Один за два, или два класса за один год (21)

Учись метать гром и молнии, а не бисер (11-12 лет)

К 11 годам к списку моих "побед" добавилось право на бисероплетение в открытую. Мать и её мать даже стали покупать мне бисер, хотя мать по-прежнему кривила лицо, видя мой выбор: "Фу, это простецкий цвет, такое при мне носить не будешь, выбери что-то другое". Я настаивала на своём, а очередная продавщица с круглыми глазами говорила: "Да купите вы ей то, что она хочет". На что родительница, как обычно, затыкала продавщицу, задрав к небу томно-заносчивое лицо: "Я лучше знаю, что покупать своему ребёнку"/"Она со мной ходить с этим/в этом не будет"/"Я вашего совета не спрашивала". В таких ситуациях мне очень хотелось, чтобы хоть кто-то осадил, обозвал или оскорбил родительницу, а лучше всего -- забрал меня у неё. Единственное, с чем я не хотела расставаться -- со своими любимыми игрушками и карандашами (совсем не дорогими даже по меркам 90-х, в небольшом количестве). Конфликты с родительницей к тому времени происходили ежедневно, редкий день обходился без криков, угроз, упрёков, обзываний и пр. -- так к 11 годам я узнала, что такое непрерывно растущая функция: зависимость количества скандалов на 1 день от количества дней моей жизни. Скандал обычно происходил по следующему сценарию:

-- минут 20 активного крика родительницы, бег по "трамваю" из комнат без дверей в рваной сорочке туда-обратно;

-- 20 минут сопения, образцово-показательного утирания слёз, отдельных упрекающих реплик;

-- 20 минут активного крика с упоминаниями "вот моя мааааать...";

-- 20 минут либо непонятных действий, которые надо расценивать как сборы к "уходу из дома", либо написание "заявления на отправление в детдом", размахивание им и краткие "угрожающие" пророчества в мою сторону;

-- "звонок в психобольницу/такси" -- чтобы "тебя забрали и нарядили в смирительную рубашку"/"я уйду в гостиницу/уеду и не вернусь, пока ты находишься здесь." (На этом этапе затрагивался мой страх пустой растраты денег, т.к. всё равно действия не закончатся полным освобождением моей жизни от родительницы и её родительницы);

-- 20 минут нового витка забегов по квартире, возможно, с рукомаханиями.

Варианты продолжения:

-- в случае длительной активной фазы рукомаханий -- парные забеги по квартире, с элементами самозащиты и моих угроз;

-- попытки суицида родительницы путём прыжка из окна; оттачивание моих борцовских навыков при сдерживании родительницы захватом сзади и швырком на пол;

-- усаживание родительницы на пол и отмахивание от меня руками, с нечленораздельным мычанием "ЫЫЫААААААА", "ММУУУУУЭЭЭЭЭЭ" и т.д., её громкий плач с причитаниями шёпотом или в голос; вой с разной тональностью, могущие продолжаться внезапным вскакиванием и угрозами "прямо сейчас себя порешить", с небольшим количеством пены из её рта и бегающими глазами;

-- забег за мной с демонстрацией попыток пробить себе голову молотком/задушить себя любой удлинённой тряпкой, желательно из моей одежды.

-- звонок родителям; если трубку брал дедушка: "Дай мамку!!!", после этого длительные жалобы на меня своей родительнице.

Затем было питьё кофе из турки родительницей под телевизор и бойкотированием меня ("игрой в молчанку")/отдельными произносимыми в мой адрес фразами, после чего было возможно либо прекращение активных скандальных действий, либо заход на второй круг.

Причина подобных событий, как обычно, была одна из следующих: 1) я "мало играла на пианино"; 2) я "плохо помыла/не помыла за собой чашку/налила воды на раковину/не вытерла плитку в ванной после мытья"/"не собрала волосы" после причёсывания; 3) я не сделала/"плохо" сделала уроки к приходу учителя; 4) я разложила игрушки на полу одной из комнат (не на проходе, в дальнем углу), и они там лежали 1-2 дня; 5) я вынула из мусорного ведра свои игрушки, которые родительница туда выкинула за то, что я их не убрала/которые она мне "не дарила"; 6) я "слишком долго" гуляла (днём, во дворе, с другими детьми своего возраста) и не "отмечалась"; 7) я требовала прогулок/удобной одежды (имеющейся или очень дешёвой, умоляя сходить на рынок/в сэконд); 8) я принесла "чужие вещи" (мелочи в виде камушком-стекляшечек-деталей конструктора-пластмассовых подвесок, которыми я втайне обменивалась с другими детьми/находила на улице); 9) я зашла к подружке в гости и мы поиграли у неё в комнате (все дети были обычными, родители -- тоже, кроме одной маленькой девочки, но о её отце, сотруднике "Перекрёстка" рядом с моим домом -- позже); 10) родительница убиралась и пролила мои разведённые краски в баночках из-под крема и т.д.

