Оноре Домье и эмоциональный интеллект

Оноре Домье и эмоциональный интеллект Психология, Живопись, Эмоциональный интеллект, Понимание, Длиннопост

Мне, как психологу, часто приходится оперировать понятием эмоционального интеллекта. Если коротко, это способность понимать эмоциями и настроения других, распознавать их нюансы, соответствовать собственными эмоциями и разбираться во взаимосвязях между ними.


И почти каждый раз мне приходит на ум французский художник Оноре Домье. Люблю я его творчество давно и стабильно, и во многом именно за тот самый эмоциональный интеллект.


В его картинах не найти тонких мазков и тщательно выписанных контуров, они во многом небрежны и карикатурны, но выразительность их фантастична.


Посмотрите на картину “Ecce Homo”, изображающую суд Пилата. Единственное более-менее прописанное лицо - у второстепенного персонажа, мужчины с ребенком на руках, да и то, классический художник даже и наброском-то это не назовет. У главных действующих лиц - Христа и Пилата - вообще практически только силуэты.


Но эмоционально читается абсолютно все: и напряжение над площадью, и настроение толпы, и бессильная попытка Пилата освободить Христа, и понимание им тщетности его усилий, и даже римская школа ораторства с ее простроенной жестикуляцией, рассчитанной на простор форума... И спокойное, безучастное и смиренное ожидание Христа, хорошо знающего свою судьбу и понимающего, чем закончится попытка диалога Пилата с толпой. Читается даже характер и настроение каждого безликого контура в толпе. Я усилием оборвал перечисление того, что я вижу в эмоциях и настроениях на картине. Там МНОГО.


Вот как, как, скажите на милость, он это сделал? Как можно вот так вот взять и провести кистью, чтобы мазок превратился в человека, с биографией, характером и эмоциями? Мой ум отказывается о понимать. Это гений. Это гениальнейший гений выразительности мазка, знания человеческой натуры и того самого эмоционального интеллекта.


У Домье есть разные картины и рисунки, и даже скульптурные портреты. Они в разной степени техничны, в разной степени интересны современному зрителю, но практически все невыразимо выразительны, в них всегда исключительно, ювелирно точно толстые и грубые мазки составляются в безупречно прецизионную картину эмоционального взаимодействия - иногда нескольких персонажей, а иногда и одного персонажа с своим внутренним миром.


Что-то похожее можно увидеть разве у Ван Гога в его знаменитой “Прогулке заключенных”, где такие же неоформленные силуэты заключенных, гуляющих в тюремном дворе, позволяют прочесть в них судьбы и личности. Но у Домье это, во-первых, система, во-вторых, основа его творчества и в-третьих, возведено в степень и интенсивность вопля, крика, вспышки.


Его мастерство сродни искусству театрального актера, который должен играть так, чтобы близорукому зрителю, неудачно оказавшемуся в дальних рядах, все равно по пластике и фигуре было отчетливо видно, что именно актер играет, какие чувства обуревают его героя.


При этом ситуация, изображенная художником, мгновение, выхваченное из потока действия, идеально выражает всю суть и личности, и предыстории, и изображаемых отношений.


Опять-таки ассоциация: фильм “Кин-Дза-Дза” гениального Данелии начинается с того, что герой входит в свою квартиру и с порога бросает жене: “У Манохина на участке трубы лопнули!”. И сразу про него все ясно: и кем он работает, и в каком он состоянии, и что у него сегодня было, и насколько он ответственно относится к своей работе, и кем приходится женщине на кухне... Это сродни картинам Домье, в которых все ясно по одному-единственному запечатленному мгновению.


Возвращаясь к эмоциональному интеллекту.


Когда я вел занятия по психологии, я пользовался его творчеством, чтобы в какой-то мере развить эмоциональный интеллект у студентов. Я увидел, что понимание изображенного не всем дается легко, одни схватывают эмоциональную ситуацию сразу, другим надо рассмотреть и подумать, третьим как-нибудь объяснить, почему этот силуэт кажется надменным, а этот - подобострастным, что именно в позе или намеках на выражение лиц дает уверенность в этом. Обсуждения бывали очень интересные, и при этом позволяющие понять, какие именно элементы пластики и мимики позволяют считывать информацию.


Это я к тому, что творчество Домье не только прекрасно, но и полезно для тренировки и развития понимания людей. Хорошо бы, конечно, разбирать эти изображения не в одиночку, а в компании, потому что разные люди в разной степени внимательны к разным проявлениям, и мнения и наблюдения замечательно дополняют друг друга.


В общем, всячески рекомендую всем, кто вдруг еще не открыл для себя этого замечательного художника.