Один из сценариев будущего из 2010 (напоминает происходящее сейчас)

Один из сценариев будущего из 2010 (напоминает происходящее сейчас) Пандемия, Заговор, Правительство, Длиннопост

В Интернете лежит доклад фонда Рокфеллера от 2010 года, с попыткой описать возможные сценарии будущего. Цель помочь миру, филантропам и прочим задуматься о будущем и начать к нему готовиться (бла-бла-бла). Наибольший интерес вызывает первый сценарий под названием Замкнутый шаг (Lock Step) т.к. описываемые события очень напоминают то, что происходит сейчас. Его перевод я привожу далее. Желающие могут ознакомиться с вводной частью и остальными сценариями в оригинале по ссылке

https://www.nommeraadio.ee/meedia/pdf/RRS/Rockefeller Foundation.pdf

Замкнутый шаг.

Мир с усиленной вертикалью власти и более авторитарными правителями с ограничениями инноваций и растущим напряжением среди граждан.

В 2012 году пандемия, которую в мире уже так давно предрекали наконец разразилась. В отличии от H1N1, бушевавшего в 2009, этот вирус, источником которого стали дикие гуси, был крайне заразным и смертельным. Даже наиболее подготовленные к пандемии страны попали врасплох, из-за крайне высокой скорости с которой вирус распространялся по миру – заражено было около 20% населения земли и за 7 месяцев умерло 8 млн., большинство из которых взрослые, здоровые люди.

Пандемия также оказала разрушительный эффект на экономику: международные передвижения людей и товаров резко прекратились, целым индустриям, наподобие туризма был нанесён огромный ущерб, глобальные цепочки поставок оборвались.

Последствия сказались и на локальном уровне, обычно переполненные магазины и офисные здания опустели на несколько месяцев, лишившись и работников, и клиентов.

Пандемия развернулась по всей планете – при этом, наибольшие потери имели место в Африке, Южной Азии и Центральной Америке, где вирус распространялся подобно пожару в лесу, в связи с отсутствием противодействующих изолирующих мер.

Но даже в развитых странах проведение изоляции оказалось затруднено. Изначальные действия США к своим гражданам, выражаемые в “настоятельной рекомендации ограничить перелёты показали свою неэффективность”, вследствие чего распространение вируса ускорилось, как внутри страны, так и за её пределами.

Тем не менее, некоторые страны действовали более эффективно – в частности Китай. Китайское правительство ввело обязательный карантин для всех граждан и штрафовало его нарушителей, также немедленно были закрыты границы, тем самым спасены миллионы жизней, остановлено распространение вируса гораздо быстрее, чем это удалось сделать в других странах и вследствие этого Китай быстрее перешёл к восстановлению после пандемии.

Не только Китай применил серьёзные меры по защите своих граждан. Во время пандемии, лидеры государств по всему миру усилили свои полномочия и применили строгие правила и ограничения, начиная от обязательного требования носить маски и до проверок тела при входе в людные места типа вокзалов и супермаркетов.

Даже после того, как пандемия прекратилась этот строгий контроль остался, а наблюдение за гражданами и их действиями только усилилось. Чтобы защититься от распространения усиливающихся глобальных проблем – пандемий, международного терроризма, загрязнения окружающей среды и роста бедности – лидеры по всему миру стали сильнее полагаться на контроль и силовые методы.

Сначала принципы более контролируемого мира были широко одобряемы. Граждане охотно отказывались от своего суверенитета, неприкосновенности частной жизни, - в пользу более патерналистских отношений, ради большей безопасности и стабильности. Граждане были не против и даже охотно желали усиления вертикали власти с более приказным управлением и усиленным надзором, а лидеры государств не преминули воспользоваться ситуацией и ввести подходящие им меры.

В развитых странах такой усиленный надзор принимал разные формы: биометрические паспорта для всех граждан, например, усилившееся регулирование ключевых для национальных интересов отраслей, чья стабильная работа имела крайне важное значение.

Во многих развитых странах, усиленное взаимодействие с повсеместным применением новых законов и соглашений медленно, но верно восстанавливало, как порядок, так и что важно экономический рост.

