Отче наш

Молитва «Отче наш» (Мат. 6:9–13) – одно из моих любимейших мест в Библии. Необычайно емкая, лаконичная, при этом метко выхватывает сразу все важное. Это и символ веры, и смысл жизни, и все заповеди, и описание отношений человека с Богом – квинтэссенция всего, что есть в христианстве. Если стих Иоанна 3:16 называют Евангелием в миниатюре, то молитва «Отче наш» – это целая Библия в миниатюре.

Отче наш на небесах, да святится твое имя

Иисус начинает с главного – освящения имени Бога. Самый важный вопрос на повестке дня для человечества, Земли и всей Вселенной. Он намного важнее, чем личное спасение или благополучие отдельно взятого человека. Божье имя поносят веками, а с ним и личность, которая за ним стоит. Это оказывает колоссальное негативное влияние на все творение. Вспомним Иезекииля: «И я освящу свое великое имя, осквернявшееся среди народов, оскверненное среди них вами. И народы узнают, что я Иегова, – говорит Владыка Господь Иегова, – когда освящусь среди вас перед их глазами… Не ради вас я сделаю это, – говорит Владыка Господь Иегова, – так и знайте» (36:23, 32).

Да придет твое царство

Главное, фундаментальное учение Библии, которое пронизывает ее от Бытия до Откровения. Царство Бога – это именно то, что выполнит предыдущие слова молитвы, и потому это логичное ее продолжение. Царство окончательно освятит Его имя и покончит со всем (и всеми), кто это имя попирает. Праведники во все эпохи ждали этого царства, и Иисус правомерно призывает его в первых же строчках молитвы. Царство было основной темой его учения, как он объясняет в другом месте: «Я должен возвещать благую весть о царстве Бога и в других городах, ведь для этого я и послан» (Лук. 4:43).

Да будет воля твоя и на земле, как на небе

Воля Бога уже исполняется на небе, но с землей пока проблемы. Именно эту ситуацию изменит Царство, упомянутое в предыдущем предложении. Когда воля Бога начнет осуществляться и на земле, как на небе, то и имя Бога будет полностью освящено, и все беды человечества уйдут в прошлое. Молитва о воле Бога на земле – это универсальная молитва, архимолитва, которая включает в себя любые возможные проблемы человека. Можно не молиться ни о каких личных проблемах – достаточно помолиться об исполнении воли Бога на земле, и мы помолились о том, что нужно любому человеку еще до того, как он об этом узнал. Ведь именно дефицит воли Бога – основная проблема человечества. Более того, если мы молимся об этом, мы не можем и сами игнорировать эту волю в своей жизни, иначе такая молитва будет лицемерной. Только если воля Бога определяет нашу собственную жизнь, мы можем с чистой совестью молиться таким образом.

Дай нам хлеб насущный на этот день

Только с четвертого пункта начинаются просьбы личного характера – молитва очень неэгоистична, какой должна быть и жизнь христианина. Здесь Иисус метко показывает, как правильно молиться о материальных потребностях. Хлеб символизирует основные потребности человека, это не «хлеб с маслом». Да, нам нужен хлеб, мы так созданы, и просить об этом не зазорно. Но нам не нужно ничего больше хлеба, иначе говоря, основных потребностей. Роскошь может нас отвлечь. Так же молится и автор притчи: «Не давай мне ни бедности, ни богатства, позволь мне есть необходимую мне пищу, чтобы я не пресытился, не отрекся от тебя и не сказал: „Кто такой Иегова?“ – и чтобы не обеднел и не стал красть, позоря имя моего Бога» (Пр. 30:8, 9). При этом хлеб нам нужен только «на этот день» – мы не хотим забегать слишком далеко вперед в наших планах, потому что так мы можем начать беспокоиться о том, что вне наших обстоятельств и возможностей, о чем Христос предупреждает чуть ниже в этой же главе: «Никогда не беспокойтесь о завтрашнем дне, так как завтра будут свои беспокойства. Довольно для каждого дня своего зла» (Мат. 6:34).

Прости нам наши долги, как и мы простили наших должников

Чтобы иметь хорошие отношения с Богом, нам нужно его прощение, но Иисус выражает эту мысль очень интересно – подчеркивает, что мы и сами должны прощать других. Это подразумевается самой молитвой, иначе мы будем не вправе просить прощения Бога. Иисус очень ненавязчиво приводит прощение Бога в связь с тем, как прощаем мы сами. Это, в свою очередь, определяет наши отношения с ближними: великодушие, терпение, любовь. Если мы не любим и не прощаем ближнего, мы не сможем ждать любви и прощения Бога – так молитва становится руководством к действию.

Не введи нас в искушение, но избавь от Злого

Мы не хотим чрезмерных проблем и испытаний для своей веры и просим об этом. Иисус упоминает и Злого – Сатану, который стоит если не за всеми, то за многими проблемами человечества. Он упоминает его в самом конце, но все равно упоминает, показывая этим, что недооценивать влияние этого Злого опасно. Но мы не просто просим от него защиты – мы хотим от него «избавиться», решительно отмежеваться от всего, что с ним связано, от его влияния, его духа и его ценностей. Как и с прощением, данный пункт подразумевает действие: непоследовательно молиться об избавлении от Злого и при этом находить удовольствие в его делах.

Вот и всё, собственно. Что еще есть важного, что здесь не упомянуто? Молитва «Отче наш» – это жемчужина Библии, в ней вся простота и красота истины. Поразмышляйте о ней на досуге.

Отче наш Отче наш, Религия, Церковь, Культура, Длиннопост