ОПОЗНАЛИ? Кто такой Ди. Би. Купер? Самый известный угон самолёта в истории | Неразгаданные тайны | Часть 1

ОПОЗНАЛИ? Кто такой Ди. Би. Купер? Самый известный угон самолёта в истории | Неразгаданные тайны | Часть 1 Угон, Самолет, Преступление, Расследование, Детектив, Длиннопост

ИСТОЧНИК

1960-е и начало 70-х были расцветом угона самолетов. За последние 70 лет по всему миру было зарегистрировано более 500 случаев воздушного пиратства, и около двух третей из них произошли в период с 1960 по 1973 год.

Америка внесла свой вклад — 115 успешных угонов из 225 покушений на коммерческие самолеты, по данным федерального Управления по безопасности на транспорте. Первое сообщение об угоне самолета произошло в 1931 г.Южная Америка, когда панамериканский почтовый самолет, пилотируемый американцем, был конфискован революционной политической фракцией в Перу. Коммандос хотели использовать самолет для сброса пропагандистских листовок. Пилот отказался лететь, и самолет простоял на аэродроме 11 дней, прежде чем революционеры зачеркнули план.

Американские власти в 1970-х не хотели вносить радикальные изменения в систему воздушной безопасности, даже после громких угонов самолетов. Президент Никсон расширил полномочия вооруженных небесных маршалов на некоторых рейсах. Однако более агрессивные меры, такие как досмотр багажа и металлодетекторы, были отвергнуты как вредные для бизнеса авиаперевозок: они заставляли пассажиров нервничать.

На этом фоне любой желающий мог беспрепятственно пройти на борт самолёта с бомбой — или тем, что он назвал бомбой. Хотя все в индустрии авиаперевозок понимали, что отсутствие безопасности означает, что каждый пассажир может попробовать угнать самолет.

Но это дело – одно из самых известных преступлений в американской истории. За последние три десятилетия ФБР расследовало почти 1000 подозреваемых. С тем же успехом можно было заняться поисками Снежного человека. Этот человек стал легендой. Он вдохновил писателей, режиссёров и сценаристов на создание о нём произведений. Во многих американских барах в честь годовщину того дела устраивается конкурс его двойников. Он повлиял на внесение изменений в правила безопасности в самолётах. Это дело – единственный в мире нераскрытый угон самолёта.

Та ночь изменила историю авиации. Все началось в Портленде, штат Орегон, когда в среду 24 ноября 1971 года, перед Днём благодарения в США,  к стойке регистрации рейсов Northwest Orient Airlines подошел мужчина. На нем был темный плащ, темный костюм с узким черным галстуком и чемоданчик. У него были задорные уши, тонкие губы, широкий лоб, залысины. Он назвал свое имя, Дэн Купер, и попросил билет за 20$ в один конец до Сиэтла, рейс 305. Полёт должен был продлиться 30 минут. Этот мужчина сел на последний ряд сидений самолета, 18-С (по другим данным это было либо место 18E, либо 15D), закурил сигарету и заказал бурбон и содовую. Из аэропорта рейс 305, будучи заполненным на треть, вылетел в 14:50. Через 8 минут после взлёта Купер передал записку стюардессе Флоренс Шаффнер, которая ближе всех сидела к нему на откидном кресле, присоединённом к двери в хвостовой части самолёта.

Рейс 305 – это Боинг 727-100, который начал вылетел из Вашингтона, округ Колумбия. Он доставил пассажиров в Северо-Западный узел Миннеаполиса, затем сделал остановки в Грейт-Фолс и Миссула, прежде чем продолжить движение на запад к Портленду. Короткий полет в Сиэтл должен был завершить тот долгий день. Самолет мог вместить 94 пассажира — 66 в основной части и 28 в первом классе, — но в тот день на борту было всего 37 пассажиров, а также 5 членов экипажа.

В состав экипажа из Миннеаполиса входили пилот, капитан Уильям Скотт, 51 год, ветеран с 20-летним стажем; первый помощник Боб Ратачак; бортинженер Гарольд Андерсон, старшая стюардесса Элис Хэнкок и две молодые бортпроводницы, Тина Маклоу, 22 года, и Флоренс Шаффнер, каждая из которых проработала менее двух лет.

Самолет Boeing 727-100, зарегистрированный в Федеральном управлении гражданской авиации США под номером N467US, был изготовлен в 1964-65 гг. и 9 апреля 1965 г. был передан в авиакомпанию Northwest Orient Airlines. Это был 137-й по счёту самолет этой модели, выпущенный компанией Boeing.

