Окно в прошлое. Душевные картины забытого передвижника
"Бабушка и внучка" (1893) Пермская государственная художественная галерея
Художник А. М. Корин сегодня почти забыт. Он не совершил прорыва в искусстве, чтобы навсегда войти в историю. Его работы, в отличие от творчества многих коллег-передвижников, слишком «аполитичны», чтобы после революции заинтересовать новые власти. Нет в ни угнетателей, ни угнетенных, ни революционной романтики. Зато есть в них свое обаяние.
Алексей Михайлович Корин родился в селе Палех Владимирской губернии, известном знаменитыми лаковыми миниатюрами и иконами. Дед его был владельцем иконописной мастерской и мастером миниатюр. Хорошим мастером был и его дядя, давший племяннику первые уроки мастерства (сыновья Д. Н. Корина тоже стали художниками). Отец занятия сына живописью не поощрял. Вопреки его воле будущий художник уехал в Москву, где учился в иконописной мастерской, а затем в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества – «кузнице» передвижников. Его учителями были В. Е. Маковский, В. Г. Перов и И. М. Прянишников. Позже Корин сам стал преподавателем училище и передвижником, принимавшим активное участие в работе товарищества.
"Опять провалился" (1891) Калужский музей изобразительных искусств
«Опять провалился» - одна из наиболее известных работ художника. Известно, что для нее позировала теща художника Александра Флегонтовна Аммосова, вдова художника-передвижника Сергея Аммосова. Корин был женат на их дочери Серафиме Аммосовой, которая в свою очередь была племянницей художника Прянишникова и крестница не менее известного художника Перова. Аммосов был известен прежде всего как пейзажист, был одним из членов-учредителей товарищества передвижников и умер за 5 лет до написания картины. Семья Аммосовых имела серьезные материальные проблемы, и товарищи-передвижники помогали им. Обучение в гимназии было платным. Для бюджета небогатой семьи это была существенная сумма. Считалось, что гимназия – важная ступень для поступления в ВУЗ и в дальнейшем получения престижной профессии. Еще за полвека до этого наличие диплома было желательным, но не обязательным, многие имели лишь «домашнее образование», а продвижение по карьерной лестница в большей степени зависело от наличия связей. В конце 19 века дипломы об образовании стали играть значительную роль. Провал на экзаменах серьезно осложнил бы парню жизнь. Возможно, он попытается остаться на второй год и сдать экзамены снова. В 1894 году художник написал еще одну версию картины.
«Опять провалился» (1894)
Картины с подобными сюжетами были и до Корина, и после
Д. Е. Жуков "Провалился" (1885)
Ф. П. Решетников "Опять двойка" (1952)
Еще у Корина более грустная картина
"Больной художник" (1892)
Картину «Больной художник» высоко оценили передвижники и позже приобрел П. М. Третьяков. Художник болен чахоткой. На это зрителю указывают красные пятна на щеках, платок в руке и стакан молока. Считалось, что оно помогает бороться с болезнью, которая в тогда считалась неизлечимой. Надо заметить, что у художников того времени источников доходов было несколько. У большинства главным было написание картин на заказ, прежде всего, портретов и небольших портретиков, которые дарили близким. Реже – заказы на роспись церквей, особняков, создание вывесок и тд. Готовые картины на продажу тоже были, но их писали реже, так как выполнить готовый заказ было надежнее, чем писать «впрок» (хотя для души и на свой вкус, конечно, тоже творили). Еще одним источником было преподавание, как в учебных заведениях, так и частные уроки. Естественно, все это требовало усилий, и сидеть сложа руки художник не мог. В отличие от чиновников, пенсий художник-«фрилансер» не имел. Поэтому тяжелая болезнь, отнимающая силу и мешающая работать, означала безденежье. Супруга на заднем плане тоже явно грустит.
"На балконе" Нижнетагильский Муниципальный Музей Изобразительных Искусств
Судя по интерьеру, действие происходит на даче. Многие горожане перебирались на дачи и жили там с мая и до холодов. Так что не удивительно, что дама может полюбоваться с балкона золотой осенью. Квартиры почти всегда были съемными, и их аренда стоила значительно дороже, чем аренда дачи, поэтому это могло быть существенной экономией. А если дача своя – тем более.