Тем не менее, в развивающихся странах ситуация развивалась по-разному. Вертикаль власти принимала разные формы в различных странах, во многом это зависело от способностей, масштабов личности и намерений их лидеров. В странах с сильными и мудрыми правителями, общее экономическое положение граждан и качество их жизни улучшилось. К примеру, в Индии после запрета в 2016 году транспорта с большим выбросом вредных примесей качество воздуха резко улучшилось. В Гане, в результате запуска амбициозных государственных программ по развитию инфраструктуры и созданию условий при которых чистая вода стала доступной всем гражданам, резко снизилось количество болезней вызываемых загрязнённой водой. Но в более авторитарных государствах дела шли хуже и в некоторых случаях заканчивались трагедиями – в странах, где безответственные элиты использовали возросшую власть для преследования своих интересов за счёт ухудшения жизни граждан.

Были и другие негативные процессы, - подъём враждебных националистических настроений создал новые угрозы: болельщики на ЧМ 2018, к примеру, носили пуленепробиваемые жилеты, украшенные национальным флагом. Строгое регулирование технологий притормозило инновации, удерживая издержки высокими, тем самым препятствуя процессу адаптации и широкому применению. В развивающемся мире, доступ к разрешённым технологиям расширился, но при это всё равно остался ограниченным: очаг технологического развития по большей мере находился в развитых странах, оставляя тем самым развивающимся удел “принимающей стороны” при котором за них решали бы, что лучше для них. Некоторые правительства сочли такое положение унизительным и отказались принимать компьютеры и другие технологии презрительно назвав их “второсортными”. Таким образом, развивающиеся страны, обладающие ресурсами и потенциалом, начали внутреннее развитие технологий, чтобы заполнить существовавшие пробелы.

“С помощью дисциплины и контроля можно некоторое время управлять отдельными обществами, но не всем миром и постоянно”

GK Bhat, JARU Leading Edge India

В то же время, в развитом мире появление новых жёстких вертикальных правил и норм существенно затормозило предпринимательскую активность. Учёным и изобретателям давались указания от правительств – в каком направлении следует проводить исследования и зачастую это оказывались проекты, нацеленные на прибыль (продукты, ориентированные на рынок) или же так называемые “верные ставки” (фундаментальные исследования) оставляя при этом более рискованные и инновационные сферы не исследуемыми. Обеспеченные страны и компании монополисты с большими исследовательскими бюджетами по-прежнему совершали существенные прорывы, но объект авторского права прорывных решений оставался строго в рамках государственной или корпоративной защиты. Россия и Индия ввели строгие внутренние стандарты в сфере надзора и сертификации всех продуктов, подвергающихся шифрованию, а также их поставщиков – т.е. в эту категорию все IT инновации. В ответ США и Европа тоже ввели строгие государственные стандарты, тем самым оказав тормозящий эффект на развитие и распространение технологий по всему миру.

В особенности в развивающемся мире, действия государств в рамках только собственных интересов зачастую означали необходимость поиска действенных альянсов, удовлетворяющих этим интересам – был ли это доступ к необходимым ресурсам или объединение с целью достижения экономического роста. В процессе роста сотрудничества на континенте, Кения удвоила свою торговлю с Южной и Западной Африкой. Китайские инвестиции в Африку увеличивались – новые рабочие места и развитие инфраструктуры в обмен на минералы и экспорт продовольствия – такая сделка одобрялась многими правительствами. Международные связи стали проявляться в формах помощи по обеспечению безопасности. Привлечение иностранных команд по безопасности, приветствовалось в странах с провальной внутренней политикой, находящихся в бедственном положении, при этом универсальные, широко известные решения тоже иногда приводили к положительным результатам.

В 2025 году люди устали от всё усиливающегося контроля со стороны властей, гражданам надоело позволять властям делать выбор за них.

Где бы национальные интересы ни входили в противоречие с индивидуальными, возникал конфликт. Ранее случайные выступления оппозиции стали всё более организованными и скоординированными, т.к. недовольная молодёжь и люди, чей статус и права ускользали от них – провоцировали гражданские беспорядки.

В 2026, протестующие в Нигерии свергли правительство, будучи по горло сытыми царящей в верхушке коррупцией и сватовством. Даже те, кого устраивала большая стабильность и предсказуемость, сложившаяся в мире, стали ощущать неудобства от столь строгих правил и стеснение в национальных границах. Усиливалось ощущение, что рано или поздно что-то нарушит устоявшийся порядок над которым так усердно работали правительства по всему миру.