Флоренс Шаффнер тогда было 23 года. Она была милой, задорной, сексуальной стюардессой. Работая в самолетах, к ней подходило так много мужчин, что она стала носить на борту парик, чтобы замаскироваться. Она бросила переданную мужчиной записку в сумочку, подумав: «Просто еще один парень заигрывает со мной». Но мужчина был настойчив. "Мисс. Вы бы лучше взглянули на эту записку. У меня бомба». Она посмотрела мужчине в глаза. Она видела, что он был серьезен.

Флоренс прочла записку. Текст был написан фломастером, заглавными буквами, которые были очень изящно оформлены. «У меня в кейсе бомба. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной». Стюардесса сделала, как он указал, а затем попросила показать бомбу. Купер открыл кейс, в котором стюардесса увидела устройство, которое описала как восемь красных цилиндров, прикреплённых к покрытым такой же красной изоляцией проводам и большая цилиндрическая батарея. Затем он продиктовал несколько инструкций: «Я хочу получить 200 000 долларов к 17:00. Наличными. Их нужно положить в рюкзак. Мне нужны по два комплекта парашютов, передних и задних. Когда мы приземлимся, мне нужен бензовоз, готовый к дозаправке. Никаких глупостей, или я всё взорву». Мужчина позволил ей встать и передать требования капитану. Шаффнер передала инструкции Купера пилотам в кабине; когда она вернулась, Купер был в тёмных солнечных очках.

Мысли Шаффнер помутились. Она представила своих родителей в Арканзасе, смотрящих вечерние новости. Она представила, как самолет взрывается. Она представила, как этот мужчина крепко хвататает ее за запястье и тут же насилует. Она глубоко вздохнула. Вдох, выдох, ещё раз. Удивительно, но мужчина смог ее успокоить. Он не был так называемым небесным пиратом, о котором она читала в газетах, или закоренелым преступником. Он не был политическим диссидентом, желающим перенаправить самолет на Кубу, как многие угонщики прежних лет.

Перед взлетом никто из членов экипажа не обратил особого внимания на Дэна Купера, подтянутого мужчину ростом около 180 см и весом около 80 кг. В 1971 году гардероб Д. Б. Купера был образцом невзрачности: лёгкое чёрное пальто, мокасины, тёмный костюм, аккуратно выглаженная белая рубашка с воротником, чёрный галстук с заколкой и перламутровая булавка. Как и многие другие американцы того времени, он носил фетровую шляпу-хомбург с узкими полями. Он был белым и говорил без акцента. Он был загорелым или имел средиземноморский цвет лица, описываемый как смуглый или оливковый. Глаза были карими и близко посаженными, кожа имела смугловатый оттенок. Усов не было.

Со слов Шаффнер и другой стюардессы, Тины Маклоу, он вёл себя совершенно спокойно, уверенно и вежливо (Маклоу даже призналась, что Купер показался ей довольно милым в поведении). Он был очень вежлив. Его манеры даже можно было назвать джентльменскими. В какой-то момент он предложил заплатить за напитки 20-долларовой купюрой и настоял на том, чтобы стюардесса оставила сдачу (18 долларов) себе. Он также предложил запросить питание для экипажа, пока самолёт будет дозаправляться в Сиэтле.

Купер явно был знаком с местностью. Выглянув в окно, он сказал: «Похоже, там внизу Такома». Стюардесса позднее рассказывала, что Купер узнал Такому, когда самолёт пролетал над ней, а также правильно упомянул наличие базы ВВС Маккорд-Филд, расположенной в 20 минутах езды от аэропорта Сиэтл-Такома.

Пилот Уильям Скотт связался с управлением воздушного движения аэропорта Сиэтл-Такома, которое, в свою очередь, проинформировало местные и федеральные власти. Федералы срочно позвонили президенту авиакомпании Northwest Orient Airlines Дональду Найропу, который приказал полностью выполнить требования Купера. Найроп надеялся избежать негативной огласки, которую принесет катастрофа на борту рейса Northwest. Для сравнения, 200 000 долларов по меркам авиакомпании — это гроши.