Однажды, после очередного сливания в унитаз скандалов эн часов моего времени, которое можно было бы потратить на тихие занятия/гуляние на улице/мечты о прекрасной родительнице, которая меня ждёт где-то далеко, я решила сама отправиться сдаваться в приют. Решив, что лучше осуществить "угрозу" от своего лица, чтобы или меня таки забрали от родительницы (мечта), или она поняла, что угроза потеряла силу (тоже неплохо). Я собрала любимые игрушки и бисер, рассортированный в коррексы в коробках от конфет "Вишня в шоколаде", в большой чёрный пакет, и отправилась в приют "Ровесник" в соседнем дворе. Я радостно растаптывала то, что считала своей трусостью и страхами, нажимая на кнопку звонка приюта в 10 вечера того дня. Мне открыли женщина и мужчина и попросили рассказать, с какой целью я пришла. Я начала излагать проблему прерывистым после плача голосом, т.к. все скандалы сопровождались моим длительным плачем и криками, прикрыв глаза рукой. Меня спросили, почему я прикрываю глаза, я объяснила, что всегда так делаю, когда надо сосредоточиться + мне стыдно показывать слёзы на лице. Я боялась, что мне не поверят -- ведь "скрывают глаза те, кто врёт". Сотрудники не были ни злыми, ни агрессивными, не орали и не стыдили меня за то, что я хочу убраться от родительницы куда подальше. Мне объяснили, что принять прямо сейчас они меня не могут, а могут только отвести в детскую комнату милиции "до выяснения обстоятельств". Я подумала, что плана действий на этот случай у меня пока нет, и решила "в этот раз пойти домой". Там находилась замолчавшая родительница, которой я громко изложила, где была и куда пойду ещё раз и уже дойду до конца (милиция и далее), если она меня достанет. В течение всего моего монолога, невежливого и громкого, с обвинениями, претензиями и угрозами в её сторону, она молчала и смотрела в один из своих телевизоров. Я заявила, что лягу спать когда захочу и буду плести из бисера сколько захочу. В этот вечер-ночь меня никто больше не трогал, да и в несколько последующих дней тоже. Только где-то через месяц родительница стала упоминать мой поступок в скандалах: "Смотри-ка, пошла она жаловаться, предааательница".

Одну пачку мезимпиано-форте, пожалуйста

Я продолжала играть на фортепиано, была лучшим учеником школы искусств по этому классу, ездила на городские и областные конкурсы. Меня привозили "показать" преподавательнице музыкального училища, а она не сразу поняла, что "девочка, которую показывают" = я, т.к. "ой какая маленькая" (по возрасту). С фортепиано была единственная проблема -- я играла "без души", т.е. технически верно, стараясь соблюсти все оттенки звука чисто физико-математически. Физика = громкость и продолжительность звука, математика = количество нот триоли, исполняемой правой рукой, на единицу аккомпанемента из двуолей, исполняемых левой рукой. У меня получалось исполнять относительно сложные произведения классиков, в т.ч. Сергея Рахманинова, но, опять же, "без души". Я пыталась вложить "душу", представляя, как родительница орёт на меня, а я выражаю свои эмоции -- так я пыталась воспроизвести "тоску композитора в эмиграции". Я сообщила учительнице, что не понимаю этой тоски, так как на его месте бы только радовалась, что пребываю в одиночестве, на меня никто не орёт, не угрожает, не шантажирует и т.д. "Душа" всё равно не получалась, но техники исполнения хватало для получения не самых низких баллов на конкурсах. Раздел музыки, который я с треском проваливала -- джаз. Учительница пыталась давать мне произведения из джаза и блюза, там у меня ничего не получалось вообще. Точнее, то, что получалось, оказывалось точно исполненными нотами, но не тем, что ожидал слушатель. К счастью, было решено оставить мне произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена и т.д. и не заставлять исполнять "современную" музыку. Я по-прежнему рассматривала школу искусств как место для общения и один из путей побега из домашней тюрьмы, через музыкальное училище после 9-го класса, который я должна была закончить в 13 лет.

Проверяй прокладки вовремя!

