней мере, во время прохождения я смогла почувствовать любовь и тоску девочки по Родине, боль за то, что с нами так поступили, увидела контраст сытой мирной жизни немецкого городка и черной разрушенной деревни в Сталинградской области. С матчастью разработчикам стоило поработать получше, использовать более надежные и разнообразные исторические источники, подробнее раскрыть условия жизни в трудовых лагерях, конкретнее расставить акценты, и, самое главное, честнее показать, что за зло и страдания пережили советские граждане в немецком плену и оккупации.

Что понравилось:
- приятная рисовка
- милая озвучка
- сцены в разрушенном городе и деревне сняты атмосферно и кинематографично
- тема ВОВ, Второй мировой
- главная героиня из Сталинграда)
- детская психология - показано, как ребенок справляется со стрессом и одиночеством с помощью общения с игрушками
- серьезная тема жизни и судьбы мирных жителей во время военных действий
- трогательные моменты, записки и рисунки
- не считая финала, в целом игра сделана с душой
- интересные геймплейные вставки от первого лица
- зимняя атмосфера, красивый лес, напоминает Long Dark

Минусы:
- однообразный геймплей
- медленные анимации
- топорное управление
- бесячий платформинг
- мало мини-игр, нет головоломок
- сомнительные исторические детали, спорные моменты на грани клюквы
- попытка обелить гражданское население Германии, которые были против войны и сами страдали от своих доносчиков и полиции
- злой НКВДшник как вишенка на торте, без которой уже, по-моему, ни одну игру и ни один фильм о войне не могут сделать
- действие происходит в Германии, но злой НКВДшник все равно нашелся на Родине
- фашисты больше как декорации и статисты, без конкретных ярких персонажей
- разработчики использовали материалы, предоставленные организацией "Мемориал"...