Во избежание паники остальным пассажирам была объявлена ложная информация о том, что прибытие в Сиэтл будет задержано из-за «незначительных технических проблем». Глава «Northwest Orient Airlines» Дональд Найроп принял решение предоставить выкуп и дал сотрудникам указание выполнять требования угонщика. Самолёту пришлось кружить над заливом Пьюджет-Саунд в течение приблизительно двух часов, чтобы у полиции Сиэтла и ФБР было достаточно времени собрать для Купера парашюты и выкуп, а также мобилизовать аварийный персонал.

Точная формулировка записки с требованиями Купера была утеряна, потому что угонщик настоял на том, чтобы команда вернула записку ему, поскольку она была потенциальной уликой.

Купер выбрал 20-долларовые банкноты, что свидетельствует о его внимании к деталям при планировании. По-видимому, он подсчитал, что 10 000 20-долларовых банкнот будут весить всего около 10 кг. Меньшие номиналы добавят веса. Крупные купюры были бы более заметными, и поэтому их было бы труднее реализовать. Купер указал, что купюры должны иметь случайные, а не последовательные серийные номера.

Агенты ФБР собрали деньги для выкупа из нескольких банков Сиэтла — 10 000 немаркированных 20-долларовых купюр, большинство из которых имели серийные номера, начинающиеся с буквы L (указывающей, что эти купюры были выпущены Федеральным банком Сан-Франциско), и были из серии 1963A и 1969. Каждая купюра прошла сфотографирована и занесена в базу. Между тем, найти подходящие парашюты было сложнее, чем добыть 200 000 долларов наличными. Парашюты изначально хотели доставить с Маккорд-Филд, но Купер их отклонил, попросив обычные гражданские парашюты с рипкордами. Полиция Сиэтла добыла их в местной школе парашютного спорта.

В 17:24 угонщику сообщили, что его требования выполнены. Он разрешил пилотам посадить самолёт в международном аэропорту Сиэтл-Такома. Рейс 305 приземлился в 17:39. Затем Купер приказал пилотам рулить самолёт на отдалённую секцию взлётно-посадочной полосы и погасить огни в кабине, чтобы снайперы не могли видеть происходящее внутри. Купер потребовал послать человека с деньгами и четырьмя парашютами к самолёту без сопровождения. Служащий доставил деньги (вес такой суммы денег составил почти 10 кг) и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров, а также двух стюардесс, Флоренс Шэффнер и Элис Хэнкок.

Тем временем самая младшая бортпроводница, Тина Маклоу, стояла рядом с Купером, он читал инструкцию по эксплуатации кормовой лестницы, которая опускалась под действием силы тяжести в нижней части фюзеляжа с помощью простого рычага, похожего на автомобильный ручник. Купер тщательно расспросил о лестнице, и стюардесса сказала, что не верит, что их можно опустить во время полета. Купер ответил ей, что она ошибается.

Купер изложил свой план полёта экипажу: курс на юго-восток в сторону Мехико на минимально возможной скорости, примерно 185 км/ч; максимальная высота 3 000 метров. Купер предупредил пилота, что носит наручный высотомер, чтобы следить за высотой. Далее он уточнил, чтобы шасси оставались выпущенными, закрылки крыла были опущены на 15 градусов, а кабина оставалась негерметичной. Второй пилот Уильям Ратачак объяснил Куперу, что дальность полёта самолёта рассчитана на 1 600 километров, а значит им всё равно будет необходима ещё одна дозаправка перед входом в воздушное пространство Мексики. Купер и экипаж обсудили варианты и в итоге договорились совершить посадку для дозаправки в Рино, штат Невада.

Более крупные реактивные самолеты не могли поддерживать такую низкую скорость полета. Но Купер, очевидно, знал, что легкий Боинг-727 (всего 50 тонн без топлива) может лететь со скоростью 180 км/ч на высоте не более 3 000 метров. Даже с полным запасом топлива реактивный самолет не смог бы лететь на такой низкой скорости.

Парашютисты предпочитают меньшую скорость полета, чтобы уменьшить влияние ветра, но для опытного парашютиста допустимо погружение на скорости до 300 км/ч. И Купер выбрал рейс 305 не столько из-за своего самолета, сколько из-за пункта назначения. Боинг 727-100 имеет три двигателя, один высоко на фюзеляже непосредственно перед вертикальным хвостовым оперением и два других по обе стороны от фюзеляжа чуть выше горизонтального хвостового оперения. Он знал, что ни воздухозаборники, ни выхлопы не будут мешать, если он опустит кормовые ступени и выйдет в ночное небо.