Родительница была сильно обеспокоена моим образованием, а потому периодически конвоировала меня в школу на уроки английского языка, чтобы я "дополнительно попрактиковалась". Также она приводила меня/разрешала пойти редкий раз, когда в школе было мероприятие на одобренную ею тему. Так, на лекции про особенности взросления организма у девочек мне выдали 2 прокладки "Always", квадратных, в зелёной обложке с белыми птичками, телесного цвета. К 12 годам у меня уже начались менструации, и я попросила у матери прокладку "Натали", на что она ответила, чтобы я пользовалась выданными прокладками: "У меня нет денег на твои затычки! Я не буду работать тебе на затычки! Вот тебе дали -- их и используй! Затычки я ей ещё обеспечивать буду..." Родительница регулярно сообщала мне это, даже пыталась вручить "тряпочку", от которой я возмущённо отказалась после первого раза, сообщив, что буду использовать туалетную бумагу, но никакую ветошь пихать в трусы и сидеть дома безвылазно не собираюсь. Родительница орала, что не позволит мне расходовать туалетную бумагу на такие цели. Я отвечала, что найду способ раздобыть себе прокладки (не подразумевая воровство, естественно), и буду по-прежнему ходить на улицу и вообще куда захочу. Родительница всё же решила выдавать мне прокладки, но могла зайти в туалетованную (напомню, дверь там замка не имела) и проверить, достаточно ли испачкана моя прокладка, и можно ли её заменить, или следует переклеить по-другому. Я тоже считаю, что материальные (природные, любые) ресурсы надо расходовать экономно, всегда придерживалась принципа минимума отходов, но считаю крайне некорректным распахивать дверь в туалет, когда человек сидит на унитазе, уставляться взглядом в его спущенные трусы и орать: "Куда ты её снимаешь, я тебе на затычки, что ли, работать нанялась? Подвинь её, и всё, шататься ей, видите ли, везде нужно! Когда такие дни, нигде не шатаются, дома сидят, а не инфекцию собирают!" Имелось в виду, что во время менструаций шейка матки приоткрывается, а "вся пыль с асфальта" поднимается, когда я иду по улице, вместе с "харчками и плевками", и кааак попадёт мне в трусы! А оттуда прямым потоком в шейку, матку, кишечник, печень -- и всё, адьос, никто не вечен.

А я всего-то хотела оставить "хорошую" прокладку "на выход", а "обычной" воспользоваться в "обычное время". В тот момент я собиралась пойти на улицу, на что родительница с гримасой неудовольствия сказала: "Не надо никуда ходить, когда из тебя льёт, протечёшь -- позору не оберёшься, потом все дразнить будут... Куда ты штаны надеваешь! Юбку надо носить в такие дни!" В отличие от родительницы, я уже тогда понимала, что штаны скорее удержат на месте любую вещь, засунутую в труселя, в отличие от юбки, которая мотыляется вокруг тела, мешая движениям и не позволяя задирать ноги. Тем не менее я надела юбку, одну из немногих вещей, сшитых/перешитых родительницей на меня. Юбки я уже давно не любила, но не требовала с родительницы покупок. С одной стороны, чтобы не быть "должной" и мне нельзя было впоследствии предъявить "мы тебе всё покупали", "мы тебя обеспечивали", точнее, чтобы нельзя было это предъявить в отношении вещей свыше юридической нормы "обеспечить одежду ребёнку". С другой стороны, просить желаемые простецкие штаны (любую вещь) даже в качестве подарка на день рождения/Новый Год, если спрашивали, что я хочу, было бесполезно, если родительнице не нравился запрос. А мои запросы, желания и вкусы не нравились ей почти всегда: я не переваривала "девочковое", а она любила "жэээнственность"; я обожала (по-настоящему, не назло) простую/магазинную/столовскую/дешёвую/"химозную" еду, а она кривила от неё лицо и пихала в меня "натураааальное". У меня и у неё было очень мало точек пересечения вкусов, одной из них была, как ни странно, коллекционирование моделек автомобилей. Родительница привозила их из командировок, когда она ещё более-менее нормально работала, а мне не было 4 лет (суммарно около 8 штук), а после моих 6 лет модельки покупались мне в качестве подарков к какому-либо празднику. Сразу оговорюсь, в моей коллекции не более 20 моделек, учитывая простые маленькие машинки, т.е. этот набор нельзя засчитать за "мы тебе всё покупали, тебе даже хотеть просто нечего" (с). Все модельки дожили до сегодняшнего дня, хотя часть из них имеет поломки; я забрала их с собой, материальной ценности они не представляют, т.к. часть или сильно выгоревшая на солнце, или многократно восстановленная с помощью клея и т.д.

О том, насколько и кому стыдно являться с пятнами на одежде (и какими); как надеть такую одежду, чтобы ровесники не знали, с какой стороны начинать над ней смеяться, или лучше вообще не смеяться, и прочих смешных вещах будет рассказано в

Последующем продолжении.

P. S. Про несостоявшееся убийство, вменяемое автору, булочкой неправильного хлебозавода и отказом ставить свечу в церкви, будет в финале.