"На палубе" (1896)
"Рождественская ёлка" (1910)
"Встреча на деревенской улице" (1897)
"Окно" (1912) Донецкий областной художественный музей, Донецк
"Любитель"(1897) Государственный русский музей
"Диван в имении художника Н. В. Мещерина" (1890-е)
"Солдат" (1902)
"За утренним чаем" (1911)
"Экипаж. Дугино" (1911) Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
"Две девочки" (1910)
"Журавли летят" (1917)
"Возле церкви" (1921)
Писал Корин и пейзажи. Еще во время училища группы студентов выезжали писать этюды в Плес. Местная природа так понравилась художнику, что он не раз приезжал сюда работать и после.
"Плес. Красная мельница" (1896) Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
"Плес" (1900-е)
"Поле ромашек" (1909) Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
"Цыганский табор" (1902) Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
"Летний пейзаж с домом" (1918)
"Пейзаж с домом" (1910-1920)
Другие мои посты о живописи
Русская живопись
Живая история на картинах Владимира Маковского
И снова про символизм в живописи (И. Прянишников)
Скандальная история на картине (передвижник А. Волков)
Еще раз о картинах в деталях (передвижник В. Макимов)
Картины в деталях (передвижник А. Корзухин)
Житейские истории в картинах Василия Пукирев
Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева
И снова интересные штрихи к картинам (Ф. Журавлев)
Еще раз об интересных деталях на картинах (П. Федотов)
И снова интересные детали и разные судьбы на картинах (С. Грибков)
И снова картины в деталях. Передвижник Константин Савицкий
Житейские истории на картинах [ИДЕТ ОПРОС] (И. Богданов)
Новоселье до революции и после
Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины
Жизнерадостные картины и большая драма их создателя (К. Коровин)
Несколько штрихов к известной картине (Боярыня Морозова)
Художник, ставший символом времени (Эрте)
И снова живая история в картинах Маковского
"Житейская проза" на картинах (В. Н. Бакшеев)
Ожившая история на картинах Кустодиева
С малороссийским акцентом. Замечательные картины К. А. Трутовского
Школа жизни художника Богданова-Бельского
Валентин Серов. Не только "Девочка с персиками"
Картина Репина "Попался": о политзаключенных до революции
Забытый быт. Интересные детали на картинах передвижника Загорского
Бурлак российской живописи (Репин)
Картина Репина "Попался": о политзаключенных до революции
Генерал российской живописи (Ярошенко)
Пейзажи настроения (Дубовский)
Учитель рисования (Пынеев)
Интересные детали на картинах забытого мастера (Красносельский)
Забытый художник, которого любила публика и не любили коллеги (Бодаревский)
А у нас во дворе... Душевные картины художника Поленова
Интересные картины забытого мастера (А. А. Попов)
Художник, влюбленный в Москву (Юон)
Когда художник не голодный. О самом радушном передвижнике (Н. Д. Кузнецов)
Интересные детали на картинах забытого мастера (А. А. Кузнецов)
Душевные картины забытого мастера (Пынеев)
Суровый быт на картинах сельского самородка (Творожников)
Неоднозначные картины противоречивого мастера (Яковлев)
Английская живопись
Удивительная история самой известной английской картины («Офелия» Д. Милле)
Неизвестный подтекст известных картин (У. Х. Хант)
Кто есть кто в британском искусстве
О картинах, котиках и шизофрении (Л. У. Уэйн)
И снова интересные детали и житейские истории на картинах (А. Хьюз)
Житейские истории и скрытые детали английских картин (М. Абрахам)
Об искусстве с английским юмором (У. Хогарт)
И снова об английском юморе (карикатурист Д. Гилрей)
Другие художники
Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях
Хулиган, дебошир и гений (М. Караваджо)
Скандальный гений и приключения его картин (Г. Климт)
«Рассказчик с кистью» и один из самых известных американских художников (Т. Ловелл)
Котики как искусство. Душевные картины бельгийской художницы (Генриетта Ронер-Книпп)
"Вкусные" картины в деталях (Клара Питерс)
мой дзен