В ФБР были озадачены планами Купера и его запросом на четыре парашюта, так как это означало, что на борту у него мог быть сообщник и, в то же время, наводило на мысль, что он спрыгнет с одним из заложников. До этого в истории никто ни разу не пытался прыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского самолёта. Пока самолёт заправляли, чиновник федерального управления гражданской авиации, который хотел объяснить Куперу последствия воздушного пиратства, подошёл к двери самолёта и попросил у Купера разрешение зайти на борт. Тот отклонил просьбу чиновника. Угонщик подозрительно отнёсся к тому, что заправка всё ещё не была закончена, хотя прошло уже 15 минут (это было вызвано блокировкой паров в насосном механизме топливозаправщика). Он пригрозил взорвать самолёт, из-за чего команда заправщиков оперативно попыталась ускорить, а затем завершила процесс дозаправки.

Уладив все важные детали полета, Купер приказал немедленно вылететь. Боинг 727 вырулил, прогрохотал по взлетно-посадочной полосе, взлетел и убрал колеса. Время было 19:46, прошло два часа и шесть минут после того, как рейс 305 приземлился в Сиэтле.

Открыв заднюю дверь самолёта и выдвинув лестницу, Купер приказал пилоту взлетать. Уполномоченный FAA (федерального управления гражданской авиации США), который во время дозаправки поднимался на борт самолёта предупредить Купера о незаконности его действий, выразил протест на том основании, что взлетать с развёрнутой кормовой лестницей небезопасно. Купер возразил, что это на самом деле безопасно, но спорить не стал, пообещав, что уберёт лестницу, как только они окажутся в воздухе.

Во время взлёта Купер попросил Тину Маклоу пройти в кабину пилотов и закрыть дверь. Уходя Маклоу заметила, что Купер что-то повязывал вокруг своей талии. Одновременно с Маккорд-Филд были подняты два истребителя F-106, которые полетели позади самолёта так, чтобы Купер не мог их увидеть через иллюминаторы. Какое-то время за самолётом летел тренировочный Lockheed T-33, но недалеко от границы Орегона и Калифорнии ему пришлось оставить слежение из-за нехватки топлива. В общей сложности за самолётом Boeing 727 следили пять военных самолётов.

В двери кабины пилотов не было глазка, а на самолете не было дистанционных камер и мониторов, используемых сейчас на многих коммерческих самолетах. Экипаж задавался вопросом, что задумал их таинственный пассажир, а капитан Скотт изо всех сил старался поддерживать требуемую высоту и скорость полета против встречного ветра.

Примерно в 20:00 в кабине пилотов загорелась сигнальная лампочка, указывающая на то, что был активирован кормовой воздушный лестничный аппарат. Через систему внутренней связи самолёта экипаж поинтересовался у Купера, не требуется ли ему помощь, на что Купер ответил резким отказом. Это было последнее слово, которое слышали от Купера. Вскоре экипаж заметил изменение давления воздуха, указывающее на то, что кормовая дверь была открыта. Примерно в 20:13 хвостовая часть самолёта внезапно подалась вверх настолько, что экипажу срочно пришлось выравнивать самолёт.

Ровно в 22:15 самолёт сел в аэропорту Рино, хвостовой трап самолёта всё это время был развёрнут. Капитан Скотт заговорил по внутренней связи. Не получив ответа, он осторожно открыл дверь кабины. Пассажирский салон был пуст. Угонщик исчез, и он взял с собой почти все, что было на борту, включая шляпу, пальто и кейс с бомбой. Деньги и один комплект парашютов также пропали. Агенты ФБР, полицейские штата, помощники шерифа и полиция Рино окружили самолёт, поскольку ещё не было точно установлено, что Купера больше нет на борту, но вооружённый обыск быстро подтвердил его отсутствие. С этого момента Купера больше никто не видел.

Сам по себе прыжок был выполнен очень искусно. Купер спустился по кормовой лестнице с парашютами как в рюкзаке, так и в нагруднике. У него был мешок с деньгами размером с младеньца, привязанный к его телу нейлоновыми шнурами, отрезанными от запасных парашютов. Он был либо в пиджаке, либо в шляпе, и в плаще. На ногах были кожаные туфли. Он стоял на нижней ступеньке, гонимый пронизывающим ветром и ледяным дождем, и ему пришлось прыгать вслепую в неизведанную местность темной, ненастной ночью. Температура воздуха на высоте 3 000 метров составляла 7 градусов ниже нуля. Самолет двигался со скоростью выше установленной им воздушной скорости — 170 узлов или 300 км/ч. И все же Купер выполнил свой план. Он прыгнул в непроглядную тьму. Внизу его ждали шипастые вершины гор и глубокие ущелья.

Проведя обыск внутри самолёта, агенты ФБР обнаружили 66 неопознанных отпечатков пальцев, чёрный галстук Купера, его перламутровый зажим для галстука и восемь окурков сигарет с фильтром марки «Рэли» (галстук и зажим не были обнародованы почти 20 лет, в то время как окурки таинственно пропали из материалов дела и до сих пор не найдены). Также обнаружилось, что из двух наборов парашютов Купер взял только один — у основного парашюта из оставленного набора две его подвески были отрезаны от купола. В 2007 году ФБР раскрыли, что из двух основных парашютов Купер почему-то взял самый старый, а из запасных он по какой-то причине взял тот, который даже не работал: это был «тренировочный макет», используемый в качестве учебного пособия в демонстрационном классе — в ФБР пояснили, что он попал в выкуп Купера по ошибке, но при этом заметили, что этот нерабочий парашют имел специальные метки, благодаря которым человек, профессионально занимающийся парашютным спортом, сразу бы понял, что он недействующий. Основываясь на показаниях стюардессы Маклоу, которая видела после взлёта, как Купер что-то повязывал вокруг пояса, в ФБР пришли к выводу, что это были те самые подвески от второго парашюта, с помощью которых Купер, вероятно, привязал к себе сумку с деньгами. В апреле 2013 года Эрл Косси, владелец парашютной школы, которая предоставила Куперу парашюты, был найден мёртвым в своём доме в пригороде Сиэтла в Вудинвилле. Смерть наступила от тупой травмы головы. Хотя высказывались гипотезы, что его смерть могла быть хотя бы косвенно связана с Купером, никаких доказательств этого найдено не было и полиция Вудинвилла в конечном итоге объявила, что наиболее вероятным мотивом убийства была кража со взломом.

Пилоты всех пяти самолётов сопровождения дали показания, что не видели, чтобы Купер выпрыгивал из самолёта. Впоследствии выяснилось, что в период предполагаемого времени прыжка Купера самолёт проходил через грозовую область, отгороженную от любых источников света с земли покровом облаков. Вследствие плохой видимости прыжок не был замечен истребителями F-106 ВВС США, сопровождавшими самолёт. Проведя следственный эксперимент ФБР дало заключение, что Купер выпрыгнул именно в 20:13, когда хвостовая часть самолёта внезапно поддалась вверх, что возможно было вызвано тем, что хвостовой трап отклонился под весом Купера в момент прыжка. В этот самый момент самолёт пролетал через ливень над рекой Льюис в юго-западной части штата Вашингтон.

Самый простой подход полицейских к наблюдению за самолётом мог быть лучшим шансом поймать угонщика: проследить за самолетом, дождаться, пока он прыгнет, а затем выследить его до земли. Правоохранители попытались это сделать, но возможность была упущена из-за сомнительного выбора самолета погони. ВВС подняли в воздух два истребителя F-106 компании McCord. Пилотам было приказано следовать на безопасном расстоянии и следить за прыгуном. Но эти истребители созданы для полета со скоростью до 2500 км/ч. Они были бесполезны для полёта на низкой скорости с малой высоты. Власти попытались исправить свою оплошность, отправив в воздух более медленно летящий Lockheed T-33 Национальной гвардии, но Купер, вероятнее всего, к моменту его подлёта уже выпрыгнул из самолёта.

Точный район поиска места приземления Купера определить было трудно, так как даже небольшие различия в оценках скорости самолёта или условий окружающей среды вдоль траектории полёта (которые значительно варьировались в зависимости от местоположения и высоты) значительно меняли прогнозируемую точку посадки. Самой важной отсутствующей деталью было время, которое Купер провёл в свободном падении, прежде чем у него раскрылся парашют (если раскрылся). Предполагалось, что он приземлился на юго-востоке, около озера Мервин, в 48 километрах севернее Портленда.

ФБР помогло определить это место, устроив реконструкцию прыжка. 90-кг сани, прикрепленные к парашюту, были сброшены с кормовой лестницы Боинг-727, летевшего с той же скоростью и высотой, что и самолет Купера, в том самом месте, где капитан Скотт почувствовал, как хвостовая часть самолёта резко подалась вверх.
ИСТОЧНИК
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...